СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ.11 класс (Итоговый тест.10 класс)
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ.11 класс (Итоговый тест.10 класс)
Вариант №1
А1 |
Характеристика какого из социальных институтов приводится ниже: «В рамках данного института осуществляется первичная социализация ребенка, осуществляется воспитание детей, забота о них»?
1) семья 2) школа 3) здравоохранение 4) церковь
А2 |
Какой из приведенных примеров иллюстрирует противоречивость и сложность общественного развития?
1) | Ученые сделали прорыв в области борьбы с раковыми болезнями. |
2) | Благодаря внедрению новых профилактических препаратов удалось существенно снизить опасность эпидемии гриппа. |
3) | В результате открытия в физике появилась возможность создания нового мощного оружия. |
4) | Новое направление театрального искусства завоевывает все более широкий круг сторонников. |
А3 |
Особым признаком искусства как явления духовной культуры является
1) | выдвижение гипотез о происхождении Вселенной |
2) | стремление к познанию предметов и явлений окружающего мира |
3) | эмоционально-образное отображение картины мира |
4) | выявление причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира |
А4 |
К какой из религий относится приведенный ряд терминов: суфизм, мечеть, рамадан, мулла?
1) христианству 2) иудаизм 3) буддизм 4) исламу
А5 |
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество в широком смысле включает в себя весь материальный мир.
Б. Общество представляет собой все формы взаимосвязей и
взаимодействия людей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А6 |
Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
1) | открытие Архимедом выталкивающей силы |
2) | миф о сотворении мира за семь дней |
3) | теорема Пифагора |
4) | закон сохранения и превращения энергии |
А7 |
Главным в характеристике человека как личности является
1) | участие в жизни общества, сознательной деятельности |
2) | особенности протекания психических процессов |
3) | врожденные задатки способности |
4) | особенности мышления и памяти |
А8 |
В познавательной деятельности в отличие от трудовой
1) | средства должны соответствовать целям |
2) | субъектом выступает отдельная личность |
3) | цель заключается в получении достоверного знания |
4) | результатом является создание нового продукта |
А9 |
Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Люди смертны. Аристофан человек. Следовательно, Аристофан смертен» является примером :
1) | образного представления | 3) | определения понятия |
2) | логического умозаключения | 4) | чувственного восприятия |
А10 |
Верны ли следующие суждения о бессознательном в человеке?
А. Бессознательное начало в человеке существует исключительно в раннем
детстве, по мере взросления, оно вытесняется сознательным.
Б. На начальных этапах человеческой истории (в эпоху первобытности)
бессознательное начало превалировало над сознательным.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А11 |
Какой признак отличаетрыночную экономическую систему от плановой ?
1) | экономическая свобода производителя и потребителя |
2) | возможность существования предприятий разных форм собственности |
3) | директивное установление цен на большинство товаров |
4) | стремление к снижению издержек производства |
А12 |
В структуру налоговой политики современного демократического государства входит
1) | купля-продажа ценных бумаг на фондовых рынках |
2) | лицензирование банковской деятельности |
3) | кредитование социально-значимых производств |
4) | установление ввозных таможенных пошлин на импортные товары |
А13 |
Поведение потребителя на рынке непосредственно определяется
1) | наличием государственной поддержки предпринимательства |
2) | уровнем цен на товары и услуги |
3) | льготным налогообложением малого бизнеса |
4) | размерами внешнего долга государства |
А14 |
Рост спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио и видео аппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке
1) сырьевом 2) товаров 3) потребительских кредитов 4) фондовом
А15 |
Верны ли следующие суждения о налогах, действующих в Российской Федерации?
А. Единый социальный налог относится к прямым налогам.
Б.Налог на добавленную стоимость (НДС)относится к прямым налогам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А16 |
Под социальной мобильностью ученые-социологи понимают
1) | наличие в обществе групп, обладающих определенными признаками |
2) | перемещение людей из одних социальных групп в другие |
3) | ожидаемое обществом от личности поведение |
4) | оценку обществом положения, занимаемого человеком в системе социальных связей |
А17 |
Примером общностей, объединенных по конфессиональному признаку, являются
1) | консерваторы и либералы | 3) | тувинцы и буряты |
2) | буддисты и православные | 4) | религиоведы и теологи |
А18 |
Пример позитивной неформальной санкцией, предъявляемой обществом своим членам, –
1) выговор 2) премия 3) похвала 4) укор
А19 |
В семье осуществляется моральная регламентация отношений между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения на основе принятых в семье норм. О какой функции семьи идет речь?
