Основные направления экономики

(13 слайд) Цветная металлургия

Ключевыми направлениями развития металлургического комплекса на территории Дальнего Востока являются создание новых металлургических районов (Южная Якутия и Забайкальский край, Хабаровский край и Амурская область), а также расширение и модернизация существующих таких районов в Иркутской области.

Основными мерами государственной политики по развитию отрасли являются содействие в создании необходимой инфраструктуры (прежде всего транспортной и энергетической) и повышении эффективности производства продукции, меры по расширению рынков сбыта металлургической продукции, включая содействие в разработке труднодоступных сырьевых месторождений, содействие в решении социальных вопросов в регионах, где металлургические предприятия являются градообразующими, регулирование транспортных и энергетических тарифов, стимулирование внутреннего спроса со стороны отраслей-потребителей (поддержка строительства, авиастроения, автомобилестроения, тяжелого машиностроения и судостроения), а также создание транспортной и энергетической инфраструктуры в районах добычи сырья, социальной - в городах, где градообразующим предприятием является металлургическое производство, развитие научной инфраструктуры в области материаловедения, новых технологий производства металлов, технологий использования металлов в различных отраслях экономики и транспортной инфраструктуры для обеспечения экспорта металлов (специализированных портов, терминалов).

Для металлургических производств Дальнего Востока и Байкальского региона ключевым вопросом является создание инфраструктуры, обеспечивающей достаточную пропускную способность транспортных коридоров как для получения сырья, так и для вывоза готовой продукции, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнерства. Кроме пропускной способности, важным аспектом является транспортная составляющая в стоимости готовой продукции, что приводит к необходимости гибкого тарифного регулирования в отношении железнодорожных грузоперевозок.

Проблемы эффективности производства металлургической промышленности в значительной степени связаны с выбором используемых технологий и оборудования. Необходимо стимулировать использование более современных технологий за счет инструментов налоговой и таможенной политики, в частности снижения пошлин при импорте или частичного субсидирования приобретения отдельных видов оборудования.

Проблемы в области сбыта металлургической продукции заключаются в обеспечении оптимальной структуры продукции металлургических комбинатов и в ограничениях, накладываемых иностранными государствами на импорт российской металлургической продукции. По этому направлению будет проводиться активная государственная поддержка интересов отечественных производителей на двусторонних и многосторонних переговорах с целью снятия ограничений на импорт российской продукции.

(14 слайд) Горнодобывающая промышленность

Темпы роста горнодобывающей промышленности Дальнего Востока должны возрасти через 6 лет до 12 % в год. Это подчеркнуто на проведенном в Хабаровске совместном заседании Совета при полпреде президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и коллегии Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. С участием руководителей дальневосточных субъектов федерации, ряда федеральных ведомств, а также компаний "Полюс Золото", "Мечел", "Полиметалл", "СУЭК" и других крупных фирм рассматривались основные направления развития горнодобывающей промышленности в ДФО.

"Природно-ресурсный комплекс занимает ведущее место в структуре экономики Дальнего Востока, его доля составляет более 50 %. Отрасли, связанные с переработкой полезных ископаемых, обеспечивают около 40 % промышленного производства", - отметил замминистра по развитию Дальнего Востока Дмитрий Шелехов. На Дальнем Востоке получают почти 100 % объемов российской добычи алмазов и олова, около 50 % золота и серебра, 87 % вольфрамового концентрата, 10 % добычи угля. В 2011 году в ДФО получено 106 тонн золота, или 57 % добычи драгметалла в России.

"Для устойчивого развития комплекса необходимо, чтобы система налогообложения гарантировала условия, при которых затраты на разработку дальневосточных месторождений были сопоставимы с другими регионами России", - подчеркнул замминистра. Он отметил "важность инициативы главы государства об освобождении на 10 лет от налога на добычу полезных ископаемых предприятий региона при инвестициях более 500 млн рублей в освоение новых месторождений".

