Положение геометрической оси дороги на местности называется трассой.

Элементы автомобильной дороги.

2.1. Элементы плана дороги.

Выбор направления трассы между заданными пунктами зависит от категории дороги, рельефа местности ситуации (наличия контурных препятствий), геолого-почвенных, гидрологических и других условий. Общее направление трассы назначают согласно данным задания: начальному, конечному, а иногда и промежуточным пунктам, т.е. контрольным точкам. Между контрольными точками трасса должна проходить по возможно более короткому направлению и при наименьших затратах на сооружение дороги.

В равнинной местности трассу прокладывают большими по протяжению прямолинейными участками. Редкие изломы вызываются обходом препятствий: населенных пунктов, болот, озер, оврагов. В пересеченной местности трасса становится более извилистой, т.к. к препятствиям указанным в равнинной местности, прибавляются препятствия рельефа. Отклонения от прямого направления вызываются стремлением избежать крупных зем. работ и строительства значительных искусственных сооружений.В горной местности в связи с большой сложностью рельефа, трасса очень извилистая, особенно на перевальных участках, где приходится развивать линии (Особенную роль в горной местности имеют геологические условия).

Трассу дороги с интенсивным перспективным движением прокладывают с возможно большим приближением к воздушной линии, так как значительные затраты , связанные с необходимостью преодоления естественных препятствий, компенсируются в короткий срок вследствие снижения транспортных расходов при уменьшении длины пробега автомобилей и сокращении времени перевозок.

При малой интенсивности такой компенсации в течение ближайших лет ожидать нельзя , поэтому при проложении трассы часто оказывается экономически оправданными значительные искривления и удлинения , вызываемые необходимостью обхода различных препятствий, преодоление которых приводит к резкому увеличению стоимости строительства.

Удлинение дороги, вызванное введение углов поворота, характеризуют коэффициентом развития, или коэффициентом удлинения трассы, равным отношению фактической длины дороги к длине прямой, соединяющей начальный и конечный ее пункты (воздушной линии).

Положение геометрической оси дороги на местности называется трассой.

Графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе, называют планом трассы. Изменение направления трассы определяется углом поворота, который измеряют между продолжением направления трассы и новым ее направлением.

Углы поворота последовательно нумеруется вдоль дороги – по ходу трассы. Чтобы запроектированную дорогу можно было восстановить (воспроизвести) на местности, ее ориентируют относительно сторон света – вычисляют румбы прямых участков трассы.

Основными элементами плана трассы являются чередующиеся прямые и плавные круговые или клотоидные кривые участки дороги.

Элементы кривой связаны между собой простыми тригонометрическими соотношениями, которые могут быть получены из рисунка 1.

Различают следующие геометрические элементы закругления:

α- угол поворота;

R – радиус круговой кривой;

К—длина кривой;

Т – тангенс;

Б – биссектриса