Страстная неделя.

На утрени в Св. Великий понедельник, вторник и среду. Тропарь, гл. 8: «Вот Жених идет в полночь, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же милостей тот, которого Он застанет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена, сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне царствия Божия; но восстань и восклицай: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас». Ексапостиларий: «Чертог Твой я вижу, Спаситель мой, украшенным, но не имею достойной одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, Податель света, и спаси меня».

В Великий понедельник трипеснец (Св. Косьмы Маюмсксго). Песнь 1. Ирмос: «Осушившему непроходимое волнующееся море Божественным Своим повелением, и проведшему через него пешком народ Израильский, Господу воспоем, ибо Он торжественно прославился».

Тропарь: 1. «Неиз’яснимо нисхождение Слова Божия, так как Христос есть Сам Бог и вместе Человек, считая Свое Божество не предметом своекорыстия, Он показывает ученикам это тем, что является в» образе раба, ибо Он торжественно прославился». 2. «Я Сам, богатый Божеством, пришел послужить обнищавшему Адаму, образом которого Я–Создатель, облекся добровольно, Я, бесстрастный по Божеству, пришел положить душу Мою в искупление за него». Кондак, гл. 8: «Иаков рыдал об утрате Иосифа, а тот, доблестный, восседал на колеснице, пользуясь царским почетом. Ибо. не сделавшись однажды рабом наслаждений египтянки, он нашел за это прославление у Знающего сердца человеческие и Дающего венец бессмертия».

П. 8. И: «Устрашился неоскверненного, сообразного душе, тела благочестивых юношей и отступил неутолимый, чрезмерно разженный огонь и, когда обессилил живой пламень, воспевалась непрестанная песнь: все творения, воспевайте Господа и превозносите во все веки».

Тропари: 1. «Тогда познают все, что вы мои ученики, если будете соблюдать Мои заповеди», говорит Спаситель друзьям, «шествуя на страдание, имейте мир между собою и со всеми и, смиренно мудрствуя, возвышайтесь; и познав Меня, Господа, воспевайте и превозносите во все веки». 2. «Языческий обычай–господство над собратиями–пусть будет вам делом чуждым, ибо это не Мой жребий. Мое владычество–свободное произволение. Поэтому, кто хочет между вами быть предпочтен пред другими, да будет последним из всех, и, познав Меня, Господа, воспевайте и превозносите во все веки».

П. 9. И: «Возвеличил Ты, Христе, родившую Тебя Богородицу, от Которой Ты, Создатель наш, воспринял подобострастное нам тело, в искупление наших согрешений; ублажая Ее, мы все народы Тебя величаем».

Тропари: 1. «Отвергнув всякую нечистоту страстей, примите мудрое познание, достойное царства Божия, в котором вы прославитесь, просветившись яснее солнца, предсказал Ты, Премудрость всех, Твоим Апостолам'”. 2. «Смотря на Меня, –сказал Ты, Господи, ученикам Своим, –не высокомудрствуйте, но руководитесь смиренными мыслями; вы пьете чашу Мою, какую Я пью, поэтому в царстве Отца со Мною прославитесь».

На 6 часе прокимны. 1. «Когда возвращал Господь плен Сиона». Стих: «Тогда уста наши были полны веселия» (Пс. 125; 1–2). 2. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Стих: «Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует сторож»(Пс. 126; 1).

На вечерне на «Господи воззвах», гл. 1: 1. «Господь, идя на добровольные страдания, говорил в пути Апостолам: «Вот мы идем в Иерусалим и Сын человеческий будет предан, как сказано о Нем в Писании». Поэтому, приходите, пойдем за Ним и мы с чистыми мыслями; распнемся с Ним и ради Него умрем для житейских наслаждений, чтобы и ожить с Ним и услышать Его желанный голос: «Уже не в земной Иерусалим иду Я, чтобы пострадать, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему, и вместе с Собою возношу вас в вышний Иерусалим–в Царство Небесное». Гл. 8: «Устрашившись наказания, постигшего за неплодие иссохшую смоковницу, принесем, братья, плоды, достойные покаяния, Христу, дающему нам великую милость». Слава и ныне: гл. 8: «Змей, по речам нашедши в египтянке вторую Еву, старался ее ласками обольстить Иосифа. Но он, оставивши одежду, убежал от греха и, будучи обнаженным, не стыдился, подобно первозданному Адаму до его непослушания. Молитвами Иосифа, Христе, помилуй нас».

Прокимны, гл. 6: 1. «Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благоденствие Иерусалима». Стих: «Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его»(Пс. 127; 5. 1). 2. «Благословляем вас именем Господним»'. Стих: «Много теснили меня от юности моей» (Пс. 128; 8. 1).

В св. великий вторник–на утрени. Седален, гл. 4: «Будем, братья, приветствовать Жениха, приготовим свои светильники, сияя добродетелями, и истинною верою, чтобы нам, как мудрым Господним девам, быть готовыми войти с Ним на брачный пир, ибо Жених, как Бог, всем дарует венец бессмертия». Кондак, гл. 2: «Несчастная душа, размыслиз о последнем часе и устрашившись примера посечения смоковницы, усердно возделывай данный тебе талант, бодрствуя и восклицая: да не останемся мы вне Христова чертога».

Двупеснец (Св. Косьмы Маюмского). Песнь 8. Ирмос: «Три благочестивые юноши, не повиновавшиеся повелению мучителя, будучи ввержены в печь, исповедали Бога, воспевая: благословите, творения Господни, Господа».

Тропари: 1. «Далеко отбросим от нас нерадение и с светлыми светильниками встретим песнопениями бессмертного Жениха–Христа, взывая: благословите, творения Господни, Господа». 2. «Да будет довольно елея общительности в сосудах нашей души, чтобы, не употребляя времени воздаяния на куплю, нам воспевать: благословите, творения Господни, Господа». 3. «Получившие талант от Бога, с помощью даровавшего Христа, умножьте равномерно благодать, воспевая: благословите, творения Господни, Господа».

П. 9. И: Невместимого Бога вместившая во чреве и родившая радость миру, Тебя мы воспеваем, Богородица Дева».

Тропари: 1. „ Бодрствуйте, сказал Ты, Благий, ученикам: ибо не знаете, в который час придет Господь воздать каждому». 2. «При втором страшном пришествии Твоем, Владыка, причисли меня к овцам справа Тебя, презрев множество моих согрешений».

Стихиры на стиховне и на хвалитех, гл. 1: 1. «Как мне недостойному войти в светлые Твои обители? Как я дерзну вместе с другими войти в чертог, если меня выдает одежда, потому что она небрачная, и тогда я связанный буду выброшен Ангелами? Очисти, Господи, от нечистоты мою душу и спаси меня, как Человеколюбец». 2. Гл. 7. «Вот. душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Прийми дар со страхом и приобрети прибыль для Давшего Тебе; раздай нищим и тем приобрети в Господе друга, чтобы: стать по правую руку Его, когда придет Он во славе, и услышать блаженный голос: «войди, раб, в радость Господа Твоего». Этой радости, Спаситель, но Твоей великой милости удостой меня, сбившегося с пути». Слава и ныне: Гл. 4: «Слышав осуждение, постигшее раба, скрывшего талант, не скрывай, душа, слова Божия, проповедуй о Его чудесах, чтобы, увеличив благодатные дары, ты вошла в радость Господа Твоего».

На 6 часе прокимны, гл. 6; «Ибо у Господа милость и многое у Него избавление». Стих: гйз глубины взываю к Тебе, Господи. Господи, услышь голос мой» (Пс. 129; 7. 1–2) 2. гл. 4: «Да уповает Израиль на Господа от ныне и во век». Стих: «Господи, не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои» (Пс. 130; 3. 1).

