Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006 г.)

(Извлечения)

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

1.Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы
защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами ис­полнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фон­дами, Центральным банком Российской Федерации.

2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономи­ческого пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятель­ности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффектив­ного функционирования товарных рынков.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Внастоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансо­вую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

2) финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке цен­ных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой органи­зацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

3) взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по их функ­циональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в произ­водственных целях);

4) товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного про­изводства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых то­варов (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность от­сутствует за ее пределами;

5) хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая ор­ганизация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, прино­сящую ей доход;

6) финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард (...)

7) конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоя­тельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность ка­ждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения това­ров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия про­изводства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хо­зяйствующими субъектами;

9) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении пред­принимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливо­сти и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — кон­курентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

10) монополистическая деятельность— злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные дейст­вия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездей­ствие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической дея­тельностью.

1) Каковы цели принятия данного закона?

2) Как в законе определяется взаимозаменяемость товаров? Приведите примеры таких товаров?

3) В чем, на взгляд законодателя, состоят дискриминирующие условия? При какой из рассмотренных выше моделей рынка могут сложиться такие условия?

4) Сравните используемые в законе понятия «недобросовестная конкуренция» и «мо­нополистическая деятельность». Покажите общее и различия этих видов деятельности по характеру, проявлениям и результатам.

9. Ниже приводится высказывание известного экономиста А. Маршалла. «Мы допускаем, что силы спроса и предложения действуют свободно». Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) в рамках заданной темы