(15 слайд) Золотодобывающая промышленность

Актуальность исследования развития золотодобывающей промышленности бассейна реки Амур заключается в том, что золото является тем металлом, который использует человечество с древнейших времен. Золото всегда имеет свою цену. Кроме того, золото всегда являлось средством экономического поддержания валютного равновесия. Однако в настоящее время Россия не ставит перед собой целью развития золотодобывающей промышленности, как важнейшего средства развития экономики страны. Между тем, исследования показывают, что добыча золота на Дальнем Востоке, развитие промышленной добычи золота может оказать существенное влияние на экономическое развитие всей страны. Это подтверждает опыт экономического развития некоторых стран. Так, значение золота как валютного резерва подтвердила программа правительства Южной Кореи по сбору золота у населения в период финансового кризиса 1998 г. для увеличения валютных резервов, в результате выполнения которой было накоплено и реализовано на мировых биржах 243 т. Это еще раз подтвердило значение золота в экономическом развитии.
Россия является одной из ведущих стран в мире, обладающих высоким ресурсным потенциалом золота в недрах и значительным резервом разведанных месторождений. Она входит в первую десятку добывающих золото стран. Однако в последние годы Россию последовательно обошли Китай и Индонезия. Распад СССР оказал сильнейшее негативное воздействие на золотодобывающую промышленность России: добыча золота приобрела устойчивую тенденцию к падению, замедлились процессы освоения месторождений и реконструкции действующих предприятий, упали темпы проведения геолого-разведочных и научно-исследовательских работ по воспроизводству сырьевой базы золота.
По прошествии десяти лет реформ в золотодобывающей отрасли стала очевидной ошибочность решения по ее стремительной реструктуризации (разрушению) в угоду якобы рыночным формам недропользования.
В противоположность этому примерами успешного выживания, на фоне общего спада производства в стране являются важнейшие сырьевые монополии - Газпром, "Алмазы России-Саха", "Норильский никель". Таким образом, можно сказать, что пик падения добычи золота, вероятно, пройден (или близок к этому рубежу). Что позволяет сделать такой вывод? Во-первых, ввод в эксплуатацию коренных месторождений, таких как Олимпиадинское, Кубакинское, Покровское и ряда мелких объектов. Во-вторых, снятие "валютного коридора", что позволило стабилизировать добычу россыпного золота и поправить финансовое положение действующих рудников. Наконец, достаточно стабильное положение рубля в течение 2000-2003 гг., снижение цены банковских кредитов и расширение возможности банков приобретать у производителей золото.
Получает новое развитие добыча золота в бассейне реки Амур. Исследования проведенные в середине ХХ века показали, что юг Дальнего востока обладает колоссальными запасами золота.
В бассейне Амура золото добывается давно. Золотодобыча с небольшими перерывами ведется уже более 100 лет. Время показало, золотодобывающая промышленность Дальнего Востока, обладает тенденцией сохранения и роста, даже в кризисные времена для экономики России.

(16 слайд) Судостроение

Большинство судостроительных и судоремонтных предприятий Дальнего Востока России характеризуется применением традиционной технологии, при которой основная часть конструкций судна изготавливается непосредственно на месте сборки и нет действующих верфей, способных в течение короткого времени производить сборку из блоков, секций и модулей, изготовленных на других предприятиях, что могло бы существенно повысить производительность. Создание секционной технологии судостроения служит привлекательным объектом долговременного инвестирования финансовых ресурсов.

Необходимым условием для внедрения современного секционного судостроения служит наличие специализированных верфей, оборудованных кранами большой грузоподъемности, строительными доками и обладающих современной организацией логистики, при которой не требуется создания излишних запасов комплектующих узлов и материалов. Подобная технология судостроения применяется на судостроительных предприятиях в государствах Восточной Азии, в частности Республике Корее.

Создание современных судостроительных верфей, действующих по новой технологии, в тесном сотрудничестве с лидирующими зарубежными судостроительными компаниями является необходимым условием, при котором возможны качественные изменения в российском судостроении на Дальнем Востоке. Все это дает возможность серийного производства гражданских судов различных типов.

Основной задачей российского судостроения можно считать обновление и пополнение транспортного флота наших судоходных компаний. Большое значение имеет модернизация рыбопромыслового флота и особенно строительство судов для промысла вдали от российской экономической зоны.

На Дальнем Востоке России в последние годы наблюдается неуклонный рост потребностей в пополнении и обновлении флота судами различных типов. По причине устаревания в этом регионе ежегодно списывается 110-115 судов и осталось на ходу менее 2 000 судов.

(17 слайд) Машиностроение

 

 

Развитие машиностроительных отраслей Дальнего Востока и Байкальского региона, в частности авиастроения и судостроения, должно в значительной степени опираться на потребности смежных отраслей, перспективных для этой территории, и быть направлено на развитие инновационных высокотехнологичных секторов, что позволит увеличить экономический эффект при реализации природно-сырьевых, энергетических и инфраструктурных проектов. Для этого необходимо развитие судостроения в целях обеспечения нужд рыбной отрасли и добывающих отраслей, а также авиастроения для удовлетворения нужд в авиатехнике со стороны военной и гражданской авиации для повышения транспортной доступности территории Дальнего Востока и Байкальского региона. При этом, учитывая эффект от масштаба операций и невысокой емкости рынка малой авиации в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, основное внимание в развитии авиастроения необходимо уделять как рынкам других регионов, так и других стран, в том числе восточноазиатских.

На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе перспективными являются организация производства оборудования для эксплуатации магистральных нефте- и газопроводов, геологоразведки, бурения и эксплуатации скважин (сервисные предприятия, производство запасных частей, измерительных приборов и др.), энергетического оборудования и его сервисного обслуживания для малой энергетики, работающей на возобновляемых источниках энергии, а также развитие сервисных предприятий для обслуживания рыбной промышленности, в частности для переработки рыбы, и обслуживание рыболовецкого флота в прибрежных регионах Дальнего Востока.

Машиностроительные отрасли имеют наибольший потенциал географической диверсификации экспорта как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и в западном направлении с выходом высокотехнологичной продукции, включая продукцию авиастроения, на рынки Европейского союза и Содружества Независимых Государств.

 

 

(18 слайд) Лесная промышленность

На долю Дальневосточного региона приходится 38,7 % площади всех лесов страны и 27,4 % объема всей российской древесины, а расчетная лесосека составляет 65,9 млн. кубометров. Площадь лесов Дальнего Востока - 275 млн. га. Общий запас древесины - около 20 млрд. кубометров. В последние годы лесной комплекс региона дает не менее 5 % промышленной продукции Дальнего Востока.

Доступный для нормального освоения лесосечный фонд в дальневосточном регионе не превышает 40 % всех лесных угодий. Это объясняется тем, что многие участки труднодоступны (крутизна склона 30%), находятся в водоохранных зонах, входят в состав заповедников и т. д. Наиболее продуктивные леса расположены в отрогах Сихотэ-Алиня, в северной части Амурской области и на юге Якутии, а также на среднем Сахалине. Что касается промышленно неосвоенных массивов, доступных для нормальной эксплуатации, то их доля является минимальной в Приморье и на Сахалине, где они составляют 5-10 % от общей площади лесного фонда. А в Хабаровском крае и Якутии неосвоенными остаются от 30 % до 50 %.

Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области, так как эти субъекты занимают лидирующее место.

Лесная промышленность является одной из ведущих отраслей специализации Дальнего Востока. Заготовка древесины на ДВФО в 2003 году составила 13,3 млн. кубометров. Округ дает значительную долю в общероссийской вывозке древесины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Доля Дальнего Востока в вывозке древесины составляет 13-15 %. Так, например, к январю-июню 2006 года общая вывозка древесины составила 7,5 млн. кубометров, что больше на 1 млн. кубометров соответствующего периода в 2002 году. Это говорит о положительной динамике развития в этом направлении.

Таким образом, экономическое состояние лесной промышленности Дальнего Востока оставляет желать лучшего. Сейчас власти обратили свое внимание на упадок в отрасли и пытаются предпринять по этому поводу меры.

 

(19 слайд) Рыбная промышленность

Рыбная промышленность занимает одно из важнейших мест в экономике Дальнего Востока. Данная отрасль — многоотраслевой комплекс с развитой внутриотраслевой кооперацией.

Рыбная промышленность занимает лидирующее место в структуре промышленности края и оказывает большое влияние на экономику Дальнего Востока. Дальний Восток – один из важных рыбопромысловых районов Российской Федерации, он имеет непосредственный выход к рыбным запасам Японского моря, а через него и к биоресурсам других дальневосточных морей.

В настоящее время большая часть основных производственных фондов рыбной промышленности Приморского края морально и физически изношена. Степень износа основных фондов достигла 54,7% в 2003 г. Прекращение государственной поддержки воспроизводства основного капитала и отсутствие у предприятий средств не только на обновление, но зачастую даже для частичной замены оборудования привели к старению основных производственных фондов - флота и береговой инфраструктуры.

Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведётся лов крабов.

В настоящее время вся рыбная промышленность Дальнего Востока находится в состоянии жесточайшей депрессии. Важнейшими причинами отраслевого кризиса являются отдаленность от центра, кризис централизованного управления и связанные с ним нарушения государственного регулирования и координации рыбохозяйственной деятельности. Помимо общих, существуют частные причины объективного и субъективного плана, присущие Дальнему Востоку. К ним можно отнести наблюдающуюся в последние годы тенденцию вытеснения рыбодобывающего флота из традиционных промысловых акваторий; ежегодное ухудшение промысловой обстановки на океанической добыче традиционных объектов, в результате чего береговые рыбоперерабатывающие предприятия потеряли главный источник сырья; полный упадок прибрежного промысла в результате произошедшего в предшествующие десятилетия нарушения пропорционального развития рыбодобычи в сторону крупномасштабного океанического промысла; непродуманно и скоропалительно проведенная приватизация рыбодобывающих предприятий.