Характеристика фирмы
В этом разделе (начало основной части) бизнес-плана необходимо дать подробное описание будущих услуг, товара, продукта, которые будут предложены покупателям (потребителям).
Здесь излагается главная идея вашего бизнеса. Поэтому в данном разделе требуется четко ответить на ряд вопросов:
- какие потребности призван удовлетворить ваш продукт или услуга;
- в чем состоят особенности вашего продукта, и почему потребители будут отдавать предпочтение именно вашему продукту или услуге;
- почему вы выбрали этот продукт или услугу и этот рынок, чем они привлекают вас:
- каков жизненный цикл товара (услуги).
Для успеха бизнес-плана желательно включить в него фотографию или рисунок, позволяющие иметь представление о будущем бизнесе.
План маркетинга
Основной успех в бизнесе определяет знание ваших потребителей, или, иначе говоря, вашего рынка. Поэтому в бизнес-плане должно быть максимально хорошо отражено ваше знание рынка. Узнать рынок, четко представлять, кто будет покупать товар или услугу, помогут маркетинговые исследования.
В этом разделе необходимо представить оценку:
- потенциальной емкости рынка;
- потенциального объема продаж:
- реального объема продаж.
Кроме того, важно дать характеристику своим конкурентам, их стратегии и тактике.
В данный раздел следует включить такие пункты:
- цели и стратегии маркетинга;
- ценообразование:
- схема распространения товара или услуг:
- методы стимулирования продаж (сбыта);
- реклама;
- формирование общественного мнения о фирме и товарах или услугах.
Цели и стратегии
В бизнес-плане обязательно должны быть сформулированы цели и подцели фирмы и представлены стратегии, благодаря которым будут достигнуты цели.
Цели и стратегии надо определять не менее чем на трехлетний период. Реалистический прогноз более чем на три года, в быстро меняющихся рыночных условиях практически невозможен.
План производства
Данный раздел готовится для бизнеса, где будут заниматься производством товара. В этом случае раздел бизнес-плана должен содержать ответы на следующие вопросы:
1. Где будут подготавливаться товары - на действующем или вновь созданном предприятии?
2. Где местонахождение фирмы, предприятия, производящего товар, а также наличие поставщиков, их местонахождение, транспорт и т.д.?
3. Какие производственные мощности потребуются для организации производственного процесса?
4. Как будет осуществляться планирование производства и какова процедура составления планов и графиков работы? (Календарно-оперативное планирование).
5. Каковы будут издержки производства? Какова динамика их изменений?
6. Предусмотрена ли система охрана окружающей среды и утилизации отходов и т.д.?
Организационный план
Этот раздел должен содержать информацию об организационной структуре фирмы и сведения о персонале.
Организационная структура фирмы:
- организационная схема управления фирмой;
- состав подразделений и их функции:
- организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы:
- информация о кадрах, их квалификации, заработной плате и системе стимулирования, должностных инструкциях и квалификационных требованиях.
Сведения об управленческом персонале и исполнительных работниках должны содержать: возраст, образование, функциональные обязанности, права и полномочия, опыт работы, рекомендации по самосовершенствованию, системе стимулирования труда управленческих работников.
В этом разделе отражается кадровая политика фирмы: принципы отбора сотрудников, принцип найма, создание системы планирования, профессиональной подготовки, повышения и переподготовки кадров, выбор метода оценки качества выполняемой работы.
Юридический план
В данном разделе приводится вся информация, связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы. Раздел содержит:
- дату создания и регистрации:
- сведения, где и кем она зарегистрирована:
- учредительные документы;
- юридический адрес;
- основание формы собственности.
Финансовый план и прогноз рисков
Этот раздел должен содержать информацию о планировании финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. Финансовый план включает следующие разделы:
- оперативный план (отчет);
- план (отчет) доходов и расходов;
- план (отчет) движения денежных средств;
- балансовый отчет (план).
Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы на определенный период времени. План составляют на три года, отчет - за прошедший период времени.
В этом разделе необходимо составить стратегию финансирования, которая должна отвечать на следующие вопросы:
- сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта:
- где можно получить необходимые средства и в какой форме;
- когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода. Какова величина этого дохода.
Прогноз рисков должен содержать расчеты о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния. Эти сведения нужны особенно инвесторам или кредиторам. Для этого необходимо:
- привести перечень возможных рисков с указанием вероятности и их возникновения и ожидаемого ущерба от этого:
- указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков:
- представить программу страхования от рисков.