ФУНКЦИИ ПОИСКА (функции горизонтального и вертикального просмотра).
Применяются когда невозможно или неудобно использовать функцию ЕСЛИ.
Функция ГПР. Используется для поиска данных в горизонтальной таблице.
Формат функции: =ГПР(что_искать; где_искать; из_какой_строки_взять_результат; как_искать).
Здесь как_искать(тип поиска)это: 0 – поиск точный.
1 – поиск интервальный, если не найдено точное значение, искомым считается ближайшее меньшее
Поиск ведется всегда в первой строке блока поиска (“где искать”). Результат извлекается из параллельной нижележащей строки с указанным номером относительно первой строки блока (нумерация строк ведется внутри блока, начиная с №1).
Имеется вертикальный аналог функции ГПР – функция ВПР (для работы с вертикально расположенными тарифами)
=ВПР(что_искать; где_искать; из_какого_солбца_взять_результат; как_искать).
Поиск ведется в первом столбце блока поиска. Результат извлекается из параллельного столбца справа с заданным номером.
Задание 9. Повременная оплата с учетом разряда.Рассчитать заработную плату, зависящую от числа отработанных дней в месяце, разряда и премии. Для вычисления собственно зарплаты (область D7:D9) нужно число дней умножить на тариф, зависящий от разряда рабочего
зарплата=тариф_по_разряду•дней.
Для розыска разрядного тарифа понадобится функция ГПР. Так, формула для Петра
зарплата_Петра=ГПР(разряд_Петра; тарифная_сетка; строка_“тариф”; поиск_точный)• днейили
D7 =ГПР(C7;B$2:F$4;2;0)*B7.(=100р•10дн)– строка результата “тариф” имеет №2 внутри блока поиска, строка “премия” – №3. Премия также зависит от разряда. Напишите формулу E7=ГПР(. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Другая постановка. Пусть премия дается только при отработке >5 дней
E7=ЕСЛИ(B7>5;ГПР(…);0)*D7 или иначе E7=ГПР(…)*D7*ЕСЛИ(B7>5;1;0).Здесь ГПР(…) это
Еще задача. Отработавшим >25 дней к премии добавляется еще 10%E7= . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задание 10. Конвертирование валюты.При внешнеторговых операциях расчет с поставщиками выполняется в долларах, а с внутренними покупателями – в рублях и нужно конвертировать в рубли исходную (в момент поступления) и текущую (“на сегодня”) цены товара. Информация хранится в двух таблицах: таблице курса доллара (столбцы А,В) и таблице расчета рублевого эквивалента товара. Содержимое первого – последовательные значения дат и цены $. В клетке E1 предъявляется текущая дата. В основной таблице содержатся сведения о дате закупки товара и его закупочной цене в $ (столбцы D и F). В столбце G вычисляется рублевая цена товара на момент покупки, в H – его сегодняшняя рублевая цена. Для столбцов G, H понадобится функция ВПР с четвертым аргументом =1, т.е. поиск даты в курсовой таблице будет не точным, а интервальным, поскольку некоторых дат там нет и стоимость доллара тогда берется равной курсу ближайшей предыдущей даты, для которой она имеется (так, для 9 и 10 января берется курс за 8-е, для 13.янв – за 12-е).
Цена_закупки_в_руб. = Курс_$_на_день_закупки•цена_закупки_в_$или
Цена_закупки_в_руб. = ВПР(дата_закупки; курсовая_таблица; столбец _“цена_$”;
поиск_интервальный)•цена_закупки_в_$или
G3 =ВПР(D3;A$2:B$10;2;1)*F3.– нижняя граница (B10) блока поиска берется с запасом для ввода новых дат и курсов $.
А | В | C | D | E | F | G | H | I |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата | Цена $ | Сегодня | 13.янв | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 04.янв | 20р | Дата закупки | Товар | Цена($) закупки | Цена (р) закупки | Цена (р) сегодня | Цена +30% | Цена+ 40/50% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.янв | 21р | 04.янв | Стол | 100$ | ?р | ?р | ?р | ?р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.янв | 22р | 06.янв | Стул | 50$ | ?р | ?р | ?р | ?р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.янв | 23р | 09.янв | Тумба | 80$ | ?р | ?р | ?р | ?р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.янв | 24р | 10.янв | Шкаф | 100$ | ?р | ?р | ?р | ?р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.янв | 25р | 11.янв | Палас | 70$ | ?р | ?р | ?р | ?р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.янв | 26р | 12.янв | Софа | 100$ | ?р | ?р | ?р | ?р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вычислить рублевый эквивалент товара на сегодня (столбец H):
Цена_сегодня_в_руб.=Курс_$_на_сегодня• цена_закупки_в_$.Записать H3=ВПР(……………………………….…………….