На вечерне–на «Господи воззвах», гл. 3: 1. «Усыпленный душевною леностью, я не приобрел, Христе — Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и по своей бессмысленной жизни уподобился неразумным девам. Не закрывай, Владыка, от меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспечный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой; чертог, где радостный голос торжествующих и непрестанно взывающих; Господи, слава Тебе». 2. «Приидите, верные, послужим усердно Господу. Всем роздал Он дары Свои; постараемся же каждый по силам и способностям увеличить вверенный талант благодати: один да посвящает свой ум на добрые дела; другой пусть совершает служение просвещения; одаренный даром слова пусть употребляет его на образование невежественных; богатый пусть расточает свое богатство, помогая бедным. Так увеличим мы данное нам взаймы и, как верные деятели благодати, сподобимся Владычней радости, которой удостой нас, Христе Боже, как Человеколюбец». Слава и ныне: «Вот, душа моя, Владыка вверяет…»

См. Стихира на стиховне стр. 323. Прокимны, гл. 6: 1. «Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего». Стих: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение Его»(«Пс. 131; 8. 1). 2. гл. 4: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе». Стих: «Это–как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову» (Пс. 132; 1–2).

В Св. великую среду на утрени кондак, гл. 4: «Совершив беззаконий более блудницы, я совсем не принес Тебе, Благий, потока слез, но в безмолвной молитве припадаю к Тебе, с любовию лобызая пречистые ноги Твои, чтобы Ты, как Владыка, даровал мне отпущение грехов, и восклицаю: Спаситель, избавь меня от скверных моих дел».

Трипеснец (Св. Косьмы Маюмского). Песнь 3. Ирмос: «На камне веры утвердив меня, Ты раскрыл уста мои на врагов моих, ибо дух мой возвеселился, воспевая: нет столь Святого, как Бог наш, и нет праведного, кроме Тебя, Господи».

Тропари: 1. «Собирается совет беззаконников на тщетное дело со злобным намерением произнести осуждение на Тебя, Избавителя, Христе, Которому мы воспеваем: Ты — Бог наш, и нет Святого, кроме Тебя, Господи». 2. «Злое собрание беззаконных с душою богоненавистною намеревается умертвить, как злодея, Праведного Христа, Которому мы воспеваем: Ты — Бог наш, и нет Святого, кроме Тебя, Господи».

П. 8. И: «По грозному повелению мучителя седмикратно разжена была некогда печь, в которой юноши, презревшие требование царя, не опалились, но взывали: все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все веки».

Тропари: 1. «Жена, вылив драгоценное миро, на Владычнюю и Божественную чудную голову Твою, Христе, касалась чистых Твоих ног нечистыми руками к взывала: все творения Господни, воспевайте Господа ж превозносите во все века». 2. «Слезами омывает и своими волосами отирает ноги Создателя виновная во грехах; поэтому она и не лишилась прощения сделанных в жизни согрешений, но взывала: все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все веки» 3. „ Священнодействуется избавление благоразумной жены спасительным умилением и потоком слез, в котором она не постыдилась омыться раскаянием, но взывала: все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все веки».

П. 9. И: «Душами чистыми и нескверными устами приидите, возвеличим Непорочную и Пречистую Матерь Еммануила, вознося через Нее к Рожденному от Нее молитву: пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас».

Тропари: 1. «Злобный Иуда, оказавшийся неблагодарным и лукавым завистником, торгует богодостойным даром, ради которого отпущен долг грехов, продавая богоприятную благодать: пощади наши души, Христе Боже, и спаси нас». 2. «Что дадите мне и я предам вам Христа, Которого вы хотите взять», говорит пришедший к беззаконным начальникам Иуда, отвергший за золото общение свое со Христом: пощади наши души, Христе Боже, и спаси нас». 3. «О, слепое сребролюбие, из–за которого ты, нечестивый, забыл, что» весь мир не стоит души, как и был ты научен, ибо с отчаяния, повесившись, удавился ты, предатель: пощади наши души, Христе Боже, и спаси нас».

Стихира на стиховне, гл. 6: «Ныне Христос пришел в дом фарисея, и женщина–грешница подошла и припала к ногам Его с воплем: «Взгляни на меня, потонувшую в грехе и отчаявшуюся вследствие своих дурных поступков, но не отвергнутую Твоею благостью, и дай мнеГ/ Господи, отпущение грехов и спаси меня». На хвалитех, гл. 1: «Одна блудница, познавши в Тебе, Сын от Девы, Бога, говорила с рыданием, умоляя, как наделавшая много достойного слез: отпусти долг, как я свои волосы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я, Благодетель–Человеколюбец, буду проповедывать Тебя среди мытарей».

На 6 часе прокимны, гл. 4: 1. «Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю». Стих: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни» (Пс. 133; 3. 1). 2. гл. 6: «Боящиеся Господа, благословите Господа». Стих: «Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господни»(Пс. 134; 20. 1).

На вечерне–на «Господи воззвах», гл. 1: 1. «Когда грешница приносила миро, тогда ученик совещался с беззаконными. Одна радовалась, растрачивая драгоценное миро, а другой спешил продать Неоценимого. Она познавала Владыку, а он отделялся от Владыки. Она получала свободу, а Иуда делался рабом врага. Страшное дело–расслабление души; великое дело–покаяние, которое и даруй мне, Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас'”. 2. «Злосмрадная и оскверненная женщина приступила, проливая слезы па ноги Твои, Спаситель, исповедуя свою страсть: «Как взгляну на Тебя, Владыка, но Ты Сам пришел спасти блудницу; восстанови из глубины и меня, умершую, Ты, воздвигнувший из гроба четверодневного Лазаря. Прийми меня–несчастную, Господи, и спаси меня». Слава и ныне: гл. 8: «Господи, одна женщина, впавшая во множество грехов, чувствуя Твое Божество, принявши на себя обязанность мироносицы, прежде Твоего погребения, рыдая, приносит Тебе миро и говорит: «Горе мне, потому что страсть невоздержания для меня ночь; любовь ко греху–мрак беспросветный. Приими источники моих слез Ты, управляющий в облаках морской волной. Склонись к моим сердечным стонам Ты, приклонивший: небеса ради Твоего снисхождения. Я облобызаю и опять оботру волосами своей головы Твои пречистые ноги, шум от которых услышав своими ушами Ева в раю после полудня от страха скрылась. Спасающий души, Спаситель мой, у меня множество грехов, но кто исследует бездну Твоего правосудия? Ее презри меня, рабу Твою, Ты, имеющий безмерную милость».

Прокимны, гл. 4: «Славьте Бога небес, ибо Он благ, ибо во век милость Его». Стих: «Славьте Бога богов, ибо во век милость Его», (Пс. 135; 26. 2). 2. «Милость Твоя, Господи, во век: дело рук Твоих не оставляй». Стих: «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред Ангелами пою Тебе»(Пс. 137; 8. 1).

В Св. Великий четверг–на утрени, тропарь, гл. 8: «Когда славные ученики просвещались на вечери при умовении ног, тогда нечестивый Иуда, одержимый сребролюбием, омрачился: Тебя, Праведного Судию, он предает судьям беззаконным. Собиратель богатств, смотри на удавившегося из за них. Избегай жадности: вот, что она дерзнула сделать с Учителем. Господи, всех превосходящий милостью, слава Тебе».

Канон (Св. Косьмы Маюмского). Песнь 1. Ирмос: «Ударом жезла рассекается Чермное море и волнообильная бездна осушается, сделавшись удобопроходимою для безоружных и вместе гробом для вооруженных. Поэтому воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился».

Тропари: 1. „ Виновница всего и подательница жизни, беспредельная Божия Премудрость создала себе жилище от Чистой Безмужной Матери, ибо, облекшись в телесный храм, Христос Бог наш торжественно прославился». 2. Преподавая таинство возлюбленным Своим, истинная Премудрость Божия приготовляет душепитательную Трапезу и предлагает верующим Чашу бессмертного пития. Приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился». 3.., Будем внимать, все верные, призывающей возвышенным голосом, несозданной и самосущей Премудрости Божией, ибо она взывает: вкусите и, познав, что Я–Христос, восклицайте–Христос Бог наш торжественно прославился».

П. 3. И: «Господь и Создатель всего, бесстрастный Бог, обнищав, соединил с Собою создание и, будучи Пасхою для тех, за которых готовился умереть, Сам Себя предварительно принес в жертву, взывая: вкушайте Тело Мое и утверждайтесь верою».

Тропари: 1. «Искупительною для всего человеческого рода собственною Чашею, наполненною веселием, напоил Ты, Благий, учеников Своих, ибо Ты священнодействуешь над Самим Собою, взывая; пейте- Кровь Мою и утверждайтесь верою». 2. «Безумный человек, находящийся между вами предатель, не познает этих тайн и, как неразумный, не уразумеет», предсказал Ты, Незлобивый, Своим ученикам, «но вы пребывайте во Мне и утверждайтесь верою».

П. 4. И: «Пророк, провидев непостижимую Твою тайну, Христе, провозгласил: «Крепкую любовь могущества Твоего явил Ты, Отец, Милосердный, ибо Ты, Благий, послал в мир Единородного Сына, как искупительную жертву».

Тропари: 1. «Шествуя на страдания, источившие всем потомкам Адама бесстрастие, сказал Ты, Христе, Своим друзьям: «С вами возжелал Я причаститься этой Пасхи, ибо Отец послал Меня, Единородного, для очищения мира». 2. «Причащаясь из чаши, взывал Ты, Бессмертный, к ученикам: «Плода виноградного уже более не буду пить с вами в этой жизни, ибо Отец послал Меня, Единородного, для очищения мира». 3. «Питие новое, превышающее разум, –говорю Я, буду пить в царстве Моем», –сказал Ты, Христе, друзьям, — «когда вместе с вами буду Я, как Бог с богами, ибо Отец послал Меня, Единородного, для очищения мира».

П. 5. И: «Апостолы, соединяемые узами любви, предавши себя Владыке мира, Христу, приняли от Него омовение прекрасных ног, чтобы идти проповедывать всем мир».

Тропари: 1. «Держащая неудержимую и возвышенную в воздухе воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка омывает ноги рабов». 2. «Пример смирения показывает Владыка ученикам. Облекающий небо облаками препоясывается полотенцем и преклоняет колена омыть ноги рабов Тот, в чьей руке дыхание всего существующего».

П. 6. И: «Глубочайшая бездна грехов окружила, меня и, не перенося более волнения, как Иона, взываю к Тебе, Владыке: спаси меня от погибели».

Тропари: 1. «Господом и Учителем вы называете Меня, ученики; Я истинно–таков», взывал Ты, Спаситель, «поэтому, подражайте примеру, какой вы видели во Мне». 2. «Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо один из вас безрассудно злоумышляет».

П. 7. И: «Юноши в Вавилоне не устрашились пламени печи, но, вверженные в середину огня, орошаемые, воспевали; благословен Ты, Господи, Боже отцев ваших».

Тропари: 1. «Движением головы выражая согласие на предательство, Иуда предусмотрительно устраивал злодеяние, ища удобного времени предать на суд Судию, Который есть Господь всех и Бог отцев наших». 2. «Один из вас предаст Меня», сказал Христос друзьям; они же, забыв радость, предались скорби и страху и говорили: «Скажи, кто это, Боже отцев наших»? 3. «Кто вместе со Мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы никогда не проходить ворот жизни; так указывал на того, кто был предателем, Бог отцев наших».

П. 8. И: Благочестивые юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за отеческие законы, презрели безумное повеление властителя, и охваченные огнем не опалились, но воспели достойную Победителя песнь: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки».

Тропари: 1. «Блаженные Апостолы, вечерявшие вместе с Словом в Сионе, неотступно следовали за Ним, как, агнцы за пастырем, и, соединившись со Христом, от Которого не отлучались, питаемые Божественным словом, с благодарностью взывали: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки». 2. «Злонравный Искариот, преднамеренно забыв закон любви, подвигнул на предательство омытые ноги; и евший Твой Хлеб–Божественное Тело, поднял пяту на Тебя, Христос, и не разумел взывать: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки». 3. «Бессовестный принял Тело, очищающее от греха, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; не постыдился он пить проданную за цену; не погнушался зла и не познал взывать: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки».

П. 9. И: «Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой в горнем месте приидите, верные, насладимся с возвышенными чувствами, познав пришедшее Слово от Самого Слова. Которое мы величаем».

Тропари: 1. «Идите, –сказало Слово ученикам, –приготовьте в Сионской горнице пасху, утверждающую ум тех, которым Я преподаю таинство словом истины, не имеющим закваски. Силу же благодати величайте». 2 «Отец прежде веков рождает Меня–творческую Премудрость; на дела, ныне таинственно совершаемые, Он создал Меня в начало путей, ибо, будучи Словом, не созданным по естеству, Я по этим словам сродняюсь с природой, которую ныне воспринял». 3. «Как Я стал человеком существенно, а непризрачно, таки соединенная со Мною природа обожествлена по причине общения. Поэтому знайте Меня, Одного Христа, сохраняющего то, из чего, в чем и чем Я сделался'.

На хвалитех, г. 2 1. «Спешно собирается, наконец, Иудейский совет, чтобы Творца и Создателя мира предать Пилату. Какое беззаконие! О какое ожесточенное неверие! Они сами устраивают суд над Имеющим судить живых и мертвых; Исцеляющего страдания готовят к страданиям. Долготерпеливый Господа, велика Твоя милость, слава Тебе». % «Господи, беззаконный Иуда, на вечери опустивший с Тобою руку в блюдо, к беззаконникам протянул руки, чтобы взять сребренники. Он, ценивший миро, не устрашился продать Тебя, Неоценимого; отдавший ноги для омовения, предательски облобызал Господа для указания врагам; так отрекся он от Апостольского общества и бросил сребренники, не думая о Твоем воскресении, которым помилуй нас». Слава и ныне: 3. «Агнец, о Котором возвещал Исайя, идет на добровольное заклание и плечи дает на раны, щеки на ударение, лица же не отвращает от стыда заплеваний и осуждается на бесчестную смерть. Безгрешный все принимает добровольно, чтобы всем даровать воскресение из мертвых».

На стиховне, гл. 8: «Ныне собрался против Христа злой синедрион и тщетное замышляет против Него, чтобы Неповинного предать Пилату на смерть. Ныне Иуда прибавляет к деньгам петлю себе, вдвойне лишается временной и божественной жизни. Ныне Каиафа невольно пророчествует, говоря, что лучше Одному погибнуть за народ, ибо Он пришел страдать за наши грехи, чтобы освободить нас от рабства греху, как Благий и Человеколюбивый». Слава и ныне, гл. 5: «Таинственно руководя Своих учеников, Ты, Господи, научил их, говоря: «Смотрите, друзья, чтобы никакой страх не разлучил вас со Мною, ибо, хотя Я и страдаю, но за мир; потому не соблазняйтесь, ибо не затем пришел Я, чтобы служили Мне, но чтобы Самому служить и отдать душу Мою, как цену искупления за мир. Итак, если вы, –друзья мои, подражайте Мне: желающий быть первым, да будет последним; господин, как слуга. Пребудьте во Мне, чтобы принести плод винограда, ибо Я есть виноградная лоза жизни».

На 1 часе прокимны, гл. 1: 1. «Да познают народы, что Ты, Которого Одного имя–Господь». Стих: «Боже, кто уподобится Тебе»(Пс. 82; 19. 1). 2, гл.8: «Помолитесь и воздавайте обеты Господу Богу вашему».

Стих: «Ведом в Иудее Бог, у Израиля велико имя Его»(Пс. 76; 1–2),

Стихиры на «Господи воззвах». гл. 2: 1. «Иуда; коварный предатель, коварным целованием предал Господа Спасителя; Владыку всех, как раба, продал Иудеям; как овца на заклание, так Он, Агнец Божий, Сын Отца, последовал на смерть, Единый Многомилостивый». 2. «Иуда, раб и коварный льстец, ученик и злоумышленник, друг и диавол, по делам явился таковым, ибо следовал за Учителем, но замышлял против Него предательство, говорил сам в себе: «Я предам Его и приобрету значительное богатство». Желая и миро предать и Иисуса обманом взять, воздал целование, предав Христа. И как овца на заклание, так последовал Он, Агнец Божий, на смерть, Один Милосердный и Человеколюбец». Слава и ныне, гл. 6: «Иуда, воистину потомок тех евреев, которые ели манну в пустыне и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога, И этот нечестивец, держа во рту небесный Хлеб, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! О, бесчеловечная дерзость! Он продает Питающего и Владыку, Который любил его, он предал на смерть. Воистину он беззаконный сын трех нечестивцев и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, наши души от такого бесчеловечия, Ты — Единственный, Несравнимый в долготерпении».

