в — Breakout box: 1 — к ЭБУ, 2 — к бортовому жгуту

 

Прокалывать щупом изоляцию проводов или соединителей не следует, т.к. это приводит к попаданию влаги и возникновению коррозии. В автосервисе при проведении электрических измерений на автомобиле иногда используются контактные булавки (рис. 4а, б), которые просовываются между уплотнителем соединителя и изоляцией провода, пока острие булавки не упрется в контакт внутри соединителя. К внешней головке булавки можно подключать щуп измерительного прибора.

В стационарных условиях измерительные приборы подключают к диагностируемому устройству (например, к ЭБУ) с помощью размножительной коробки (breakout box), которая показана на рис. 4 в. Такая коробка — это панель с контактными гнездами, к которым припаяны провода двух жгутов, один из которых (1) включается кразъему диагностируемого устройства, а другой (2) — в расстыкованный разъем бортового жгута. Таким образом, гнезда размножительной коробки позволяют подключиться к любой контролируемой цепи.


5. Компьютерные мотор-тестеры

 

Компьютерные мотор-тестеры появились первоначально в США. Сегодня они широко распространены повсеместно, их можно встретить и на современных российских предприятие автосервиса.

На рис. 5 схематично показан типичный компьютерный мотор-тестер, в данном случае это FKI—Сгурton (США). Аналогичное оборудование производят фирмы SUN, ВЕАR, В0SСН и другие.

Мотор-тестеры выполняются на базе IBM-совместимых компьютеров, имеют клавиатуру, дисплей, дисководы, привод СD-ROM. В комплект обычно входят набор соединительных проводов кабелей, стробоскоп. Информация в компьютер входит с помощью автомобильного анализатора в котором размещены аналоговые преобразователи, компараторы, усилители и другие устройства предварительной обработки измерительных сигналов. Анализатор подключается к необходимым элементам на автомобиле с помощью комплекта кабелей. Как правило, это один и тот же набор проводов независимо от производителя, подключенный к минусу аккумулятора, плюсу аккумулятора, плюсу катушки зажигания, минусу катушки зажигания, высоковольтный провод к катушке зажигания, высоковольтный провод к свече первого цилиндра, бесконтактный датчик тока на шине питания от аккумулятора, датчик температуры масла в двигателе (вставляется вместо щупа), датчик разрежения во впускном коллекторе и т.д.

Компьютер мотор-тестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее в виде твердой копии (распечатки-ла принтере). Устройство смонтировано на тележке для удобства перемещения по цеху.

С мотор-тестером поставляется комплект лазерных компакт дисков с сервисной информацией о различных моделях автомобилей и с инструкциями электромеханику-оператору, как подключать мотор-тестер к автомобилю, какие кабели использовать.

Перед проведением диагностики следует указать (набраную на клавиатуре мотор-тестера) модель автомобиля, тип двигателя и трансмиссии, системы, зажигания, впрыска топлива и другии, которые реализованы на данном автомобиле. После правильного подключения мотор-тестер способен диагностировать большинство автомобильных систем, включая системы пуска, электроснабжения, зажигания, определять компрессию в цилиндрах, измерять параметры системы приготовления топливовоздушной смеси.

Универсальность компьютерных мотор-тестеров определяется их программным обеспечением. Многие модели компьютерных мотор-тестеров работают в привычной большинству пользователей операционной системе Windows.

Важной частью процедуры диагностирования двигателя является определение параметров выхлопных газов. Обычно для этого применяют четырех компонент-ный газоанализатор, измеряющий концентрацию СО, СО2, НС И O2 в выхлопных газах. Имеются модели, измеряющие концентрацию NОx.

 

 

Рис. 5. Компьютерный мотор-тестер

 

Четырехкомпонентный газоанализатор поставляется с мотор-тестером встроенным в консоль, или в виде отдельного блока. Для определения концентрации СО, СО2 и СН используется недисперсный инфракрасный метод. Метод состоит в том, что инфракрасное излучение пропускается через выхлопные газы, затем анализируется выходной сигнал на приемнике излучения. Каждая компонента газа по-своему поглощает излучение различной длины волны, поэтому определить процентное содержание компонентов относительно несложно.