1) | эмоциональной поддержки | 3) | социализации порастающего поколения |
2) | совместного ведения хозяйства | 4) | первичного социального контроля |
А20 |
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. | Социальный контроль может осуществляться как со стороны общества, так и со стороны самой личности, в форме самоконтроля. |
Б. | Социальный контроль осуществляется посредством различных санкций, как формальных, так и неформальных. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А21 |
Найдите в приведенном перечне термин, являющийся обозначением субъекта политической деятельности -
1) реформа 2) выборы 3) партия 4) конституция
А22 |
Главная особенность организаций, представляющих гражданское общество –
1) | учреждаются государственными органами |
2) | существуют в изоляции от политической борьбы |
3) | опираются на инициативную деятельность людей |
4) | реализуют правительственную программу |
А23 |
Какое из приведенных суждений верно?
1) | Власть в тоталитарном государстве основывается прежде всего на легально-правовых основах. |
2) | Правовое современное государство обязательно предполагает осуществление принципа разделения властей. |
3) | Принцип разделения и независимости властей не соответствует демократическим принципам. |
4) | Демократическое государство вводит обязательную государственную цензуру СМИ. |
А24 |
Верховная власть в государстве N. передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство N. является абсолютной монархией?
1) | монарх утверждает главу кабинета министров |
2) | парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора |
3) | власть монарха не имеет законодательных ограничений |
4) | монарх является верховным главнокомандующим |
А25 |
Верны ли следующие суждения о политике?
А. | Политика выступает в качестве важнейшего регулятора жизни общества. |
Б. | Везде, где существуют общественные интересы, действуют группы людей, есть своя политика. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А26 |
Нормы права отличаются от иных видов социальных норм тем, что они
1) | выступают регулятором поведения людей |
2) | включают систему поощрений и санкций |
3) | обеспечиваются государственным принуждением |
4) | соответствуют представлениям людей о добре и зле |
А27 |
Потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать
1) | привлечения продавца к административной ответственности |
2) | соразмерного уменьшения покупной цены |
3) | бесплатной передачи товара в свое пользование |
4) | отзыва лицензии на коммерческую деятельность продавца |
А28 |
Гражданин N. заключил договор об оказании консультационных услуг в области аудита фирме, владельцем которой является его друг. Нормами какой из отраслей права регулируются данные правоотношения?
1) | финансового |
2) | трудового |
3) | гражданского |
4) | административного |
А29 |
Укажите ситуацию, в которой развод супругов может быть осуществлен только судом.
1) | Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе. |
2) | Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись. |
3) | Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью. |
4) | Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами. |
А30 |
Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. | Преступление является гражданско-правовым правонарушением. |
Б. | Преступление является наиболее опасным из всех видов правонарушений. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
В1 |
Вставьте пропущенное в предложении слово:
Особым, присущим только человеку свойством, отличающим его от остальных живых существ, является _______________ , которое определяется как процесс отражения мира в понятиях, суждениях, теориях, производимых человеческим мозгом.
В2 |
Установите соответствие между формами культуры и их характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | Формы культуры | ||
1) | признает абсолютное сверхестественное начало мира | А) | наука |
2) | использует теоретические и эмпирические методы познания | Б) | религия |
3) | содержит вероучение и догматы | ||
4) | изучает средства и методы познания объективного мира |
В3 |
Найдите в приведенном списке черты рыночной экономики и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | директивное установление цен на большинство товаров |
2) | господство государственной формы собственности |
3) | гарантированность законами защиты прав частного собственника |
4) | зависимость цен на товары от результатов конъюнктуры колебаний спроса и предложения |
5) | ограничения законами свободной конкуренции |
6) | приоритет экономического стимулирования труда |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В4 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
1. Министерство внутренних дел отмечает рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. 2. По всей видимости, рост детской преступности связан с общим социальным кризисом общества. 3. Предпринимаемые властями меры трудно оценить как эффективные. 4. Мы считаем что, государству необходимо выработать действенную политику поддержки семьи, школы в их стремлении воспитывать подростков в духе уважения к праву.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
B5 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«Существование лоббизма обусловлено функциональным ____________(1) интересов. Методами лоббистской ___________(2) являются: работа по подготовке ___________(3) в комитетах и комиссиях парламента; парламентские слушания и дебаты, личные встречи, контакты и переговоры; использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; организация __________(4) «давления с мест» и т.д.
