Понятие спроса. Функция спроса.

Лекция 2. Рыночные операции: спрос и предложение.

Анализ спроса и предложения используется для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обменивающихся на рынке, где существует множество конкурирующих продавцов и покупателей.

Спрос – соотношение между ценой товара и тем его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене (он определяется максимальной готовностью заплатить за товар) – качественная сторона спроса.

Закон спроса – чем ниже цена, тем больше количество товара, которое могут приобрести покупатели (при постоянстве всех других факторов, влияющих на спрос). К числу других факторов (неценовых) относятся:

1.располагаемый доход

2.цены на товары-заменители (товары, обслуживающие сходные потребности)

3.цены на товары-комплементы (товары, увеличивающие выгоду от потребление данного товара)

4.численность населения

5.ожидаемые цены в будущем;

Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса.

Кривая спроса – отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Каждая точка показывает объем спроса и соответствующую ему цену. Например, на графике цене Px* соответствуют объемы спроса Qx2*, Qx*, Qx1*.

Кривая спроса также дает информацию о максимальной цене, которую потребители заплатят за различные количества товара, имеющегося на рынке в некоторый промежуток времени (чем меньше количество, тем выше цена). Максимальная цена на графике будет находиться в точке пересечения кривой спроса и оси цены (т.С), в этой точке потребители не захотят потреблять товар Х вообще..Точка пересечения оси количества и кривой спроса показывает максимальное количество товара Х, которое приобрели потребители, если бы товар раздавался бесплатно (М).

При изучении данной темы, необходимо различать такие понятия как изменение в объеме спроса и изменение в характере спроса.

Объем спроса – количество товара, которое было бы куплено по данной цене при неизменности всех остальных факторов, влияющих на спрос.

Изменение объема спроса – движение от точки к точке по кривой спроса, например, движение от т.E*,лежащей на кривой спроса D, до точки А*. Это движение было вызвано тем, что цена на товар Х упала, и потребитель отреагировал повышением спроса на это товар. Движение же от т.E*,лежащей на кривой спроса D, до точки В* было вызвано повышением цены. Другими словами, можно сделать вывод, что на изменение в объеме спроса влияет изменение его цены.

Изменение в спросе (характере спроса) – движение всей кривой в ответ на изменение неценовых факторов, влияющих на спрос (цена неизменна). Данное изменение продемонстрировано на графике параллельными сдвигами кривой D до кривых спроса D1 и D2. Движение кривой спроса D до кривой D1 говорит о том, что при неизменной цене, спрос на товар Х возрос. На это могли повлиять неценовые факторы (рост доходов потребителя, ожидания в будущем повышения цен, рост цен на товары-субституты и т.д.), влияющие на изменение в характере спроса. Движение кривой спроса D до кривой D2 говорит о том, что при неизменной цене, спрос на товар Х сократился.