Прокимны, гл. 1: 1. «Избавь меня, Господи, от человека злого, сохрани меня от притеснителя». Стих: «Они мыслят злое в сердце всякий день»(Пс. 139; 1–2), 2. Гл. у: «Избавь меня от врагов моих, Боже мой, Защити меня от восстающих на меня». Стих: «Избавь меня от делающих беззаконие»(Пс. 58; 2–3). Прокимен перед чтением Апостола, гл. 7: «Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Стих: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?»(Пс. 2; 2. 1).

Вместо Херувимской: «Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери, да не открою я тайны врагам Твоим и не. дам Тебе такого целования, какое дал Иуда, но как благоразумный разбойник исповедую Тебя: «Вспомни меня, Господи, в царстве Твоем».

В Св. Великую пятницу на утрени(в четверг вечером). Тропарь тот же, что в четверг: «Когда славные ученики….» (Стр. 328).

1 Евангелие от Иоанна 13:31–18:1. Антифоны, Гл. 8: 1.,, Народные начальники собрались против Господа и Помазанника Его. Беззаконно обвинили они Меня; Господи, Господи, не оставь Меня». 2, гл. 6: «Пошел Иуда и сказал беззаконным книжникам: «Что вы дадите мне и я вам предам Его?«А среди совещавшихся невидимо стоял Ты Сам, о Котором было совещание. Сердцеведец, пощади наши души», 3. Гл. 2: «Вследствие воскрешения Лазаря еврейские дети восклицали Тебе, Человеколюбец: «Осанна». Но преступный Иуда не пожелал уразуметь этого». Седален, гл. 7: «Питая на Вечери учеников и зная предательский умысел, Ты обличил на ней Иуду. Хотя Ты видел его неисправимым, но этим захотел открыть всем, что Ты добровольно предался, чтобы избавить мир от врага. Долготерпеливый, слава Тебе».

2 Евангелие: Иоанна 18; 1–28. Антифоны, гл. 5: 4. «Сегодня Иуда покидает Учителя и принимает в себя диавола. Ослепленный страстью сребролюбия и об'ятый мраком, он лишается счета, ибо как мог видеть продавший Светило за тридцать сребренников? Пострадавший же за мир, воссиял нам Солнцем, и Ему мы воспеваем: Пострадавший и к людям сострадательный Господи, слава Тебе». 5. гл. 6 «Ученик договорился о цене за Учителя и за тридцать сребренников продал Господа, коварным поцелуем предав Его преступникам на смерть». 6. гл. 7: «Сегодня Иуда бодрствует, чтобы предать Господа, Предвечного Спасителя мира, Насытившего пятью хлебами множество народа. Сегоднд преступник отрекается от своего Учителя. Будучи учеником, предал Владыку, продал за деньги манною Листавшего человека». Седален, гл. 7: «Что сделало тебя. Иуда, предателем Спасителя? Разве Он исключил тебя из числа Апостолов, или лишил тебя дара исцелений, или во время вечери отверг тебя от трапезы, или омыв ноги остальным, Он обошел твои? О, сколько милостей забыл ты, и теперь обличается твоя неблагодарность» Его несравненное долготерпение и великая милость проповедуется в поучение».

3 Евангелие: Матф. 26; 57–75. Антифоны, гл. 8: 7. «Схватившим Тебя преступникам Ты, среди истязаний, так говорил, Господи: «Хотя вы поразили Пастыря и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих, Я мог бы призвать на помощь более двенадцати легионов Ангелов. Однако Я все терплю, чтобы исполнилось, что Я открыл вам через пророков Моих, все сокровенное и тайное. Господи, слава Тебе». 8, гл. 2: «Скажите беззаконники, что слышали вы от Спасителя нашего? Не утвердил ли Он закон и учение пророков? Как же помыслили вы предать Пилату рожденного от Бога Бога–Слово, Избавителя наших душ?«9, гл. 3. «Предложили тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили они от имени сынов израилевых. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушиние: дух бодр, плоть лее немощна. Поэтому бодрствуйте». Седален, гл. 8: «О, как Иуда, некогда Твой ученик, замыслил предать Тебя! Злоумышленник и беззаконник, коварно разделив с Тобою Вечерю, пошел к священникам и сказал: «Что вы дадите мне, и я предам вам Его, нарушившего закон и осквернившего суббэту? Долготерпеливый Господи, слава Тебе».

4 Евангелие: Иоанна 18; 23 — 19; 16. Антифоны, гл. 6: 10. «Одевающийся светом, как одеждою, предстал на суде обнаженным и принял удар по щеке от рук, которые Сам создал. А преступный народ пригвоздил ко кресту Господа славы. Тогда разодралась завеса в храме; солнце померкло, не вынесши видеть оскорбляемым Бога, пред которым трепещет весь мир. Поклонимся Ему». 11, гл. 6: «За все добро, что Ты, Христе, сделал еврейскому народу, осудили Тебя на распятие, напоили уксусом и желчью. Поэтому, Господи, воздай им по делам их за то, что не хотели они понять Твоего снишествия». 12, гл. 8: «Вот, что говорит Господь иудеям: «Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежавшего на одре, восставил. Народ Мой, что Я сделал тебе и чем ты отплатил Мне: за манну–желчью, за воду–уксусом; вместо любви вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к Себе Моих язычников: они прославят Меня с Отцем и Духом, и Я дарую им жизнь вечную». Седален, гл. 8: «Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафою и Судия был предан Пилату, затрепетали от страха Небесные Силы; затрепетали они и когда Ты был поднят на крестном древе между двух разбойников и Безгрешный причислен к преступникам, чтобы спасти человека. Незлобивый Господи, слава Тебе».

5 Евангелие: Матф. 27; 3–32. Антифоны, гл.6: 13. «Иудейская толпа потребовала от Пилата распять Тебя, Господи. Не на шедши в Тебе вины, иудеи освободили преступника Варавву, а Тебя, Праведника, осудили, наследственно взяв на себя грех убийства. Поэтому, воздай им. Господи, по заслугам, что они возвели на Тебя ложное обвинение». 14, гл. 6: «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю; на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Удостой нас увидеть и славное Твое воскресение». Седален, и. 4: «Ты искупил нас от законного проклятия драгоценною Твоею Кровию. Пригвожденный ко кресту и копьем пронзенный, Ты источил бессмертие людям, Спаситель наш, слава Тебе».

6 Евангелие: Марка 15; 16–32. «В Царстве Твоем вспомни нас, Господи, когда придешь в Царство Твое». «Блаженны нищие…» (см. изобразительные). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Гл. 4. «Из–за дерева Адам был выселен из рая, и через древо креста разбойник вселился в рай; первый, вкусив запрещенного плода, нарушил заповедь своего Творца; второй, с Тобою распинаемый, Богом исповедал Тебя, хотя Ты ему не открывался. Вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем…». «Радуйтесь к веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах». «Рукописание грехов на кресте разорвал Ты, Господи, и причисленный к мертвым, связал тамошнего властителя и всех набавил от оков ада Своим Воскресением, которым мы просветились, Человеколюбивый Господи, и восклицаем Тебе: вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем».

Прокимен, гл. 4: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий». Стих: «Боже мой, Боже мой, внемли Мне: для чего Ты оставил Меня?»(Пс. 21; 19. 2).

7 Евангелие: Матф. 27; 33–54. 8 Евангелие: Луки 23; 32–49. Трипеснец гл. 6. (Св. Косымы Маюмского.)

Песнь 5. Ирмос: «Утро посвящаю Тебе, Слово Божие, без изменения уничижившему Себя, по милосердию к падшему человеку, и кротко снисшедшему до страданий; мир даруй мне, падшему, Человеколюбец».

Тропари: 1. «Ныне, омывши ноги и благовременно очистившись причащением Божественного таинства, служители Твои, Христе, взошли с Тобою с Сиона на великую гору Елеонскую, воспевая Тебя, Человеколюбец». 2. «Смотрите, други, сказал Ты, не ужасайтесь, ибо ныне приблизился час предательства и убиения руками беззаконных: вы же все рассеетесь, оставив Меня, но Я соберу вас проповедывать о Мне–Человеколюбце».

