Литургия Пасхи.

Пасхальные часы – это одно и то же последование, равно заменяющее 1,3, 6 и 9 часы, а в монастырях – еще

и повечерие с полунощницей. У нас перед литургией оно поется не 3 раза за каждый из часов, а лишь один раз. Последование это целиком состоит из пасхальных песнопений, заменяющих обычные псалмы и молитвы, некоторые, впрочем, как «Воскресение Христово видевшее…» мы поем в течение всего года в воскресные дни, а другие тайно читают священники во время каждой полной литургии. В это время духовенство переодевается с белых облачений, в которых служило утреню, в красные – пасхальные, в которых и останется служить в течение всего времени пасхальных торжеств. Хор первый раз пропевает пасхальный 1 час и звучит новый возглас, но 3 час не поется. а повторяется и повторяется тропарь Пасхи и лишь после возвращения на клирос всех певчих верхнего хора пение заканчивается. После окончания пения часов все священство выходит в центр храма для чтения молитв перед началом литургии, а затем страший священник (о.Евгений Кузнецов) и диакон (о.Евгений Габов) получают благословение, после чего священник идет к престолу, а диакон – не солею, по обе стороны от Царских врат становятся казаки с подсвечниом и архиерейским жезлом.

«Благослови Владыко!» - Призывает диакон, и священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произноит начальный возглас литургии: «Благословенно Царств Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» - поет хор. Вот оно, начало духовной трапезы, о которой говорит святитель Иоанн, трапеза, на которой Господь предлагает верным Самого Себя. Начало пасхальной литургии совершенно такое же, как и утрени – духовенство поет пасхальный тропарь, повторяемый хором, затем и строки из 67 псалма (Да воскреснет Бог и рсточатся врази Его и, да бежат от лица Его невидящи Его….»). А хор (пели оба хора по очереди) поет тот же тропарь. При этом архиерей благословляет народ на 4 стороны, приветствуя словами о Воскресшем Христе. Лишь после этого следует Великая ектения. При ектении, как всегда, предостоятелю подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы. Заканчивается ектения, звучит традиционное славословие, и начяинается время антифонов[5].

Антифон 1, псалом 65. Глас 2

Стих 1: Воскликните Господеви вся земля. Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

И другий лик тойжде стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 2: Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

На сей раз все три антифона пел верхний хор каким-то необычным распевом, обычного для больших праздников попеременного исполнения антифонов обоими хорами не было и это несколько убавило торжественности службе. Звучит малая ектения, новый призыв к молитве, произносимый о.Алексием Кульневым и поется второй антифон, при этом архиерею подносится умывальница и он умывает руки, при этом диакон быстро читает ряд молитв – отрывков из псалмов. После этого умывальница уносится.

Антифон второй, псалом 66. Глас 2

Стих 1: Боже ущедри ны и благослови ны. Припев: Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия

Ти: Аллилуиа. единожды.

Тойже стих: Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 2: Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 3: Да исповедятся Тебе людие Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Спаси ны Сыне Божий:

После «Слава, и ныне»: хор поет традиционное песнопение, написанное, напомню, благоверным византийским императором Юстинианом: Единородный Сыне и Слове Божий Бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богорордицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»

После малой ектении следует третий антифон – чтец возглашает по очереди строки из начала все того же 67 псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его, яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом» (последний стих не успели произнести). При возглашении каждой из строк хор снова и снова пропевает тропарь Пасхи. Всегда при этом хоры пели тропарь по очереди, теперь же его пел один верхний, но разными распевами.

Начинается малый вход. Стоящие у амвона иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом направляются в центр, тогда же из алтаря выходят иподиаконы с дикирием и трикирием и рипидами, диакон (о.Алексий Кульнев) с кадилом и старший – с Евангелием, а потом и все духовенство, которое выстраивается в центре. Следует благословение на вход, а затем диакон возглашает: «Прмудрость ПрОсти! В церквах благословите Бога Господа от источник Израилевых!»

Далее устав велит по случаю праздника вместо традиционного «Придите поклонимся…..» петь тропарь праздника, но при архиерейском богослужении всегда поется то же пенопение[6], как и при обычных службах. При пении духовенства, как и всегда, архиерей благословляет народ на 3 стороны, а затем священство входит в алтарь и взодя на амвон, архиерей благословляет народ также на 3 стороны. Хор подхватывает песнопение со слов «Спаси ны…», поет как повелось уже у нас, тем же напевом. Потом духовенство снова повторяет те же слова. И как всегда, Владыка Феогност, держа в одной руке дикирий, в предшествии диакона с трикирием кадит алтарь и солею под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота», которое по окончании каждения хор пропевает уже более величественным распевом, после чего его несколько нестройно снова пропевает уже священство. Лишь после этого поется тропарь Пасхи, кондак поет уже духовенство.

«Господу помолимся!» - Провозглашает, выходя на амвон, диакон и архиерей произносит в качестве возгласа то самое Троичекое славословие, звучащее на каждой полной литургии. Затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. Хор снова отвечает, подтверждая все произнесенное. Особенностью пасхального богослужения, как и службы Великой субботы является пение вместо Трисвятого «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся[7]», песнопения из таинства крещения, чье появление в чине литургии связано с тем, что в древности в эти дни проходило массовое крещение оглашенных, прчем, оно вставлялось прямо в литургию и ныне этот чин кое-где восстаналвивается. Как и всегда, при архиерейском богослужении, оно поется попеременно хором и священством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь то же песнопение….

