Группой стран из числа Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) было принято решение о формировании Таможенного союза.

Высшим органом Таможенного союза, создаваемого в рамках ЕврАзЭС, станет Межгосударственный совет ЕврАзЭС, а органом по разрешению споров предложено и одобрено сделать суд ЕврАзЭС. Одной из основных задач является в настоящий момент формирование правовой базы Таможенного союза. Ныне идет внутригосударственное согласование 24 базовых документов, составляющих правовую основу Таможенного союза. Работа по созданию такой правовой базы взаимоувязывается с работой по присоединению к ВТО.

Создание Всемирной торговой организации (ВТО).

Проблемы вхождения России в ВТО

Попытки создать новую систему международной торговли были предприняты после окончания Второй мировой войны. Экономики многих стран сильно пострадали в результате военных действий, хозяйственные ресурсы были подорваны, национальные денежные системы утратили свою устойчивость. В 1947-1948 гг. был выработан проект создания Организации международной торговли (ОМТ). В разработке проекта принимали участие и наблюдатели от СССР.

Желание поскорее наладить обоюдовыгодные торговые отношения в послевоенный период привело к прорывному успеху в переговорах - были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговые отношения на сумму 10 млрд. долл. (что составляло на тот период 1/5 общемирового торгового оборота). Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и снижение таможенных тарифов, вступил в силу в 1948 г. и получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Тем временем ГАТТ, изначально задуманное как временное соглашение, постепенно набирало силу, перерастая во влиятельную международную организацию с соответствующими органами и административным персоналом. Именно ГАТТ, в период 1948-1994 гг., до момента создания ВТО, задавало тон в международной торговле. Основными принципами ГАТТ стали:

1) равноправие в торговле, которое обеспечивается взаимным
предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в
отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними
таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного
подхода к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

2) использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;

3) постепенное снижение таможенных тарифов в ходе периодически
проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридическое
закрепление на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная торговая организация. В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО.

Правила ГАТТ/ВТО основаны на трех базовых принципах:

• принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-

участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;

принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Очевидно, что пребывание той или иной страны в числе членов ВТО является выгодным, так как на любую страну-участника организации распространяются общие нормы и правила, а также принципы, перечисленные нами выше. Для любого государства, не являющегося членом ВТО, применение ее правил становится необязательным. Таким образом, в отношении не членов ВТО применимы любые нормы торгового и таможенного регулирования - в том числе и дискриминационного характера.

В связи с тем, что к России многими странами-членами ВТО применялись и продолжают применяться произвольные правила, надуманные таможенные ограничения и антидемпинговые расследования, наша страна обратилась в 1993 г. с просьбой о присоединении к ГАТТ, которая в 1994 г. была переоформлена на просьбу о присоединении к ВТО.

В соответствии с процедурами ГАТТ/ВТО была создана рабочая группа по присоединению России к ВТО, в которую вошли представители заинтересованных стран-членов этой организации. Мандат рабочей группы - изучить торговый режим России и выработать условия ее участия в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. До 1998 г. его основное содержание сводилось исключительно к изучению российского внешнеторгового режима, проходившее в форме представления российской стороной документов с описанием режима в областях, охватываемых Соглашениями ВТО, и процесса вопросов-ответов по российскому механизму регулирования внешней торговли и экономики. В общей сложности Россия ответила более чем на 3000 вопросов членов рабочей группы, представила сотни законодательных и нормативных актов.

В 1998 г. Россией были представлены первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского хозяйства (обязательства Российской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), а в октябре 1999 г. - предложения по торговле услугами (включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ). С этого времени (1998-1999 гг.) Россия приступила к двусторонним переговорам по условиям доступа на рынки товаров и услуг и обязательствам в сфере сельского хозяйства с заинтересованными странами-членами Рабочей группы) по присоединению России к ВТО.

Одновременно на этих переговорах ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики, что подразумевает введение ряда изменений в положения российской правовой системы для ее приведения в соответствие с указанными Соглашениями.

Подведение промежуточных итогов осуществляется на заседаниях рабочей группы по присоединению России к ВТО в многостороннем формате. Также в многостороннем формате, но с ограниченным числом изъявивших такое желание членов рабочей группы, проходят переговоры по обязательствам России в сфере связывания размеров государственной поддержки сельского хозяйства и экспортных субсидий.

Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. В ходе этих переговоров с начала 1999 г. российская сторона ведет углубленное обсуждение с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации.

Всего по состоянию на начало 2001 г. Россия вела тарифные переговоры с 47 странами-членами ВТО, (с 37 странами эти переговоры находятся в активной фазе, а с другими – на более ранней стадии).

К 2008 г. Россия завершила двусторонние консультации со всеми странами-участницами ВТО. Претензии к России остались только у Грузии, которая настаивает на прекращении российской внешней торговли с непризнанными республиками в ее составе - Абхазией и Южной Осетией. В связи с тем, что для присоединения какой-либо страны к ВТО требуется согласие всех ее участников, вступление России во Всемирную торговую организацию пока откладывается.