Введение

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

I. Натюрморт, как самостоятельный жанр.

1.1 Возникновение и развитие натюрморта, как самостоятельного жанра………………………………………………………………............5

1.2 История натюрморта в России…………………………………….…15

1.3 Композиционные средства живописи………………………………..17

1.4 Колорит как средство передачи эмоционального состояния в работе над живописным натюрмортом …………………………………………24

II. Теоретические предпосылки к дипломной работе.

Замысел и процесс работы над картиной.

2.1 Тема, цель и задачи дипломной работы…………………………….28

2.2 Сбор материала, выбор формата, последовательность выполнения работы………………..……………………………………………………24

2.3 Актуальность выбранной темы……………………………………..27

III. Методика преподавания уроков, посвященных применению композиционных и колористических средств живописи при работе над натюрмортом в системе дополнительного образования.

3.1 Методика работы над живописным натюрмортом………………28

3.2 Возрастные особенности учащихся, которые необходимо

учитывать в процессе методической разработки занятий………...……..29

3.3 Технические и стилистические особенности необходимые

для изучения в контексте темы «живописный натюрморт»……..32

3.4 План-конспект уроков по теме «живописный натюрморт», для учащихся в системе дополнительного образования…………..………35

Заключение………………………………………………………………42

Список используемой литературы……………………………………43

Приложение………………………………………………………………44

 

Введение

Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательнее смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт - ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением картины, его красотой, силой, глубиной.

Эмоциональная составляющая является основной и при зарождении замысла, и в процессе работы, и в процессе восприятия картины зрителем, и в процессе педагогического процесса и передачи знаний. Композиционные и колористические средства живописи – то, что помогает передавать такие нематериальные понятия, как эмоции, ощущение, настроение.

Основной целью данной дипломной работы было создание серии натюрмортов, уделяя основное внимание композиционным и колористическим средствам живописи, для более глубокого понимания этой темы, что позволит более успешно осуществлять педагогическую деятельность по этой теме в системе дополнительного образования.

На пути к достижению цели ставился ряд частных задач, таких как: последовательное ведение работы над серией из трех живописных натюрмортов, выполняемых в технике масляной живописи; поиск предметов, которые соответствовали бы продуманному мною образу, и гармонично сочетались бы друг с другом, работа над композицией, колоритом, которые бы отвечали цели работы.

Проведение обзора методической литературы, материалов по истории натюрморта, как жанра, в целом; и, в частности, более глубокий анализ композиционных и колористических средств живописи.

Разработка методики преподавания живописного натюрморта в системе дополнительного образования, уделяя основное внимание объяснению и усвоению композиционных и колористических средств живописи.

 

Структура дипломной работы:

1) практическая часть,

2) теоретическая часть.

Практическая часть представлена серией живописных натюрмортов, выполненных в технике масляной живописи: холодный, теплый и сближенный по тону.

Теоретическая часть представлена дипломной запиской, которая состоит из 3-х глав. В первой главе раскрывается понятие «натюрморт», как отдельный жанр, его возникновение и становление. Раскрываются понятия «композиция» и «колорит», и использование композиционных и колористических средств живописи. Во второй главе обозначены теоретические предпосылки к дипломной работе, процесс возникновения замысла и последовательность выполнения работы. В третьей главе расписана методика преподавания уроков по живописному натюрморту в системе дополнительного образования.

В приложение входят фотографии подготовительного материала (эскизов, этюдов с натуры), фотографии начальной стадии дипломной работы и последующих этапов, вплоть до законченной работы, а также фотографии примеров натюрмортов на которые шла ориентировка, встречающиеся в изобразительном искусстве.