Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала
Рыночное регулирование экономики
Краткие выводы по теме
1. Механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров и услуг, называется рынком.
2. Важнейшими регуляторами в рыночной экономике являются спрос и предложение. Спрос определяется количеством товаров или услуг, которое может быть куплено на рынке за данную цену в определенный отрезок времени. Предложение — это объем товаров и услуг, выставленных на продажу для удовлетворения спроса.
3. Спрос и предложение неразрывно связаны с ценой товара. Потребители обычно покупают больше товара по низкой цене, чем по высокой. Данная связь отражает закон спроса. Производители, при прочих равных условиях, предлагают к продаже больше товара по высокой цене, чем по низкой. Это — закон предложения. Взаимодействие спроса и предложения изменяет цену товара до того момента, пока не совпадут величина спроса и предложения. Это — цена рыночного равновесия.
4. Такие взаимосвязи спроса, предложения, цены возможны в условиях конкуренции производителей товаров и услуг. Экономисты используют понятие «совершенная конкуренция», подразумевая под ней такое состояние рынка, когда ни одно предприятие не может в одиночку изменить условия формирования рыночного равновесия. Необходимы определенные условия для складывания именно такой конкуренции. При их отсутствии возникают рынки несовершенной конкуренции, ситуации монополизации рынка.
5. Конкуренция в условиях рынка требует поиска нестандартных решений, расчета возможных доходов, потерь и рисков. Эти умения необходимы прежде всего в предпринимательской деятельности. Такой деятельностью могут заниматься как отдельные лица, так и объединения — предприятия. Эти предприятия могут обретать различные организационно-правовые формы.
Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала
1. Проведите небольшое исследование. Предложите одноклассникам около десяти вариантов цен на любой ходовой товар (мороженое, компакт-диски, мобильные телефоны и т.п.). Установите, сколько ребят готовы купить этот товар по каждому из вариантов цены. Постройте кривую спроса. Подтверждается ли закон спроса?
2. Изучите приведенную ниже таблицу
Показатели | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Количество фирм | Очень большое | Много | Несколько | Одна |
Контроль за ценой | Отсутствует | В узких рамках | Возможен при тайном сговоре | Значительный |
Условия вступления в отрасль | Препятствий нет | Сравнительно легкие | Есть существенные препятствия | Блокировано |
Тип продукции | Стандартизированный | Дифференцированный | Дифференцированный | Уникальный |
Адаптировано по: Макконнелл К., Брю С. «Экономикс». М., 1995.
3. Стандартизированной считается однородная продукция. Иными словами, фирмы производят полностью аналогичную продукцию. Уникальным выступает тот продукт или услуга, у которых нет хороших или близких заменителей. Дифференцированной является продукция, имеющая свои разновидности.
С учетом данных, представленных в таблице, проанализируйте приведенные ниже ситуации. О каком рынке с точки зрения развития конкуренции может идти речь в каждом отдельном случае.
А. Множество фермерских хозяйств поставляют на рынок пшеницу одного сорта.
Б. Алмазной кампании принадлежит 85% поставок обработанных алмазов на рынок.
В. На рынке фармацевтической продукции работает несколько крупных фирм, основной продукцией которых является аспирин. Одна из них производит наиболее чистый продукт, другая — заботится об удобной упаковке.
4. Прочитайте извлечения из Гражданского кодекса РФ, касающиеся правового статуса предприятий различных видов.
Статья 87. 1. Обществом с ограниченной ответственностьюпризнается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.<...>
Статья 90. 1. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников...
Статья 91. 1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников...
Статья 92. 1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. 2. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. <...>
Статья 94. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества. <...>
Статья 96. 1. Акционерным обществомпризнается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. <...>
Статья 102. 1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов. 2. Акционерное общество вправе выпускать облигации только после полной оплаты уставного капитала...
Статья 103. 1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. 2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).
Статья 104. 1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. 2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом. <...>
Статья 107. 1. Производственным кооперативом(артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности..., основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов... 2. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность...
Статья 108. 1. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. 3. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.
Статья 109. 1. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. 3. Кооператив не вправе выпускать акции. 4. Прибыль кооператива распределяется между его членами в
return false">ссылка скрытасоответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.
Статья 110. 1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.
Статья 112. 1. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. 2. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Сопоставьте признаки, присущие этим видам предприятий. Заполните сравнительную таблицу.