Концентрация О2 измеряется с помощью устройства, конструкция которого аналогична датчику кислорода, применяемого для управления соотношением воздух/топливо в двигателе. Устройство выдает напряжение, пропорциональное концентрации кислорода. Программное обеспечение мотор-тестера позволяет использовать данные газоанализатора для определения фактической величины соотношения воздух/топливо для двигателя. По информации можно судить о том, как работает обратная связь с датчиком концентрации кислорода в системе топливоподачи двигателя при стабилизации стехиометрического соотношения воздух/топливо.

Для успешного проведения диагностики с помощью компьютерного мотор-тестера следует выполнить следующие операции:

• произвести идентификацию автомобиля;

• правильно выполнить необходимые тесты (диагностические проверки);

• сравнить полученные данные с рекомендуемыми значениями

• установить по полученным результатам причину неисправности.

При, выполнении тестирующих процедур следует, соблюдать некоторые, условия: температура и обороты двигателя должны быть штатными, для данного испытания, некоторые вспомогательные устройства должны быть отсоединены или выключены.

Типичной тестирующей процедурой является сбор даных двигателя на холостом ходу в следующей последовательности:

• Режим холостого хода. Измеряются обороты холостого хода, стабильность работы по цилиндрам, состав выхлопных газов, напряжение пробоя на свече, напряжение искрового разряда, длительность искрового разряда, напряжение акумуляторной батареи, зарядный ток, напряжение на катушке зажигания, сигналы различных датчиков.

• Резко увеличивают обороты на холостом ходу (обычно 2500 об/мин). Измеряют напряжение пробоя на свече, напряжение искрового разряда, ускорение по цилисостав выхлопных газов, определяют пропуски воспламенения, изменение угла опережения и т. д.

• Сбрасывают обороты. Определяют ускорение по цилиндрам, состав выхлопных газов и т. д.

Во время теста на дисплее мотор-тестера отображаются значения контролируемых величин и результаты их сравнения с рекомендованными уровнями, записанными на СD-RОМ.

После проведения тестов и получения информации электромеханик приступает к диагностике. Программное обеспечение большинства мотор-тестеров позволяет их использовать в качестве экспертных систем на этом этапе. Компьютер на основании собранных данных выдает рекомендации и указания для поиска причины неисправности, которые часто оказываются полезными. Некоторые мотор-тестеры способны выдавать рекомендации, основанные на опыте эксплуатации, например: «..на этой модели реле бензонасоса иногда отказывает, начните проверку с него...» и т. д.

После обнаружения и устранения причины неисправности тесты (диагностические проверки) повторяют, чтобы убедиться, что неисправность действительно устранена,

Мотор-тестеры полезны при обнаружении неисправностей в топливной системе, системе зажигания, но с их помощью трудно обнаруживать непостоянные неисправности в сложных электронных системах. Во многих случаях здесь неисправность в одной системе проявляется в виде симптомов в других системах, связанных с первой.

Рассмотрим следующий реальный пример. Автоматическая коробка передач с электронным управлением на автомобиле с каталитическим нейтрализатором при стабильной скорости 80 км/ч начинает самопроизвольно переключаться с четвертой на третью скорость и обратно. Неисправность контроллера, управляющего коробкой передач, или гидравлики? Не то не другое. В результате диагностики была определена непостоянная неисправность датчика кислорода. Его неправильные показания вынуждали ЭБУ двигателя к внезапным изменениям соотношения воздух/топливо, а изменение в развиваемой двигателем мощности вызывали реакцию контроллера трансмиссии в виде переключения передач.

Непостоянные или неповторяющиеся отказы, такие, как в этом примере, могут быть обнаружены только при постоянном мониторинге параметров автомобиля во время эксплуатации. Это делают бортовые диагностические системы, являющиеся частью автомобильного ЭБУ.