Кондак, гл. 8: «Приидите, все прославим в пений Распятого за нас, ибо Мария видела Его на кресте, и говорила: «Хотя Ты и распятие переносишь, но все же Ты — Сын Мой и Бог» Икос: «Агница–Мария, видя Своего Агнца, ведомого на заклание, в сопровождении других жен с распущенными волосами следовала за Ним, взывая: «Куда Ты идешь, Чадо? Зачем спешишь так? Или другой брак совершается в Кане и Ты спешишь туда, чтобы превратить воду для них в вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать, пока вернешься Ты? Скажи Мне в ответ хотя одно слово, Слово Божие. Пе пройди, молча, мимо Меня Ты, Который сохранил Меня Чистою, ибо Ты — Сын и Бог мой».

П. 8. И: «Божественные юноши предали позору защитника богопротивного нечестия, а озлобленное против Христа собрание беззаконных замышляет напрасное, намереваясь убить Держащего жизнь в Своей руке, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки».

Тропари: 1. «Стряхните ныне сон с ваших очей, сказал Ты, Христе, ученикам и бодрствуйте в молитве, чтобы не впасть вам в искушение, особенно же ты, Симон, ибо сильнейшему больше искушения; познай, Петр, Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки». 2. «Унизительного слова никогда не произнесу своими устами, Владыка; с Тобою умру, как благоразумный, хотя бы все отверглись, воскликнул Петр; не плоть и кровь, но Отец Твой открыл мне Т? бя, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки». 3. «Не постиг ты, человек, бездны судеб Моих а не всю глубину Божественной премудрости и познания изследовал, сказал Господь. Поэтому, будучи плотию, не превозносись, ибо трижды отречешься от Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки». 4. «Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в сказанном и даже одна служанка, подошедши, устрашит тебя, сказал Господь, но горько восплакав, найдешь милостивым Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки».

П. 9. И: «Честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, девственно родившую Бога Слова, истинную Богородицу, Тебя величаем».

Тропари: 1. «Губительная толпа богоненавистников, сборище коварных богоубийц, окружили Тебя, Христе, и как преступника влекли Создателя веех, Которого мы величаем». 2. «Нечестивые, неразумевшие закона и напрасно изучавшие изречения пророков, преступно влекли на заклание, как овцу, Тебя, Владыку всех, Которого мы величаем». 3. «Священники с книжниками, движимые завистливою злобою, предали на убиение назначенную народам Жизнь, Жизнодавца по естеству, Которого мы величаем». 4. «Они окружили Тебя, Царь, как множество псов, били, ударяя Тебя по лицу, спрашивали Тебя, ложно свидетельствуя против Тебя и претерпев все, Ты спас всех».

Енсапостиларий: «Разбойника благоразумного Ты тотчас рая сподобил, Господи. И меня древом крестным просвети и спаси меня».

9 Евангелие: Иоанна. 19; 25–37. Стихира на хвалитех, гл. у 1. «Два преступления совершил первородный сын Мой Израиль: он оставил Меня, Источника живой воды, и вырыл себе родник отравы; Меня распял на древе, а Варавву выпросил и отпустил. Небо содрогнулось при этом и солнце скрыло свои лучи. Ты же, Израиль, не устрашился, но предал Меня смерти. Прости им, Святый Отче, ибо они не знают, что сделали». 2. «Когда Ты, Христе, был распят, вся природа, видя эго, затрепетала, основания земли колебались в страхе от силы Твоей; Когда Ты вознесен был на крест, еврейский народ погиб, завеса в храме разорвалась надвое и мертвые воскресли из гробов; сотник, видев чудо, ужаснулся. Предстоящая же Матерь Твоя рыдала в материнской скорби, взывая: «Как Мне не плакать и не бить от горя в Свою грудь, видя Тебя, как осужденного, обнаженным, висящим на кресте? Распятый и погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе». Слава и ныне: «Плечи Мои Я дал на бичевание и лица Моего не отвратил от заплевания. Я предстал на суд Пилата и претерпел крестные страдания ради спасения мира».

10 Евангелие: Марка 15; 43–47. Великое славословие. 11 Евангелие: Иоанна 19;38–42. Стихиры на стиховне, гл.1: 1. «Весь мир содрогнулся от страха, видя Тебя, Христе, висящим на кресте: солнце помрачилось, основы земли поколебались, все страдало с Тобою, Творцом вселенной. Господи, добровольно за нас пострадавший, слава Тебе». Гл. 2, 2. «Нечестивый и преступный народ зачем замышляет тщетное? Зачем Жизнь вселенной он осудил на смерть? Великое чудо! Творец мира предается в руки язычников и Человеколюбец поднимается на крест, чтобы освободить находящихся в аду узников, восклицающих: Долготерпеливый Господи, слава Тебе». Слава, гл. 8: «Господи, страх и трепет охватил все созданное, когда Ты восходил на крест. Однако же Ты не позволил земле поглотить Твоих распинателей, но повелевал аду освободить узников. Для возрождения людей Ты, Судия живых и мертвых, пришел даровать жизнь, а не смерть, Человеколюбивый, да будет Тебе слава». И ныне, гл. 8: «Вот уже омокается трость для написания приговора неправедных судей; Иисуса судят и осуждают на крест. И страдает вся тварь, видя Господа на кресте. Но, Благкй Господи, ради меня страдавший плотию, слава Тебе». 12 Евангелие: Матф. 27; 62–66.

В Св. Великую пятницу на часах. (Святого Кирилла Александрийского), На 1 часе, стихиры, гл. 8: 1. «Сегодня завеса в храме разрывается в обличение беззаконников, а солнце, при виде распинаемого Господа, скрывает свои лучи». 2. «Христос–Царь, как овца, Ты был веден на заклание и, как кроткого агнца, пригвоздили Тебя к кресту беззаконники за наши грехи,. Человеколюбивый».

Прокимен, гл. 4: «Сердце его слагает в себе неправду». Стих: «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем»(Пс. 40; 7, 2).

На 3 часе, стихиры, гл. 8: 1. «Из–за страха пред иудеями друг Твой и близкий, Петр, отрекся от Тебя, Господи, и, рыдая, так восклицал: «Не забудь моих слез. Милосердный, ибо я обещал сохранить веру и не сохранил». И наше покаяние так же прииди и помилуй нас». 2. Гл. у «Ведомый на крест так взывал Ты, Господи: за какое дело вы хотите распять Меня, иудеи? Расслабленных ваших Я сделал здоровыми, мертвых, как бы от сна воскресил, исцелил кровоточивую, помиловал хананеянку. За что же вы хотите убить Меня, иудеи? Но, беззаконники, вы увидите, что Тот, Кого вы ныне пронзаете копьем, есть Христос».

Прокимен, гл. 4: «Я близок к падению и скорбь моя всегда предо мною». Стих: «Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня». (Пс. 37; 18, 2).

На 6 часе стихиры, гл. 8: 1. «Вот, что говорит Господь…» (см. стр. 336). 2. «Законодатели Израилевы, иудеи и фарисеи, собор Апостолов взывает к вам: «Вот Храм, Который вы разрушили; вот Агнец, Которого вы распяли, предали могиле, но Он воскрес Собственною властью. Не заблуждайтесь, иудеи, Он есть спасший вас в море и питавший в пустыне; Он есть Жизнь и Свет и Мир для мира». 3. «Приходите, христоносный народ, посмотрим, что замыслил Иуда–предатель с преступными священниками против Спасителя нашего: сегодня они признали достойным смерти Бессмертное Слово и, предавши Его Пилату, распяли на лобном месте. И, претерпевая это, Спаситель наш громко воскликнул: «Отче, отпусти им этот грех, чтобы язычники познали Мое воскресение из мертвых».

Прокимен, гл. 4: «Господи, Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле». Стих: «Слава Твоя простирается превыше небес»(Пс. 8; 2).

На 9 часе стихира, гл. 7: «Страшно было видеть Творца неба и земли висящим на кресте, солнце померкшим, день снова превратившимся в ночь и землю отсылающую тела мертвых из гробов; с ними поклоняемся Тебе, спаси нас».

Прокимен, гл. 6: «Сказал безумец в сердце своем: жНет Бога». Стих: «Нет делающего добро»(Пс. 13; 1).