Усложним задачу. Цена_сегодня, найденная в такой постановке, дает себестоимость товара на сегодня. Чтобы иметь прибыль надо продать его дороже (например на 30%). Напишите формулу в столбце I (не используя содержимое столбца H):
I3=ВПР(................................................................................................................................................
Усложним задачу. Пусть прибыль начисляется в зависимости от цены_закупки. На товар ценой менее 100$ она составляет 50%, на остальные – 40%. Напишите формулув столбце J (можно использовать H):
J3=ЕСЛИ(F3.......................................................................................
Еще. Товар, закупленный более 100 дней назад продается по себестоимости H, остальное, как в J.
К3= ЕСЛИ(..........................................................................................
G |
Замечания: 1. Даты следует вводить в числовом виде, так 4.1 будет автоматически преобразовано в 04.янв.
2. Единицы валюты (р и $) непосредственно (руками) вводить нельзя. Они устанавливаются форматированием данных.
Задание 11. Прогрессивный налог.Вычислить годовой подоходный налог с граждан. С дохода до 15т.руб. берется налог в размере 12%, с дохода до 35т – 18%, с дохода свыше 35т – 25%. Причем более высокий налог берется с той частью дохода, которая находится в соответствующем диапазоне. Например, с дохода в 60т, налог будет таков:
|
Формула в общем виде: налог=ЕСЛИ(доход<15; 12%•доход;
ЕСЛИ(доход<35; 12%•15+18%•(доход-15); 12%•15+18%•(35-15)+25%•(доход-35)))
Записать формулу вычисления налога, используя только адреса (а не константы) и “заморозив” нужные ссылки.
C7=ЕСЛИ(B7<A$2;B$2*B7;ЕСЛИ(B7<A$3; . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задание 12. Начисление стипендии.В сессию студентами сдавались два экзамена (вводится оценка) и зачета (вводится символ “+”). Неудовлетворительные оценки не выставляются (клетка остается пустой). Вычислить средний балл и стипендию, которая назначается студентам таким образом:
отличники – 3 минимальные зарплаты (МЗ)
сдавшие без троек (хорошисты) – 2 минимальные зарплаты
остальные сдавшие (троечники) – 1 минимальная зарплата
несдавшие – 0
Средний балл (F4) – среднее арифметическое оценок экзаменов, но только если сессия сдана, в противном случае он принимается равным нулю:
средний_балл=ЕСЛИ(сессия_сдана; то (логика+этика)/2; иначе 0)или
средний_балл=ЕСЛИ(логика_сдана И этика_сдана И химия_сдана
И право_сдано; (логика+этика)/2;0) или
средний_балл=ЕСЛИ(логика>2 И этика>2 И химия=”+” И право=”+”; (логика+этика)/2; 0)
Отсюда в виде формулы для первого студента (Петра):
F4 =ЕСЛИ(И(B4>2;С4>2;D4=”+”;E4=”+”); (B4+С4)/2;0).
Средний балл можно вычислить и иначе, исходя от обратного – если не сдана какая-либо из дисциплин, он принимается равным 0, иначе – среднее арифметическое:
средний_балл=ЕСЛИ(сессия_не_сдана; то 0; иначе (логика+этика)/2)или
=ЕСЛИ(логика_не_сдана ИЛИ этика_не_сдана ИЛИ химия_не_сдана ИЛИ право_не_сдано; 0; (логика+этика)/2) или
=ЕСЛИ(логика=0 ИЛИ этика=0 ИЛИ химия=0 ИЛИ право=0; 0; (логика+этика)/2)
F4 =ЕСЛИ(ИЛИ(B4=0;С4=0;D4=0;E4=0); 0; (B4+С4)/2). –пустая клетка считается равной нулю
а можно, используя функцию подсчета занятых клеток СЧЁТЗ, записать и так
F4 =ЕСЛИ(СЧЁТЗ(B4:E4)<4; 0; (B4+С4)/2).
Найдем стипендию:
стипендия=ЕСЛИ(отличник; 3; ЕСЛИ(хорошист; 2; ЕСЛИ(троечник; 1; иначе 0)))•МЗ или
стипендия=ЕСЛИ(ср._балл=5;3;ЕСЛИ(И(логика>3;этика>3;ср._балл>0);2;ЕСЛИ(ср._балл>0;1;иначе 0)))•МЗ
Окончательно для Петра (МЗ вынесем за ЕСЛИ):
G4 =ЕСЛИ(F4=5; 3; ЕСЛИ(И(B4>3;C4>3;F4>0); 2; ЕСЛИ(F4>0;1; 0)))*G$1.
Самостоятельно напишите выражение для стипендии при обратном порядке анализа успеваемости:
стипендия=ЕСЛИ(двоечник; 0; ЕСЛИ(троечник; 1; ЕСЛИ(хорошист; 2; иначе 3)))•МЗ
G4 =ЕСЛИ(. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .