Занятие 2. По сюжету сказки В. Сутеева «Петух и краски»

Цель:

1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).

2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и ве­личине).

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запа­са, упражнение в согласовании прилагательных с существитель­ными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них).

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии.

Оборудование: большая мягкая игрушка; плакаты с изображениями не раскрашенного и раскрашенного петушков; карточки к упражнению «Петушки» (по количеству детей); коробки с карандашами (разного размера и цвета).

²Детей «встречает» мягкая игрушка. Дети здороваются и говорят ей комплименты, затем садятся за столы.

²Психолог показывает детям плакат, на котором нарисо­ван не раскрашенный петушок.

— Дети, кто пришел к нам в гости? — Петушок.
Петушок приветствует детей. Дети здороваются с петуш­ком.
— Наш петушок какой-то пе­чальный. Он чем-то расстроен. Спросите петушка, что с ним случилось? Почему он такой грустный? Петушок: «Нарисовал меня художник, а раскрасить забыл. Пошел я гулять по двору, и все надо мной стали смеяться, даже цыплята. Я спросил у собаки: «Почему все смеются надо мной?» Она ответила: «Да ведь ты не раскрашенный». Подошел я к луже, посмотрел в воду. Все верно. Но что же мне делать? И посоветова­ла мне собака пойти к ребятам в детский садик». —Дети, вам жалко петушка? —Вы поможете ему? — Что с тобой случилось, петушок? Кто тебя обидел? По­чему ты такой грустный?   —Да, нам жалко петушка! —Мы поможем ему.
Психолог ставит на стол большую коробку с карандашами, раздает детям карточки к упражнению «Петушки».
—Как нам помочь петушку? Как сделать его нарядным?   —Правильно, мы будем рас­крашивать петушка цветными карандашами. •— Мы раскрасим петушка, сделаем его нарядным.  
Психолог достает из коробки и показывает детям зеленый ка­рандаш.
—Какого цвета этот каран­даш? Какой это карандаш? —Настя, достань из коробки зеленый карандаш. Какой ка­рандаш у тебя в руке? —Это зеленый карандаш. — Зеленый карандаш.
Каждый ребенок берет из коробки карандаш, и называет его цвет. Аналогичная работа проводится с карандашами синего, крас­ного, желтого цветов. По окончании задания у каждого ребенка имеются карандаши указанных цветов.  
— Сколько карандашей оста­лось в коробке? ² — Посмотрите, на моем сто­ле лежат карандаши: синий, красный, желтый, зеленый. Сейчас карандаши проверят, какие вы внимательные. Один из них будет прятаться, а вы должны угадать, какой каран­даш спрятался. Закройте глаза. —Ни одного. Коробка пустая.  
Дети закрывают глаза. Психолог прячет один из карандашей. Открыв глаза, дети определяют, какой карандаш, «спрятался». Игра повторяется 34 раза.
² — Молодцы, ребята, вы очень внимательные. — А сейчас мы будем превращаться то в маленьких гномов, то в больших великанов. Встаньте в круг.  
Психолог произносит слова физкультминутки, показывает движения, дети их повторяют.
— Большие ноги идут по дороге: топ, топ, топ (2 раза).   — Маленькие ножки бегут по дорожке: топ, топ, топ (2раза). — Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь.   — Потом я вырасту большим, до мамы дотянусь. Дети медленно идут по кругу, высоко поднимая ноги. Дети бегут. Дети приседают, обхватывают колени руками. Дети встают на носочки, поднимают руки вверх.
По окончании упражнения дети садятся за столы.
²— Мы с вами были то боль­шими, то маленькими. И пред­меты вокруг нас тоже бывают большими и маленькими. Хоти­те стать волшебниками? —Тогда закройте глаза и со­считайте до трех. — Да, мы хотим стать вол­шебниками.  
Дети закрывают глаза, хором считают: «Один, два, три». Пси­холог прикрепляет изображение не раскрашенного петушка на дос­ку. Дети открывают глаза.
—Здравствуйте, добрые вол­шебники. Как я рада видеть вас! И петушок вам рад. Пришло время помочь ему и другим петушкам. —Сколько больших петуш­ков у нас в гостях? —А сколько маленьких пе­тушков? —Сейчас мы будем раскра­шивать петушков, только договоримся, что гребешок и бород­ка (показывает части тела пе­тушка) будут красными, грудка — желтая, крылышки — зеленые, а перышки на хво­сте — синие.     —Один большой петушок. —Маленьких много.  
Дети повторяют: «красные», «желтая», «зеленые», «синие». — Я начинаю раскрашивать. Психолог, имитируя процесс раскрашивания, незаметно меня­ет плакаты на доске появляется раскрашенный петушок. Дети раскрашивают изображения петушков, сверяясь с образ­цом, вывешенным на доске.
— Молодцы, дети, получи­лось очень красиво. Вы — насто­ящие волшебники! Петушок до­волен. Ему нравится, что у него появилось много друзей-петуш­ков и все они такие красивые, яркие, разноцветные. Какие у вас петушки? ²— А теперь сложим каранда­ши. Куда мы их сложим? — Поступим так: все синие карандаши сложим в синюю ко­робку.   —Красивые, яркие, разно­цветные. — Мы сложим карандаши в коробку.  
Выставляет на стол коробку синего цвета.
—В какую коробку мы сло­жим синие карандаши? —Все желтые — в желтую коробку. — В синюю коробку.  
Выставляет на стол коробку желтого цвета.
— Куда мы будем склады­вать желтые карандаши? — В желтую коробку.
Аналогичные вопросы психолог задает, выставляя коробки красного и зеленого цветов. Дети складывают карандаши.
— Ой, я слышу чей-то голос. (Психолог прислушивается.) Петушок спрашивает, можете ли вы сложить карандаши по-другому: длинные, большие ка­рандаши — в большую коробку, а короткие, маленькие — в ма­ленькую?     — Да, можем.  
Дети складывают карандаши: большие в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Психолог помогает детям справиться с заданием.
²— Молодцы, ребята, пету­шок доволен вами. Ведь сегод­ня вы помогли петушку и его друзьям. Раскрасили их очень красиво: зеленым, синим, жел­тым и красным цветом. Теперь петушок вернется к себе домой, и никто не будет над ним сме­яться. Я хлопаю вам и вы похлопайте друг другу, похвалите друг друга.  
Дети хлопают в ладоши, хвалят друг друга.
— А теперь расскажем мягкой игрушке, что мы делали на занятии.  
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделан­ной работе.
— Спасибо, дети. Попрощаемся с петушком, он вам говорит, что любит вас. А вы?  

Дети гладят петушка, говорят ему комплименты. Прощают­ся с петушком, мягкой игрушкой, с психологом.