_________(5) подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп должностных лиц. В ряде демократических стран, с целью отделения лоббизма от _____________(6), приняты законы о лоббизме, которые регулируют лоббистскую деятельность. По целям, преследуемым _________________(7) интересов, лоббизм подразделяется на экономический, социальный и социокультурный. В зависимости от объектов лоббирования выделяются президентский, парламентский и правительственный лоббизм».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) законопроект |
Б) предприятия |
В) представительство |
Г) деятельность |
Д) коррупция |
Е) лоббизм |
Ж) кампания |
З) инфраструктура |
И) государственный |
К) группы |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ.11 класс (Итоговый тест.10 класс)
Вариант №2
А1 |
Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы?
1) | выборы в парламент страны |
2) | сельскохозяйственная специализация отдельных регионов |
3) | составление свода законов государства |
4) | урегулирование социального конфликта |
А2 |
В стране К. около 80% населения проживает в городах и занято в фабричной промышленности; в сельском хозяйстве было занято около 12% населения. Какой тип общества представляет страна К.?
1) | традиционное |
2) | вступающее в период промышленного пере ворота |
3) | индустриальное |
4) | постиндустриальное |
А3 |
Тенденции гуманизации образования характеризует
1) | введение новых гуманитарных дисциплин в обучение |
2) | увеличение числа учебных предметов |
3) | внимание к личности, ее интересам, запросам |
4) | акцент на преподавании предметов естественно- научного цикла |
А4 |
Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?
1) | развитие институтов гражданского общества |
2) | возрождение культуры малых народов |
3) | разрыв в уровне развития регионов планеты |
4) | развитие международного сотрудничества |
А5 |
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. | Общественный прогресс не охватывает сферу межличностных отношений между людьми, отношений между группами людей. |
Б. | Общественный прогресс связан с процессом создания новых технологий. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А6 |
Истина – это знание, которое
1) | очевидно для большинства ученых |
2) | соответствует познаваемой действительности |
3) | опирается на авторитетное мнение |
4) | всегда подтверждается опытным путем |
А7 |
И человеку, и представителями животного мира, в равной степени присуще
1) | потребность в самореализации |
2) | осознание целей и задач деятельности |
3) | стремление к успешности в карьере |
4) | взаимодействие со средой обитания |
А8 |
К признакам, характеризующим человека как личность, относят
1) | отношения с другими людьми | 3) | принадлежность к расе |
2) | черты внешнего облика | 4) | физические особенности организма |
А9 |
Субъектами учебной деятельности являются
1) | устав учебного заведения | 3) | учебные пособия |
2) | рабочие программы | 4) | студенты и преподаватели |
А10 |
Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности личности?
А. Ответственность личности предполагает, что человек свободно и осознанно выбирает только социально одобряемые формы поведения.
Б. Быть свободным, в цивилизованном понимании этого слова, – значит делать, что угодно, не взирая на желания других.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А11 |
Экономика – это область знаний, которая изучает
1) | развитие и функционирование общества в целом |
2) | правильное и достойное поведение человека в обществе |
3) | способы распределения обществом ограниченных ресурсов |
4) | общественные отношения поводу власти |
А12 |
Для рыночной экономики характерно (-а)
1) | государственное регулирование ценообразования |
2) | самостоятельность предприятий в вопросах производства |
3) | преобладание государственных предприятий |
4) | централизованное планирование производства |
А13 |
Производителю в условиях рыночной экономики всегда выгодно
1) | постоянное повышение цен на продукцию |
2) | производство товаров для собственного потребления |
3) | снижение затрат на единицу производимой продукции |
4) | постоянное увеличение объемов производства |
А14 |
Сохранение устойчивого спроса на отечественные автомобили характеризует ситуацию на рынке
1) товаров 2) услуг 3) капитала 4) информации
А15 |
Верны ли следующие суждения?
А. Конкуренция производителей не влияет на качество товаров.
Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А16 |
Во время проведения Всероссийской переписи 2002 г. был зафиксирован необычный случай: в графу «национальность» мужчина записался инком, говорящим на языке могикан. Таким образом он определил свою принадлежность к общности
1) | профессиональной | 3) | этносоциальной |
2) | политической | 4) | демографической |
А17 |
К своему юбилею известный кинорежиссер был удостоен правительственной награды. Это пример применения санкций
1) | формальных негативных | 3) | формальных позитивных |
2) | неформальных негативных | 4) | неформальных позитивных |
А18 |
Что свойственно семье в отличие от других малых социальных групп?
1) | наличие общей цели | 3) | общность быта |
2) | совместная деятельность | 4) | общность интересов |
А19 |
Отец Тамары работал скотником на животноводческой ферме. Он закончил профессиональный колледж, получил профессию зоотехника и, спустя несколько лет, стал главным ветеринаром этой фермы. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?
