ТЫ ПРОСТИ ЕЕ
Военную службу Семен (Семен - имя, данное старцу Силуану в крещении) отбывал в Петербурге. Увидел он в помещении роты одного солдата, окончившего свой срок, сидящим печально, с опущенной головой, на своей койке. Семен подошел к нему и говорит:
- Что ты печальный сидишь, а не радуешься, как другие, что окончил службу и теперь поедешь домой?
- Я получил письмо от своих, - сказал солдат, - пишут, что жена моя родила за это время. Помолчав немного, качая головой, тихим голосом, в котором слышались и скорбь, и обида, и озлобление, он проговорил:
- Не знаю, что я с ней сделаю... Ох, боюсь!.. Так что ехать домой не хочется. Семен спокойно спросил:
- А ты за это время сколько раз ходил в заведения?
- Да, бывали случаи, - словно что-то вспоминая, ответил солдат.
- Ты вот не мог утерпеть, - говорит ему Семен, - а ей, ты думаешь, легко было?.. Тебе хорошо: ты мужчина, а она от одного раза родить может... Подумай, куда ты ходил!... Ты перед ней больше виноват, чем она перед тобой... Ты прости ее... Приедешь домой, прими ребенка, как своего, и увидишь, что все будет хорошо.
Прошло несколько месяцев. Семен получил благодарное письмо от того солдата, который описывал, что когда подъезжал он к дому, то отец и мать вышли ему навстречу "скучные", а жена, робкая и смущенная, стояла около самого дома с ребенком на руках. У него же на душе с того момента, как поговорил с ним Семен в казарме, было легко; весело он поздоровался с родителями, весело подошел к жене, поцеловал ее, ребенка взял на руки, тоже поцеловал. Все повеселели, вошли в дом, а потом пошли по селу навещать родных и знакомых; и всюду он с ребенком на руках; у всех было хорошо на душе. И после они жили в мире.
Солдат в письме много благодарил своего друга Семена за добрый совет. И нельзя не согласиться, что совет был действительно не только добрый, но и мудрый. Так уже в молодые годы старец Силуан прекрасно понимал, что необходимым условием мира между людьми является сознание каждым своей вины.
Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан Афонский", М., 1996.
- После развода как решить эту трудную проблему сохранения добрых отношений между родителями и покинутыми детьми?
- Развод не лишает ни одного из родителей прав отцовства и материнства. В мистическом, духовном плане этого ни один закон не может лишить. А от разумности людей зависит, как складываются отношения после развода; во всяком случае отец не должен лишать своих детей попечения, если дети остаются с матерью, и должен за них молиться. А мать должна по-прежнему хранить, воспитывать и развивать своих детей.
Безнравственно, конечно, не допускать отца или мать к ребенку. Из сердца нельзя вычеркивать своих родных.
Развод - это испытание и для детей. И они тоже должны достойно вести себя - не судить родителей. Бог - судья отцу и матери. Такой пример в Священном Писании есть. Сына звали Хам. И он не то что осудил, он просто немножко посмеялся, увидев наготу отца. Нарицательное имя... Нельзя быть хамом в отношении родителей. Нужно смиряться, молиться, любить, чтить, в каком бы состоянии родители ни находились. Это Богом дарованные тебе люди. У детей не бывает власти, но своей любовью они могут сохранить семью. Когда ребеночек обнимает одной ручкой маму, другой - папу, нужно иметь очень жестокое сердце, чтобы решиться на развод. А случается, что дети помогают семье распадаться, когда ко всем трудностям, которые бывают между мужем и женой, еще добавляется невоздержанность детской жизни, непослушание.
О домашних обязанностях. У каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома.
- Должен ли муж помогать жене в домашних делах?
- Я бы по-другому сформулировал: может ли муж помогать жене в домашних делах? Может. Но сказать "должен" нельзя. Ведь что такое долг? Это обязанность. А мы уже говорили, что у каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома.
То есть домашние заботы в основном лежат все же на ее плечах. И заставлять мужа постоянно полы мыть, стирать нельзя. Я знаю, что мужья сами с удовольствием это делают, если они видят, что жене трудно. Но когда их заставляют - для них это очень печально, все внутри противится, потому что это не является их обязанностью. Некоторые женщины похваляются: "Муж мой стирает, готовит, убирает...". Надо понимать, что когда жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье и муж отодвигается на вторые роли - это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитет Бога. Поэтому в выполнении домашних обязанностей можно просить мужа о помощи, но нельзя приказывать. Можно принимать помощь, но нельзя ее узаконивать.
- На ком из супругов в большей степени лежит воспитание детей?
- В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд - вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. По бедности, когда муж не в состоянии стал прокормить семью, жене пришлось работать. Но даже если у жены бывает зарплата выше, чем у мужа, она должна это забыть. Традиционно весь уклад семейной жизни подчеркивал авторитет мужа, отца. Он садился на главное место за столом и пока не брал ложку, никто не начинал обед. А сейчас мамочка несет тарелку сыночку, дочке сначала, потом уж про папу вспомнит. Мелочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают слушаться родителей, авторитет взрослых теряется. Искусство семейной жизни - это искусство мудрости. Смиренной мудрости. Если папа отдыхает - все на цыпочках ходить должны. Если маме трудно, папа должен сказать: "Ну-ка, детки, поможем". Это видеть нужно, нужно замечать друг друга, любить, уважать, жить заботой друг о друге. А когда видишь только себя, свою усталость, свои желания, то начинаешь и жалеть только себя.
- Но что делать, если женщине все же приходится брать на себя обязанности главы?
- Не брать! Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно такой же грех, когда она берет. Тебе дают, а ты не бери: "Нет, дорогой, ты - глава семьи". Не говорить это надо, а бытом, отношением подчеркивать главенствующую роль мужчины.
- Как не брать? Семья будет нищей. Может так быть?
- Может. Беда в том, что мы в сравнении с другими пытаемся жить. А надо довольствоваться тем, что у тебя есть. Жена кормит семью, но власть-то не надо брать. Муж у нее безработный, не может заработать, но его все равно следует сажать на первое место, сохранять уважительное отношение, показывать, что он -главный в семье. Власть ведь не в том, кто больше денег приносит, а в иерархии перед Богом.
- Бывает так, что женщина-руководитель не подчеркивает в семье свое руководящее положение, а муж все равно болезненно переживает это.
- Подчеркивает, к сожалению. Это она думает, что не подчеркивает. Внутреннее состояние очень инерционно. Когда человек приходит с работы, где был руководителем, переключиться на семейную жизнь бывает трудно. Это происходит, когда мы начинаем относиться к работе как к главному в жизни, но ведь работа -это же послушание и гордиться особенно нечем. Есть внутрисемейное послушание, и есть социальное. И к каждому надо относиться ответственно, но не делать из него культа. К сожалению, послушники из нас плохие. В этом все дело.