На вечерне, на «Господи воззвах», гл. 1: 1.. «Весь мир содрогнулся… стр. 340». 2. Гл.2: «Нечестивый и преступный народ.. (см. стр. 340). 3. Гл. 2: «Сегодня Непорочная Дева, видя Тебя, Слово, висящим на кресте, рыдала материнскою утробою и горько уязвлялась сердцем; скорбно стонала из глубины души и сокрушалась, терзая лице и волосы. Ври этом, ударяя в грудь» Она жалобно восклицала: «Увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свет мира! Что скрылся Ты с глаз Моих, Агнец Божий?». Поэтому и воинства бесплотных сил, об'ятые трепетом, произносили: Непостижимый Господи, слава Тебе». 4. Гл. 6: «Сегодня Владыка твари стоит перед Пилатом и на крест отдается Творец вселенной, как агнец, приводимый по Собственной воле; гвоздями пригвождается и в ребра пронзается и губкою напояется Тот, Кто в изобилии послал манну; в лице ударяется Искупитель мира и осмеивается Собственными рабами Создатель вселенной. Какова любовь Владыки к человеку! За распинавших Он молил Своего Отца и говорил: «Отче, прости им этот грех, ибо беззаконники не знают, какое преступление они совершают». Слава: «О, каким образом преступное собрание присудило Царя творения к смерти, не устыдившись благодеяний, о которых Он напоминал в Свое оправдание, говоря: «Народ Мой, что сделал Я вам? Не наполнил ли Я чудесами Иудею? Не воскрешал ли мертвых одним словом? Не исцелял ли всякий недуг и болезнь? И чем же вы за это воздаете Мне? До чего вы забыли Меня, за исцеление покрывая ранами; за воскрешения умерщвляя; вешая на кресте своего Благодетеля, как злодея, Законодателя, как законопреступника. Царя мира, как осужденного. Долготерпеливый Господи, слава Тебе». И ныне: «Страшная и невероятная тайна сегодня видимо совершается: Неосязаемый берется, Освобождающий от проклятия Адама связывается; Знающий сердца и сокровеннные мысли неправедно допрашивается; Замкнувший бездну ада заключается в темницу; перед Пилатом стоит Тот, пред Которым с трепетом предстоят небесные силы; Создатель ударяется рукою Своего создания; Судящий живых и мертвых присуждается к распятию на древе; Победитель ада заключается во гробе. Все переносящий по состраданию и всех спасший от проклятия, незлобивый Господи, слава Тебе».

Прокимны перед паремиями, гл. 4: 1. «Деляг ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий». Стих: «Боже Мой, Боже Мой, внемли Мне; для чего Ты оставил Меня?» (Пс. 21; 19. 2). 2. гл. 4 «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною». Стих: «Возьми щит и латы и восстань на помощь мне» (Пс. 34; 1–2). у гл. 4: «Господи, Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле». Стих: «Слава Твоя простирается превыше небес»(Пс. 8; 10. 2). Прокимен Апостола, гл. 6: «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак и в бездну». Стих: «Господи, Боже спасения моего, днем вопию и ночью пред Тобою» (Пс. 87; 7. 2)

Стихира на стиховне, гл. 2: «Когда Тебя, Христе, Жизнь мира, мертвым снял с крестного древа Иосиф Аримафейский, тогда, обвивши Тебя погребальным полотном с благоуханным маслом, он с любовию порывался сердцем и устами облобызать Твое нетленное Тело, но, удержанный страхом, радостно воскликнул Тебе: «Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец». Слава и ныне, гл. 5 «Тебя, одевающегося светом, как одеждою.

Иосиф с Никодимом, сняв с крестного древа и видя мертвым, обнаженным, непогребенным, в глубоком сострадании заплакал и среди рыданий говорил: «О, Сладчайший Иисусе! едва солнце увидело Тебя, висящим ва кресте, облеклось во мрак, и земля от страха поколебалась и разодралась церковная завеса. По вот ныне я вижу Тебя добровольно ради меня принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, каким полотном обовью, какими руками прикоснусь к Твоему нетленному Телу, какие песни буду петь я при Твоем погребении, Милосердный? Я прославляю Твои страдания, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе».

Тропарь, гл. 2: «Благообразный Иосиф, сняв с крестного древа Твое Пречистое Тело, чистым полотном обвил и, помазав благоуханиями, положил в новом гробе». Слава и ныне, гл. тот же: «Ангел представ пред женами–мироносицами при гробе, восклицал: миро пригодно для мертвых, Христос же явился чуждым тления».

Стихира при целовании плащаницы, гл. у «Приидите, прославим всегдапамятного Иосифа, пришедшего ночью к Пилату и испросившего себе Жизнодавца всех; отдай мне Этого Дивного, Которому негде Свою голову преклонить; отдай мне Этого Дивного, Которого лукавый ученик предал на смерть; отдай мне Этого Дивного, Которого Матерь, видя висящим на кресте, оплакивала по матерински и восклицала: увы Мне, Сын Мой: горе Мне, Свет Мой и Жизнь Моя возлюбленная! Вот сегодня сбылось предсказанное в храме Симеоном: «Твое сердце пройдет оружие». Но Ты, Христе, преврати плач в радость ради Своего воскресения. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, (трижды) и святому воскресению».

В Св. великую субботу на утрени. Тропарь: «Благообразный Иосиф..(см. выше). Слава, гл. 2: «Когда Ты, Бессмертная Жизнь, принял смерть, тогда сиянием Своего Божества, Ты умертвил ад; когда же Ты и умерших вывел из ада, все небесные силы восклицали: Жизнеподатель, Христос Бог наш, слава Тебе» И ныне: Ангел, представ женам….» (Стр. 344).

Непорочны. Статья первая, гл. 5. (В начале каждой статьи–каждение.) Припев: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим». (Перед каждым стихом похвалы поется стих из 118 псалма. Стр. 238).

