II. Закон спроса: сущность, особенности проявления на с/х сырье и продукты питания. Детерминанты спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу.
Социальная рыночная экономика | Российская рыночная экономика |
Нужда – это создаваемая мною нехватка чего-либо | Платежеспособный спрос - покупательная способность |
Потребность – это нужда, в которой проявляются мои личностные качества, мой культурный уровень | |
Спрос – это платежеспособная потребность (то что хочу и могут купить) | |
Потребительский спрос – в отношении продуктов питания в структуре семейного бюджета 10-15% идет на продукты питания. |
Какие конкретные показатели в отношении продуктов питания выражают потребительский спрос и платежеспособный спрос???
Его характеризует фактическое потребление основных продуктов питания на душу населения в год; медицинская норма потребления.
Потребление основных продуктов питания по костромской области в 2007 г. (на душу населения кг в год):
1)Хлеб и хлебобулочный продукты 101 (87%) кг
2)Картофель 76 (69)
3)Овощи 70 (54)
4)Фрукты и ягоды 47 (52)
5)Мясо и мясопродукты 58 (71)
6)Молоко и молочные продукты 226 (58)
7)Яйца, шт. 180 (62)
8)Рыба и рыбные продукты 19
9)Сахар и кондитерские изделия 29 (72)
10)Масло растительное 11 (86)
11)Масло сливочное 3,6 (65)
Следует различать понятия: величина (объем) спроса – это количество продукта, которое потребитель желает и может купить по данной цене; выражается точечными значениями на кривой спроса.
Спрос – это зависимость требуемого количества продукта от возможных цен на него; выражается в конфигурации и расположении кривой спроса на координатной плоскости.
Изменение величины спроса изображается движением по кривой спроса от точки к точке; обусловлена изменением цен.
Изменение спроса изображается смещением кривой влево или вправо; обусловлено действием неценовых факторов.
Закон спроса – это обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Qд = f (Р)
Цена является аргументом, объем спроса является функцией.
Рис. График спроса
Детермпинанты спроса на продукты питания
1)На промышленные товары (одежда, обувь и т.д.) – спрос эстетический. По отношению к продуктам питания вкус биологический и в основном определяется традиционным для данной местности набором продуктов.