ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США

В США трудовые отношения регулируются системой федеральных законов (ключе­вые законодательные и исполнительные акты представлены в табл. 13.1). Основная цель законов о труде — борьба с дискриминацией в сфере трудовых отношений. За-


Таблица 13.1.Основные федеральные законы США о труде

 

федеральный закон Год Основные положения закона
Законы о равных возможностях/дискриминации
Закон о гражданских правах Предусматривает возможность компенсацион-ных мер и выплат, а также меры карательного воздействия и уголовного наказания в подпа­дающих под ст. 7 Закона о гражданских правах 1964 г. случаях умышленной дискриминации. Перекладывает ответственность за доказательства невиновности на работодателя.
Закон об американских инвалидах Запрещает работодателям дискриминацию ограниченно трудоспособных лиц; требует «разумных уступок» исполняющим трудовые обязанности инвалидам.
Закон об иммиграционной реформе и контроле за иммиграцией Запрещает работодателям найм лиц, о которых заведомо известно, что они являются незаконными иммигрантами; запрещает предоставлять работу на основе признаков национального происхождения или гражданства.
Закон о реабилитации ветеранов войны во Вьетнаме Запрещает дискриминацию ветеранов-инва-лидов и ветеранов войны во Вьетнаме, требует позитивных шагов в отношении этих лиц.
Закон о профессиональной реабилитации Запрещает дискриминацию инвалидов в организациях по ментальным или физическим признакам.
Возрастная дискриминация в Законе о занятости 1967 (с дополне­ниями 1978, 1986) Запрещает работодателям, имеющим 20 и более работников, увольнять или отказывать в приеме на работу лицам в возрасте от 45 до 60 лет по причине их возраста, кроме тех случаев, когда возраст является необходимым условием соответствия должности. В 1978 г. планка возраста, по достижении которого работник может быть отправлен на пенсию против его воли, была поднят с 65 до 70 лет.
Исполнительные акты 11246 и 11375 Требует от государственных подрядчиков устранять дискриминацию, обязывает их к позитивным шагам.
Закон о гражданских правах, статья 7 Запрещает дискриминацию работодателями, профсоюзами, агентствами по найму на основе расы, религии, цвета кожи, пола или национального происхождения.
Законы о вознаграждении за труд, пособиях и льготах
Закон об отпуске по медицинским показаниям и семейным 2б£[°ятельствам Требует от работодателей обеспечения неопла­чиваемого отпуска продолжительностью до 12 месяцев по случаю рождения или усыновления ребенка, чрезвычайных семейных обстоятельств.


Часть 4. Организация


Глава 13. Управление человеческими ресурсами



 


Продолжение табл. 13.1

 

Федеральный закон Год Основные положения закона
Закон о защите >аботников преклонного возраста Требует, чтобы отступления от положений о возрастной дискриминации Закона о занятости были согласованы с работниками; определяет принцип «равных пособий или равных требований».
Закон о дискриминации по беременности Требует, чтобы в связи с беременностью, рождением ребенка или при аналогичных медицинских показаниях женщинам обеспечивались условия, аналогичные условиям, созданным всем другим работникам, включая льготы и пособия.
Закон о пенсионном обеспечении Определяет права, нормы и программы страхования в отношении индивидуальных пенсионных планов.
Закон о равной оплате Запрещает неравную оплату за равный труд по признаку пола.
Законы о компенсациях Разные Законы различных штатов, которые устанавливают планы страхования за производственные травмы.
Законы по обеспечению здоровья/безопасности
Закон о примирении в процессе бюджетных споров Требует сохранения платежей по медицинскому страхованию после увольнения работника на пенсию.
Закон об организации здравоохранения Требует от компаний, имеющих 25 и более работников, обеспечения альтернативы стандартному медицинскому страхованию.
Закон о правилах техники безопасности и охране труда Определяет стандарты техники безопасности и охраны труда работников на производстве.

коны по обеспечению равных возможностей при трудоустройстве призваны сба­лансировать оплату труда мужчин и женщин, гарантировать рабочие места гражда­нам независимо от их расы, национальности, вероисповедания и пола, обеспечить справедливое обращение с людьми всех возрастов и исключить дискриминацию го отношению к инвалидам.

Национальная комиссия по обеспечению равных прав на труд в США (создана в соответствии с Законом о гражданских правах 1964 г.) осуществляет контроль за соблюдением требований федерального законодательства и рассматривает жале о дискриминации. Под дискриминацией понимается негативное отношение к л дям при приеме на работу, продвижении по службе, увольнении, основывающее на предрассудках или нетерпимости. Например, к проявлениям дискриминац относятся безосновательный отказ принять на работу имеющего соответствуют} квалификацию афроамериканца или назначение женщине меньшей (в сравнении выполняющим аналогичные обязанности мужчиной) оплаты труда. В случае оце№


действий работодателя как дискриминационных, он обязан выплатить пострадав­шей стороне компенсацию и предпринять позитивные шаги. Последнее означает, что работодатель обязан устранить дисбаланс в отношении занятости представите­лей различных меньшинств. Организация должна разработать план позитивных шагов — формальные документы, которые могут быть затребованы у работодателя как самими работниками, так и органами надзора. Основная цель организационных позитивных шагов состоит в том, чтобы ослабить или устранить внутреннее нера­венство между группами работников компании.

Впрочем, в последнее время в США программы позитивных шагов уже не вос­принимаются как средство «выравнивания игрового поля». Все чаще слышны жа­лобы на то, что они превратились в способ навязывания квот при трудоустройстве. Даже лица, на защиту которых направлена программа позитивных шагов, сомнева­ются в ее целесообразности. Например, по результатам проведенных в 1995 г. в США опросов 49 % женщин-респондентов одобряют планы позитивных шагов, тог­да как 41 % относятся к ним отрицательно.

Неподчинение закону о предоставлении равных возможностей при трудоуст­ройстве грозит американским работодателям крупными штрафами. К примеру, компании Shoney 's был предъявлен коллективный иск в дискриминации темноко­жих работников и кандидатов на замещение вакансий. В нем компания обвинялась в том, что в ее ресторанах ограничивается число темнокожих работников, непос­редственно обслуживающих посетителей. Компании пришлось выплатить $ 105 млн лицам, ставшим за период с 1985 по 1992 г. жертвами ее политики найма, продвижения по службе и увольнений. Судебные разбирательства о дискримина­ции могут возбуждаться на основании самых разнообразных жалоб, включая так называемое «легкое неравенство». Так, техасская компания Pro-Line Cap была вы­нуждена выплатить в виде компенсации почти $ 117 тыс. тридцати работницам, уволенным только из-за того, что работодатель не желал нести дополнительные расходы по оборудованию женских туалетов. Аналогичный иск возбудили сотруд­ницы Nabisco. Женщины обвинили компанию в том, что она предоставляет работ­никам-мужчинам возможность передохнуть в любое время дня, тогда как 200 жен­щин-работниц должны ограничиваться тремя семиминутными перерывами, в течение которых им приходилось выстаивать очереди в туалет (всего 12 мест).

Анализ тенденций развития трудового законодательства показывает, что в США сфера действия законов, обеспечивающих равное право на труд, расширяется на всех Уровнях — федеральном, уровне штатов и муниципальном. Внимание к правам и ус­ловиям труда женщин, представителей меньшинств, пожилых людей и инвалидов постоянно возрастает. Кроме того, если в прошлом основная часть исков относилась к должностям, не требующим высокой квалификации, то в 1990-х гг. большинство судебных исков было связано с дискриминацией претендентов на руководящие посты.