1. „ Ты –Жизнь, Христе, во гробе был положен и ангельские воинства ужаснулись, прославляя Твое снисхождение». 2. «Жизнодавец, как Ты умираешь, и во гробе пребываешь, и в то же время разрушаешь царство смерти, и воскрешаешь мертвых из ада?«3.«Прославляем Тебя, Иисус–Царь, и почитаем Твое погребение и страдания, которыми Ты нас спас от погибели». 4. «Ты, Иисус, Царь над всем, назначивший пределы земли, Сам сегодня пребываешь в тесном гробе и воскрешаешь мертвых из гробов». 5. «Царь всех, Иисус Христос мой, что отыскивая, сошел Ты к находящимся в аду, как не то, чтобы освободить человеческий род». 6. «Владыка всех оказывается мертвым и в новом гробе полагается Опустошивший гроба мертвых». 7. «Христос–Жизнь, Ты был положен во гробе. Своею смертью погубил смерть и миру источил жизнь». 8. «Как злодей, Ты к злодеям причислен был, Христе, оправдывая всех ас от злых дел диавола». 9. «Прекраснейший по превосходству из всех людей, Украсивший вею природу оказывается мертвецом, не имеющим вида». 10. «Спаситель, как перенесет ад Твое присутствие. Не скорее ли он, омрачаемый, сокрушится, ослепленный сиянием блеска Твоего света». П. «Спасительный Свет мой, «Сладчайший Иисусе, как скрылся Ты в мрачном гробе? О, несказанное и неизреченное терпение». 12. «Природа духов и ангельское множество не постигает тайны Твоего неизъяснимого и неизреченного погребення». 13. «О, непостижимые чудеса! О, невиданное явление! Податель моего дыхания бездыханным берется и погребается руками Иосифа». 14. «Никогда не отлучаясь от Отеческих недр, Ты, Христе, пребываешь во гробе; все это вместе дивно и преславно». 15. «Истинный Царь неба и земли, Ты хотя и закрылся в тесном гробе, но все творение познало Тебя Спасителем». 16. «Пред Тобою, Христос–Создатель, положенным во гробе, поколебались основания ада и открылись гроба погребенных». 17. «Держащий рукою землю, ныне умер по плоти и находится под землею, избавляя мертвых от господства ада». 18. «Ты, Спаситель мой и жизнь, умерши, вышел из места тления и, пришедши к мертвым, сломал запоры ада».19. «Ныне плоть Бога, скрытая под землею, как под спудом, подобно светильнику света, рассеивает адскую тьму». 20. «Стекается множество духовных воинств, чтобы вместе с Иосифом и Никодимом похоронить Тебя, Невместимого, в тесном гробе». 21. «Добровольно умерший и положенный под землею, Ты, Иисусе мой, Источник жизни, оживил меня, умерщвленного горьким преступлением». 22. «Вся. тварь изменилась от Твоих страданий,. ибо, зная Тебя, Содержащего весь мир, все Тебе, Слово Божие, сострадало». 23. «Всепожирающий ад, приняв во чрево Камень Жизни, извергнул от века поглощенных смертью». 24. «В новом гробе поселился Ты, Христе, и обновил человеческую природу, торжественно воскресши из мертвых». 25. «На землю сошел Ты, Владыка, чтобы спасти Адама, но не найдя его на земле, сошел в поисках за ним вплоть до самого ада». 26. «Содрогнулась от страха вся земля и заря скрыла лучи пред. Величайшим, скрытым в земле светом Твоим, Слова Божие». 27. «Как человек, Ты, Спаситель, добровольно умираешь, а как Бог воскрешаешь смертных из гробов и глубины греха». 28. «Как погребу Тебя, Сын?«С рыданием взывала Чистая, проливая над Тобою, Иисус, материнские слезы». 29. «Подобно пшеничному зерну, попавшему в глубину земли, Ты произрастил плодородный колос, восстановив человечество, происшедшее от Адама». 30. «Ныне Ты, как солнце, скрылся под землею, об'ятый смертной ночью, воссияй же еще светлее, Спаситель». 31. «Как солнечный круг закрывает луна, так и Тебя, Спаситель, умершего по плоти, ныне скрывает гроб». 32. «Христос–Жизнь, вкусивший смерть и освободившей от смертной гибели, ныне всем дарует жизнь». 33. «Явившийся новым Адамом во плоти Спаситель Своею смертью воздвигает к жизни Адама, умерщвленного в древности по зависти диавола». 34. «Видя Тебя, Спаситель, распятым за нас. ангельские чины в ужасе закрывались крыльями». 35. «Сняв Тебя, Слово, мертвым с креста, Иосиф положил во гроб, но восстань, спасая всех, как Бог». 36. «Спаситель, бывший радостью Ангелам, ныне явился виновником их печали, будучи видим во плоти бездыханным мертвецом». 37. «Ты, вознесшийся на крест, возносишь с Собою и живущих людей, а, будучи под землею, воскрешаешь лежащих под нею». 38. «Спаситель, Ты, как лев, уснул по плоти и, как некоторый львенок, воскрес из мертвых, сбросив плотскую старость». 39. «Ты, взявший ребро Адама и из него создавший Еву, будучи пронзен в ребро, источил из него очищающие потоки». 40. «В древности агнец прообразовательно приносился в жертву, Ты же, Незлобивый Спаситель, будучи открыто принесен в жертву, очистил все творение». 41. «Кто действительно изменит величественнее и невиданное явление, ибо Владычествующий над тварью ныне ради нас принимает страдание и умирает». 42. «Каким образом сокровище жизни оказывается мертвым и как Бог заключается во гробе?», с удивлением восклицали Ангелы». 43. «Из ребра Твоего, Спаситель жизни, пронзенного копьем, как от жизни истекает спасшая меня Жизнь, которая и оживляет меня». 44. «Распростертый на крестном древе, Ты, Иисус, собрал человечество и, в ребра пронзенный, излил всем источающее жизнь прощение». 45. «Благообразный Иосиф совершает непостижимое, благообразно погребая Тебя, Спаситель, как мертвеца, я ужасается Твоего удивительного образа». 46. Добровольно сошедший под землю, как мертвец, Иисусе, Ты падших возводишь с земли на небо». 47.. Хотя Ты видимо был мертв, но, как Бог, Вечноживущий, возводишь падших с земли на небо». 48. «Хотя видимо Ты был мертв, но, как Живой Бог, оживил умерших людей, умертвив моего убийцу диавола». 49. «О, какими радостями, о, какими многочисленными наслаждениями исполнил Ты находящихся в аду, озарив светом мрачные глубины ада!» 49. «Поклоняюсь страданиям, воспеваю погребение, величаю могущество Твое, которыми освободились мы от смертоносных страстей». 50. «На Тебя, Христос, обнажается меч и оружие сильного сокрушается, а меч, охраняющий Едем, отстраняется». 51. «Агница, видя Агнца закалаемым и пронзаемым копьем, рыдала, побуждая взывать и стадо». 52. «Хотя Ты, Христос, и в гробе погребаешься, и в ад сходишь, но Ты и гроба опустошил и ад разорил». 53. «Добровольно сошедши под землю, Ты, Спаситель, оживил и возвел во славу Отца умерщвленное человечество». 54. «Ужасается солнце и трепещет земля, ибо Один из Троицы во плоти потерпел ради нас позорную смерть». 55. «Как происшедшие из горького источника дети колена Иудова заключили в ров Иисуса, Питателя и Подателя манны». 56. «Судия, несправедливо осужденный на крестную смерть, как судимый, предстал пред судьею Пилатом». 57. «Чем ты обижен, гордый Израиль, — народ, жаждущий убийства, –что Варавву разбойника освободил, а Спасителя предал на распятие». 58. «Создавший Своею рукою Адама из земли ради его принял человеческую природу и добровольное распятие». 59. «Послушав Твоего Отца, Ты, Слово, сошел вплоть до жестокого ада и воскресил человеческий род». 60. «Увы Мне, Свет мира! Увы Мне, Свет Мой Иисусе Мой желанный!», с горьким рыданием взывала Дева». 61. «Завистливые, жаждущие убийства и гордые люди, хотя бы вразуми–дись одеждой и платом Самого воскресшего Христа». 62. «Прийди, беззаконный ученик — убийца, открой: предо Мною твои сердечные помышления, побудившие тебя сделаться предателем Христа». 63. «Как бессмысленно и слепо прикрывался человеколюбием всегуби–тельнейший, неверный Иуда, оценивший миро». 64. «Получив назначенную цену за неоцененное небесное Миро, ты тем самым, проклятый сатана, поражен, приняв должное бесславие». 65. «Если ты, нищелюбец, жалеешь о потраченном на очищение души мире, то как продаешь за золото Сияющего, как золото». 66. «О, Божие Слово! О, Радость Моя, как перенесу Твое тридневное погребение, ныне терзаясь материнским сердцем?». 67. «Кто даст Мне обильные водные источники, слез, чтобы оплакать Мне Сладчайшего Иисуса?«взывала Богоневестная Дева». 68. «О, горы! О, холмы и множество людей! Все плачьте и рыдайте со Мною,. Матерью Бога вашего!». 69. «Когда увижу Тебя, Спаситель, Вечный Свет, радость и наслаждение Моего сердца?«горько взывала Дева». 70. «Хотя и принял Ты, Спаситель, сечение, как обсеченный камень, но источил живую воду, будучи источником жизни». 71. «Из ребр Твоих, как из одного источника, истекающего двойною рекою, мы утоляем жажду и приобретаем бессмертную жизнь». 72. «Добровольно обитая мертвым в гробе, но и будучи живым, Ты, Спаситель мой, по слову Твоему воскрешаешь мертвых Своим воскресением». Слава: «Воспеваем»Тебя, Слово, Бога всех, с Отцем и Святым Духом и прославляем Твое Божественное погребение». И ныне: «Ублажаем Тебя, Пречистая Богородица, и благоговейно почитаем тридневное погребение Сына Твоего и Бога нашего».

