II. Душа и тело с точки зрения познания истины (64 Ь — 70 Ь)
Краткое содержание ДИАЛОГА
I. Вступление (57 а — 64 Ь)
1. Пифагореец Эхекрат из Флиунта, встретившись с учеником Сократа Федоном из Элиды, присутствовавшим при смерти Сократа, просит его рассказать о последних часах жизни учи
теля (57 а — 58 и).
2. Рассказ Федона о настроении учеников Сократа перед смертью последнего (58 е — 59 <1) и о приходе их к нему в тюрьму в день его казни (59 и —60 а). Все дальнейшее будет тоже рассказом Федона.
3. Рассуждение Сократа о высшем единстве удовольствия и страдания по поводу снятия с него оков перед казнью (60 Ьс). Его объяснение, почему он стал перелагать в стихи Эзоповы басни: этого настойчиво требовали его последние сновидения 60(1 —61 Ь).
4. Сократ доказывает, почему недопустимо самоубийство: жизнь человека зависит не от него, а от богов, которые и после его смерти оставят его живым и даже даруют, если он добр и рассудителен, лучшую жизнь (61с — 63 е). Истинные философы, по Сократу, желают только одного — «умирания и смерти» (64 аЬ).
В дальнейшем следуют доказательства этого.
II. Душа и тело с точки зрения познания истины (64 Ь — 70 Ь)
1. Жизнь тела, и в частности разного рода телесные удовольствия, мешают, как продолжает рассуждать Сократ, чистому мышлению; только чистым мышлением познаются сущности вещей, т. е. вещи, взятые сами по себе и потому недоступные чувственным ощущениям (64 Ь — 67 е). Итак, когда мы хотим узнать что-нибудь «чисто», необходимо «отрешиться от тела и созерцать вещи сами по себе самою по себе душой» (66 г1). «Словно какая-то тропа приводит нас» к познанию «всего чистого», а это и есть истина (66 Ь).
2. Только таким образом и приобщаются, по Сократу, к разуму (рЪгоп5818), подлинному предмету стремления всех истинных философов «во всей его чистоте», и приобщаются только в потустороннем мире, по отрешении души от тела (68 Ьс).
3. Этот разум есть также единственный принцип всякой подлинной добродетели, т. е. мужества, справедливости и воздержности, так как иначе они определялись бы всякими низменными целями, т. е. являлись бы обманчивыми и рабскими призраками (68 Д — 69 с).
4. Поэтому не худо рассуждали учредители таинств, учившие о спасении в потустороннем мире только тех, кто очистился здесь, а истинные философы и были такими участниками таинств; им Сократ по возможности следовал всю свою жизнь, почему он и надеется на лучшую долю после своей
смерти (69 с — е).
5. Ввиду сомнения Кебета, одного из присутствующих при беседе учеников Сократа, относительно того, обладает ли душа после смерти тела «способностью мыслить» (70 аЬ), Сократ приводит свои знаменитые четыре доказательства бессмертия
души.
III. Аргумент первый: взаимопереход противоположностей (70 с — 72е)
1. Вначале излагается миф о душепереселении (70ей), который сам по себе, конечно, еще не есть логический аргумент.
2. Логическая аргументация основана на понятии становления, или постоянного перехода одного в другое: если есть большее, то, значит, есть и меньшее, в сравнении с которым только и могло возникнуть большее; то же относится и к изменениям силы, скорости, разъединению и соединению, охлаждению и нагреванию, сну и бодрствованию, а следовательно, к
жизни и смерти, оживанию и умиранию души при жизни тела и души после смерти тела (70 е — 72 а).
3. Без допущения постоянного перехода противоположностей друг в друга все остановилось бы только на какой-нибудь одной из противоположностей, т. е. стало бы смертью,
Следовательно, душа после смерти тела переходит в другое состояние уже без земного тела, а неземная душа опять переходит в земное существование, т. е. взаимопереход противоположностей осуществляется здесь как космический круговорот душ (72 Ь — е).