1) | социальное неравенство | 3) | социальную стратификацию |
2) | социальную коммуникацию | 4) | социальную мобильность |
А20 |
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. | Все социальные нормы возникают и действуют только в малых группах. |
Б. | Традиции и обычаи станут социальными нормами при условии, что они будут записаны. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А21 |
К признакам государства относится:
1) | соблюдение законов | 3) | унитарное государство |
2) | наличие парламента | 4) | наличие публичной власти |
А22 |
Во время дискуссии о роли государства в жизни общества известный политический обозреватель высказался следующим образом: «Индивидуальные права и свободы дичности – вот краеугольный камень демократии. Они могут быть ограничены только полем свободы другого человека». К сторонникам какой политической идеологии можно его отнести?
1) | коммунистической | 3) | либеральной |
2) | социал-демократической | 4) | консервативной |
А23 |
К институтам гражданского общества можно отнести
1) | министерство образования и науки |
2) | региональный департамент образования |
3) | учебное заведение |
4) | педагогический совет школы |
А24 |
В государстве Р. законы принимаются парламентом и исполняются правительством страны. Какова форма правления Р.?
1) | унитарное государство | 3) | парламентская республика |
2) | абсолютная монархия | 4) | федерация |
А25 |
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. | Государство обеспечивает стабильность общества, регулируя посредством права общественные отношения. |
Б. | Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти в управлении обществом. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А26 |
Какая отрасль права регулирует на началах равенства сторон имущественные и личные неимущественные отношения?
1) | административное право | 3) | гражданское право |
2) | конституционное право | 4) | трудовое право |
А27 |
Под правонарушением в юридической науке понимают
1) | виновное, противоправное деяние |
2) | деяние, осуждаемое общественным мнением |
3) | деяние субъектов, соответствующее нормам и социально полезным целям |
4) | общественные отношения, участники которых имеют соответствующие права и юридические обязанности |
А28 |
Верховным законодательным органом власти в Российской Федерации является
1) | Правительство | 3) | Конституционный Суд |
2) | Федеральное Собрание | 4) | Администрация Президента |
А29 |
Какая ситуация иллюстрирует преступление?
1) | Гражданин П. систематически опаздывает на работу. |
2) | Гражданин Б. не оплачивает проезд в автобусе. |
3) | Гражданин Д. переходит улицу в неположенном месте. |
4) | Гражданин Л. распространяет наркотики. |
А30 |
Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?
А. Для вступления в брак необходимо добровольное согласие жених и невесты.
Б. Препятствие заключению брака со стороны третьих лиц может стать уголовно наказуемым деянием.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
В1 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «формы познания». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ощущение, восприятие, измерение, представление, понятие, суждение, умозаключение.
В2 |
Установите соответствие между типами экономическими системами и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | ||
1) | свободное ценообразование | А) | рыночная |
2) | централизованное планирование производства | Б) | командно-административная |
3) | экономическая самостоятельность производителей | ||
4) | конкуренция | ||
5) | преобладание государственной формы собственности |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В3 |
Найдите в приведенном списке ситуации, регулируемые гражданским правом, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | Внуки подарили бабушке стиральную машинку. |
2) | Солдат срочной службы уснул на посту. |
3) | Анне Петровне продали в магазине просроченный кефир. |
4) | Иван Иванович нецензурно изъяснялся на улице. |
5) | Молодая семья сняла квартиру. |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: _________________________ .
В4 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
1. Статистические службы информируют о росте безработицы среди молодежи. 2. Девушки и юноши, окончившие школу, с трудом находят себе работу. 3. Данная ситуация свидетельствует о серьёзных недостатках молодежной политики властей. 4. Для изменения ситуации правительству необходимо выработать действенную политику стимулирования работодателей в предоставлении ими большего количества мест молодым кадрам.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В5 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической ____________ (1), а также совокупность методов достижения политических целей и осуществления ___________ (2). Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического ___________ (3) являются: объем прав и __________ (4) человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между _________ (5) и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических _____________ (6), способы формирования политических _________________ (7), методы выработки политических решений. В политической науке выделяется несколько классификаций политических режимов. Согласно наиболее распространенной из них, основными типами политических режимов являются тоталитарные, авторитарные и демократические режимы».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) власть |
Б) фракция |
В) режим |
Г) движение |
Д) решение |
Е) система |
Ж) свобода |
З) политология |
И) государство |
К) институт |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.