В чем заключается сложность воспитания?
Одной из основных сложностей воспитания является противоположное отношение воспитателя и воспитанника. Воспитатели стараются окружить ребенка заботой, защитить от проблем, воспитанники сопротивляются заботе старших. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».
Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? – получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправильно воспитывают», «если меня пытаются воспитывать неуважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают».
В дневнике Волошина читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание – наибольшим». Аналогично у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает её». Ещё более категорично у Ф.Вольтера: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах». В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не с глаголами».
9.Почему индивидуальность воспитанников затрудняет педагогическую деятельность?
Сложность воспитания заключается в его индивидуальности. Говоря о трудностях воспитания, приведем высказывание заслуженного тренера СССР по фигурному катанию Станислава Жука, который сравнивал трудоемкий труд воспитателя с работой дрессировщика. «Представьте себя в роли дрессировщика тигров. Вы никогда раньше не были дрессировщиком, а в цирке бывали пять шесть раз за свою всю жизнь. И вдруг вам говорят. Вот, братец, клетка, а в ней сидит тигр. Его надо обуздать, приручить и заставить прыгать через горящий обруч и многое другое….»
Вы побежите в библиотеку, прочитаете там две три книжки о том, как ловить диких тигров, побеседуете с учеными, они вам расскажут, что любит тигр. Но, так или иначе, вам придется остаться один на один с живым тигром и каждый день приучать его к новой жизни, подкармливая сырым мясом. Ох, не скоро он у вас начнет прыгать через обруч».
Эту ситуации с тигром зачастую напоминает воспитание и прежде всего семейное, когда рождается ребенок и у родителей появляются многочисленные обязанности. В этой ситуации они выслушивают советы, реже читаю книги. Но им все равно необходимо будет остаться наедине со своим ребенком и каждый раз искать возможности воспитательных воздействий к конкретной личности ребенка, при единстве мнения обоих родителей.
У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Каждый родившийся организм своеобразен вследствие особенной наследственности, и нужно выявить и понять эту своеобразность индивидуальности