Как правило, под кадастром понимается упорядоченная совокупность вероятных сведений о правовом, природном, хозяйственном и экономическом состоянии каких либо объектов.

Тема 1. ВИДЫ КАДАСТРОВ УКРАИНЫ

Часть1.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
2. Основные государственные кадастры Украины
3. Кадастровая информационная система
  3.1 Государственный земельный кадастр
  3.2. Государственный водный кадастр
  3.3. Государственный лесной кадастр
  3.4. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (недра)
  3.5. Принципы формирования природных кадастров
  3.6. Градостроительный кадастр
4. Литература
     

1. Введение

 

Содержание понятия "кадастр"

 

Содержание понятия "кадастр", которое буквально переводится как реестр (список), составленный официальными лицами, сформировался еще со времен Римской империи, когда была утверждена единица учета сбора налога за землю, и практически не изменился. По словарю Вебстера кадастр означает "официальную книгу записей количества, размера и права собственности на землепользование, используемый при обложении (пропорциональному распределению) налогом".

 

В справочнике законов Влека под кадастром подразумевается "инвентарная ведомость налогов и оценки недвижимого имущества для целей налогообложения".

Академический словарь (Бельгия) дает некоторые сведения о Государственном реестре (книге записей), где подробно указываются данные о количестве и стоимости недвижимого имущества. Зато словарь издательства "Лярус" отмечает, что администрация понимает под словом "кадастр" документы, в которых записываются "общий перечень, мера и оценка недвижимого имущества государства" и "ряд операций, с помощью которых устанавливается данный перечень или ведомость для установления и распределения налогов ".

Все определения, по сути, сходятся в том, что кадастр - это сумма операций и документов для следующих целей:

- установление и своевременного ведения детального перечня землевладельцев определенной территории;

- локализации и идентификации землепользовании;

- взимание налога (налогообложения).

 

Как правило, под кадастром понимается упорядоченная совокупность вероятных сведений о правовом, природном, хозяйственном и экономическом состоянии каких либо объектов.

И хотя кадастры разных стран разнятся между собой, единым для них является фискальная и юридическая направленность. Практически одинаковы также и компоненты, составляющие кадастр: кадастровые крупномасштабные карты с индексами участков и реестры объектов недвижимости. Первый элемент является объединяющим для всех реестров. Но в каждой стране есть и некоторые специфические особенности.

 

В федеральной системе США ведение кадастра возлагается на местные органы, созданные в соответствии с законодательством штата для выявления и регистрации интересов собственности на землю и недвижимость. Они регистрируют первичные интересы собственности и осуществляют последующую запись всех переходов собственности путем продаж, по завещанию или другим способом, а также фиксируют интересы поручительства (право получения имущества до оплаты долга, залоговые обязательства) и ограниченные интересы (сервитут, договорные обязательства).

В большинстве европейских стран кадастр (как описание недвижимого имущества) ведут большие национальные учреждение, которые отвечают за исследование, картографирование, демаркацию, опись, нумерацию и регистрацию территории. В то же время юридическая регистрация и налогообложение выполняется отдельно, соответственно – судебными и налоговыми органами на основании данных кадастра.

Необходимо заметить, что имеется существенное различие между западноевропейскими и восточноевропейскими кадастрами, что обусловлено разными социально-экономическими системами, которые существовали на момент их создания.

Западноевропейский кадастр развивался в направлении налогового, планировочного и многоцелевого кадастра, имея критерием отношение собственности.

Восточноевропейские кадастры в большинстве своем отражают географические, экономические и экологические аспекты, являясь системой учета кадастровых объектов. Они содержат информацию о ресурсах, преимущественно сельскохозяйственных, лесных и водных.

В организационном плане все западноевропейские кадастры исторически сформировались как часть государственного управления, в отличие от стран Восточной Европы и бывшего СССР, где существующие системы были, по сути, ведомственными. «Государственность» кадастров в Западной Европе проявляется в том, что он создается и функционирует под контролем правительства, начиная от муниципалитета на нижнем уровне и заканчивая парламентом на высшем.

С переходом к рыночной экономике возникла потребность в реформировании системы кадастров стран на постсоветском пространстве, прежде всего земельного кадастра, как общепризнанного способа обеспечения защиты прав собственности, что необходимо для эффективного функционирования приватизированного земельного рынка.