ЭКСПАНСИЯ ИСЛАМА

 

Попытки создания вселенских (всемирных) империй предпринимались неоднократно. Однако характер завое­ваний Арабского халифата был уникальным: это был пер­вый в истории поход под религиозными лозунгами, кото­рые принимались большинством покоренных народов. Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта (в частности, во время крестовых походов христиан) были не столь успешными.

Аравийские племена в начале новой эры

Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пусты­ню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существо­вать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена ко­чевников-бедуинов, у которых к VII веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис — совет, состоящий из глав семей или родовых общин. За­метную роль играли военные вожди.

Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.

Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения — иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святы­не — черному камню Кааба (его происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одного из крупнейших городов Аравии — Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.

Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысяче­летии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.

К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема пере­населенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов.