Характеристика турпотока в Австралии

Огромные природные рекреационные ресурсы Австралии, экзотика, комфортность климатических условий, своеобразие растительного и животного мира, самобытная культура порождают рост иностранного туризма в стране. Однако удаленность Австралии от Европы и Америки – основных регионов, генерирующих туристический спрос, - препятствует расширению въездных турпотоков, поэтому австралийские курорты ориентированы на прием главным образом внутренних туристов.

Тем не менее, иностранный туризм в Австралии на подъеме. Доля иностранных туристов неуклонно увеличивается, постоянно растет и численность туристов из других стран. Если 1981 году в Австралию прибыло 500 тысяч иностранных туристов [11], то в 1996 году страна приняла уже 4,2 миллиона туристов из-за рубежа, а в 2001 году – 5 миллионов [23]. Въездной туризм ежегодно приносит в казну государства порядка 15,4 миллиардов долларов США. События сентября 2001 года, когда мир осознал реальную угрозу терроризма, привели к частичной переориентации турпотока на так называемые «спокойные направления». В итоге, многих туристов не досчитались Турция, страны Ближнего Востока, Юго-Восточная Азия, США, Россия. Австралия же оказалась в выигрышном положении: она расположена далеко от всех мировых «горячих точек» и привлекает туристов с новой силой.

Главные поставщики туристов в Австралию – Новая Зеландия, США, Великобритания, Малайзия, Сингапур, Япония и Гонконг. На их долю приходится большая часть прибытий в страну. Основная цель приезда в Австралию – отдых, с этой целью в страну приезжают 70% прибывших, доля деловых поездок составляет 10 %, остальные 20% составляют поездки с целью учебы, спорта или транзитные потоки [8].

Великобритания – бывшая метрополия Австралии, до сих пор официально главой государства является британский монарх. У Великобритании старые связи с Австралией, поэтому многие британцы до сих пор предпочитают проводить свой отдых в Австралии. Однако количество туристов из Великобритании постоянно снижается и сейчас эта страна только на третьем месте среди главных поставщиков туристов. В США, несмотря на высокую степень развития внутреннего туризма весьма велик интерес к Австралии, поэтому из этой страны поток туристов ежегодно возрастает. Но, конечно, в основном среди иностранных туристов Австралии новозеландцы. Новая Зеландия – ближайший торговый и политический партнер Австралии. Между двумя странами постоянно происходит взаимный обмен туристами, многие новозеландцы приезжают в Австралию на учебу и работу.

Средняя продолжительность пребывания международных туристов в Австралии – 24 ночевки. Это один из самых высоких показателей в мире. Австралия занимает 12-е место среди доходных туристических дестинаций в мире. На долю Австралии приходится 1,7% всех мировых поступлений от туризма. Темпы прироста поступлений составляют 36,7%. Австралия – мировой лидер по туристическим расходам [1].

Колебания прибытий туристов по месяцам заметны, хотя и не так значительны, как во многих других странах. Наиболее популярный месяц – декабрь. В этом месяце туристов примерно в два раза больше, чем во время самых непопулярных месяцев – июня и июля. Особенностью туристической отрасли Австралии является высокая популярность мая, октября и ноября – несезонных месяцев в Северном полушарии.

Вместе с тем, у туризма Австралии много проблем. В возникновении многих из них не виновата сама туристическая отрасль. Однако есть ряд факторов, существенно ограничивающих турпоток международных туристов в страну. Во-первых, это значительная удаленность Австралии от главных мировых центров цивилизации и высокоразвитых стран Северной Америки, Западной Европы и Японии. Примерно, 30% стоимости поездки в Австралию приходится на стоимость перевозки. Это не может не отражаться на количестве отдыхающих. В Австралию можно попасть только при помощи авиации или морского флота. При этом необычайно велика роль авиаперевозок: авиатранспорт перевозит в 13 раз больше пассажиров, чем морской [8]. Авиаперелет занимает большое количество времени, при этом при перелете из Европы обязательна стыковка в каком-нибудь аэропорту Азии (Сингапуре, Токио, Гонконге или др.). Именно дороговизна перевозок и останавливает многих потенциальных туристов, заставляя выбирать для отдыха более близкие к своему месту проживания места. И именно поэтому среди международных туристов Австралии очень много состоятельных граждан, которые не привыкли экономить.

Сильно влияют на количество международных туристов в Австралии стереотипы об Австралии, сложившиеся во многих странах. Расхожее мнение о том, что в Австралии ничего нет кроме кенгуру, коала, акул и пустынь не лучшим образом влияют на количество туристов. Многие боятся опасных австралийских животных. Действительно, в Австралии обитают 100 видов ядовитых змей, 70 видов акул (в том числе, черная и рифовая акулы), так называемая морская оса (медуза австралийская), опасная бородавчатая рыба, голубой осьминог, дикая собака динго, огромное количество ядовитых насекомых и т.д. Это сильно отпугивает туристов.

Многие европейские люди в своем отдыхе консервативны. Они привыкли каждый год отдыхать в одном и том же месте, лишая себя возможности посетить другие страны. Кроме того, среди видов отдыха с огромным перевесом лидирует купально-пляжный, и другие рекреационные ресурсы Австралии остаются незатронутыми.

Еще одна из проблем туризма Австралии, мнение о том, что в Австралию трудно попасть. Практика показывает, что в визах отказывается только примерно 1% туристов [26].

Подавляющее число иностранных туристов остаются довольны отдыхом в Австралии и стремятся приехать в страну еще неоднократно. Это говорит о беспочвенности опасений и страхов перед Австралией.