Возглашал прокимен и читал апостольское чтение о.Алексий Кульнев. Читается отрывок из Деяний Апостольских, творения апостола и Евангелиста Луки, повествующего о жизни апостолов после Вознесения Господня: 1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

Читаться отрывки из книги Деяний апостольских будут вплоть до Пятидесятницы. В данном отрывке повествуется о событии Вознесения Господня, причем, иначе, чем об этом пишется во всех четыре Евангелиях и именно здесь указывается, что по Воскресении Своем Господь 40 дней являлся своим ученикам, наставляя их. Издесь, как видно. указывается, что ученики в очередной раз задавали вопрос о будущем Царстве, но вкладывая в эти слова иной смысл. Слова, которые говорит Господь на это: не ваше дело знать времена или сроки – неплохо бы помнить и всем нам, тогда бы всевозможные обманщики, запугивающие людей страшилками, о якобы, вот-вот грядущем конце света, не могли бы задержать сколько-нибудь наше внимание. Не допытываться о времени этого события, но всегда быть готовым, ибо «день сей найдет, как сеть на всех живущих»….

Заканчивается чтение, а затем Аллилуиарий.В это время на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направялется процессия, состоящая изказаков с подсвечником и архиерейским жезлом, иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, диирий и трикирий также держат вблизи. С архиерее в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангельский текст. Читается Евангелие от Иоанна, которого из-за особой возвышенности сравнивали с орлом. И текст: 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2Оно было в начале у Бога.

3Все чрез Него на'чало быть, и без Него ничто не на'чало быть, что на'чало быть.

4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10В мире был, и мир чрез Него на'чал быть, и мир Его не познал.

11Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

По традиции, Евангелие на литургии в пасхальную ночь читается на нескольких языках в воспоминание о дне Пятидесятницы, когда после схождения Духа Божия апостолы заговорили на других языках, коих прежде не знали: о.Роман говорил попеременно на греческом и латыни, о.Сергий – на современном русском, о.Евгений Кузнецов – на английском.

Архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, и начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение было совсем коротким. Ектения заканчивается, и сразу же начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним. оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Еще перед этим предстоятель вешает одному из диаконов снятый с чаши и дискоса воздУх (большой плат, с проскомидии и до Херувимской песни покрывающий стоящие на жертвеннике Дары) и тот кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. Дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в итинные Тело и Кровь Христа Спасителя, лишь вместо «Достойно есть….» поется особый пасхальный задостойник: «Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.» На сей раз верхний хор избрал очень красивый распев с партией соло в первой части и в конце второй. Солировала, правда, дама в возрасте за 40 с голосом, не очень подходящим для этого. После этого диакон (о.Евгений Габов) выходит на амвон со словами «И всех и вся», повторяемыми верхним хором. После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Затем диакон призывает к молитве о правящем архиерее, «приносящем Святые Дары сия Господеви Богу нашему», при этом, входя в алтарь и орарем указывая на престол и Святые Дары на нем. После этого он снова выходит на амвон, призывая к молитве о прочем священноначалии и всех православных христиан и о всех «иже и кийждо в помышлении имать и о всех и за вся». Это – так называемая выкличка, в прошлом году пропущенная. ». Так проходит вся лиургия и перед причащением духовенства, как я уже писал, Царские врата не закрываются и верующие могут видеть происходящее в алтаре. В это время верхний хор поет избранные пасхальные песнопения. После этого о.Евгений Кузнецов читал патриаршее пасхальное послание (см. выше).

Причастников оказалось так много, что причащали народ на 4 чаши, как в Великий четверг. Причащение шло довольно долго, так что последнюю часть литургии. состоящую в благодарении Бога за возможность причащения Тела и Крови Христа, начали, не дожидаясь окончании причащения.

Заканчивается причастие. В конце литургии многие песнопения заменяет пасхальный тропарь, а после заамвонной молитве о благословении выходящих из храма в мир освящается артос[8], которое совершает сам Владыка Феогност. И вот, снова поется тропарь Пасхи, а потом следует окончание литургии. При этом конечного многолетия не было пропето – Владыка совершил чин освящения снеди, предназначенной для разговления (многолетие так и не было пропето). Проводов архиерея не было – он ушел через пономарку, а сразу о.Евгений Кузнецов поздравил всех с праздником и объявил о том, что сейчас будет освящение пасхальной снеди, принесенной верующими, которое сейчас же и началось, а также напомнил, что вечером состоится Великая пасхальная вечерня, которую будет совершать правящий архиерей в сослужении духовенства епархии и будут награждения. Целования Креста не было. Что ж, счастливы те, кому в эту ночь удалось причаститься святых Христовых Таин, приобщиться к той самой трапезе, о которой писал святитель Иоанн, которая, а не куличи и яйца, являются важнейшим в этом празднике…. Но и я рад, что сподобился быть на этой службе….

Утро в храме была совершена еще одна литургия, которую совершил о.Андрей Пашин.