Статья вторая. Тропарь: Достойно прославлять Тебя, Жизнодавца, простершего на кресте руки и уничтожившего силу диавола». 73. «Достойно прославлять Тебя, Творца всех, ибо через Твои страдания мы избавились от вечных страданий, освободившись от гибели». 74. «Спаситель, земля содрогнулась и солнце скрылось, когда Ты, Христе — Вечный Свет, взошел во гроб Своею плотию». 75. «Ты, Христе, уснул поддерживающим жизнь сном во гробе и от тяжкого сна греховного пробудил человеческий род». 76. «Я единственная из женщин родила Тебя без болезней, Чадо, говорила Пречистая, «ныне же при Твоем страдании переношу нестерпимые болезни». 77. «Ужасаются, Спаситель, Серафимы, созерцая Тебя, вверху неразлучно находящегося с Отцом, а внизу мертвецом, распростертого на земле». 78. «При Твоем распятии, Слово, раздирается церковная завеса; скрывают свой свет небесные светила, так как Ты, Солнце–Христос, скрылся под землею». 79. «Одним мановением укрепивший вначале земной круг, зашел, как человек, под землю бездыханным. Содрогнись, небо, при этом зрелище». 80. «Создавший Своею рукою человека, Ты зашел под землю, чтобы всесильным могуществом восстановить от падения множество людей». 81. «Приидите, будем, как в древности жены –мироносицы, воспевать священный плач Христу, чтобы с ними услышать нам: «Радуйся». 82. «Ты, Слово, поистине неиссякаемое миро, потому–то жены–мироносицы и приносили Тебе миро, как живущему мертвецу». 83. «Христос погребенный, Ты сокрушаешь царство ада,; смертью же умерщвляешь смерть и освобождаешь от тления земнородных». 84. «Изливающая источники жизни, Божия премудрость, сходя в гроб, животворит находящихся в недоступных углах ада». 85. «Хотя Я и уязвлен смертью по плоти, но Ты не терзайся, Матерь Моя, ибо Я обновлю поврежденную человеческую природу». 86. «Под землю зашел Ты, заря правды, рассеяв всякую адскую тьму и воскресил мертвых, как бы от сна». 87. «Составляющее начало жизни и двуотрасленное Зерно ныне со слезами сеется в недра земли и, произросши, дает миру радость». 88. «В древности падший Адам убоялся Бога, ходящего в раю, ныне же востановленный обрадовался сошедшему в ад». 89. «Тебе, Христос, лежащему плотию во гробе, приносит слезные жертвы родившая Тебя, взывая; «Воскресни, Чадо, как Ты предсказал». 90. «Благоговейно погребая Тебя в новом гробе, Иосиф с рыданием воспевает Тебе, Спаситель, боголепные отходные песнопения». 91. «Видя Тебя, пригвожденным ко кресту гвоздями, Матерь Твоя, Слово Божие; пронзает душу стрелами с гвоздями горькой скорби». 92. «Видя Тебя, наслаждение всех, напояемого горьким питием, Матерь Твоя орошает лицо горькими слезами». 93. «Жестоко уязвляюсь и терзаюсь сердцем, видя несправедливое заклание Твое, Слово», с плачем говорила Пречистая». 34. «Ужасаюсь, восклицал Иосиф, как закрою я сладчайшие очи и уста Твои, как погребу Тебя, Слово, по образу умерших?». 95. «Иосиф с Ннкодимом и вместе с ними Серафимы, вэсяевают надгробные песнопения ныне умершему Христу». 90. «Под землю заходишь Ты, Спаситель, Солнце правды, поэтому родившая Тебя Луна истощается от скорби, лишаясь Твоего лицезрения». 97. «Спаситель, ужаснулся ад, видя Тебя, Жизнеподателя, расхищающего его богатство и воскрешающего от века умерших». 98. «Солнечный свет сияет после ночи и Ты, Слово Божие, ясно сияешь, восставши после смерти, как из чертога». 99. «Земля, принявши Тебя, Создателя, в недра, колеблется, одержимая страхом, пробудив сотрясением умерших». 100. «Ужаснись, вся земля». взывали благообразный Иосиф и Никодим, ныне по новому помазывая Тебя, Христос, миром». 101. «Зашел Ты, Создатель светов, а с Тобою зашел и свет солнца, страхом исполняется творение, проповедуя Творца всего мир?». 102. «Ужаснись, земля! Сглаженный камень покрывает краеугольный Камень и смертный человек закрывает ныне во гробе Бога, как мертвеца». 103. «Видя любимого ученика Твоего и Матерь Твою, скажи слово Твое, Сладчайшее Чадо, с плачем взывала Пречистая». 104. «Ты, Слово, будучи Вечным Подателем жизни, распавшись на кресте, не умертвил иудеев, но воскресил их мертвецов». 105. «Во время страданий Твоих, Слово, Ты не имел ни величия, ни вида; воскресши же, воссиял, украсив человечество Божественными зарями». 106. «Зашел Ты плотию в землю, Вечный Носитель света, и солнце, не смея этого видеть, еще будучи в полдень, померкло». 107. «Померкли, Спаситель, вместе и солнце и луна, уподобившись благоразумным рабам, облеченным в траурные одежды». 108. «Сотник познал в Тебе Бога, хотя Ты и умер, как же я прикоснусь к Тебе руками, Божа мой?», с ужасом взывал Иосиф». 109. «Адам, уснувши, изводит смерть из ребр, а Ты, ныне уснув, Слово Божие, из ребр Твоих источаешь жизнь миру». 110. «Уснув на малое время, Ты оживил умерших и, воскресши, Благий, Ты восставил спящих от века». 111. «Ты, источающая жизнь Лоза, исторгнутая из земли, источила вино спасения: прославляю Твое страдание и распятие». 112. «Каким образом ангельские чины, перенося дерзость распинателей, воспевают Тебя, Спаситель, обнаженного, окровавленного, осужденного». 113. «Обрученный, развращеннейший еврейский род, ты знал о восстановлении храма, зачем же ты осудил Христа?«114. «В одежду поругания ты облекаешь Создателя всего мира, утвердившего небо и чудно украсившего землю». 115. «Ты, Слово Божие, уязвленный в ребра Твои, как пеликан, источая потоки жизни, оживил Твоих умерших рабов». 116. «В древности Иисус Навин остановил солнце, поражая иноплеменников, Ты же, скрывшись, низложил начальника мрака». 117. «Неотлучно пребывая в Отеческих недрах, Ты, Щедрый Христос, благоволил стать человеком и сойти в ад». 118. «Берется Распятый, Который утвердил на водах землю, и, как бездыханный, ныне полагается в ней, которая не вынесши, сильно содрогается». 119. «Увы Мне, о, Сын Мой, Которого надеялись видеть царем, ныне вижу осужденным на кресте», взывала с рыданием Непознавшая Мужа». 126. «Это Мне возвестил Гавриил, который, явившись, сказал, что царство Сына Моего Иисуса вечно». 121. «Увы, исполнилось пророчество Симеона, ибо оружие Твое, Еммануил, прошло в Мое сердце». 122. «О, иудеи, хотя бы постыдились тех умерших, которых воскресил Жизнеподатель, убитый вами по зависти». 123. «Ужаснулось и помрачилось солнце, видевшее невидимый Свет, –Тебя, Христос Мой, скрытым во гробе и бездыханным». 124. «Горько плакала Пренепорочная Матерь Твоя, Слово Божие, увидев во гробе Тебя Неизреченного и Безначального Бога». 125. «Нетленная Твой Матерь, видя Твою смерть, Христос, горько к Тебе взывала: «Не задерживайся, Жизнь, среди мертвых». 126. «При виде Тебя, Бессмертное Солнце славы, жестокий ад затрепетал, поспешно освобождая узников». 127. «Великое и чудное видение созерцается ныне: Истинный Виновник жизни, желая всех оживить, принимает смерть». 128. «Исцеляя язву, происшедшую от ребра, и невоздержание рук праотцев, Ты, Владыка, пронзаешься в ребра и пригвождаешься руками». 129. «Прежде всякий происшедший из рола Рахили оплакивал сына и о Сыне Девственной рыдает собор учеников с Матерью». 130. «Удар рукою нанесен по лицу Христа, Создавшего рукою человека и Сокрушившего челюсти зверя диавола». 131. «Все верующие ныне торжественно воспеваем распятие и погребение Твое, Христос, избавившись от смерти Твоим погребением». Слава: «Безначальный Боже, вечное с Ним Слово и Святой Дух, укрепи по Своей благости могущество православных христиан против врагов». И ныне:«Пренепорочная, Пречистая Дева, родившая Жизнь, по Своей благости прекрати соблазны Церкви и даруй мир».