Занятие 1. По сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба»
Цель:
1.Развитие зрительного восприятия (форма, величина).
2.Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета.
3.Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
5.Развитие внимания и памяти.
6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: большая мягкая игрушка; плакат с изображением двух квадратных (большого и маленького) идвух круглых (большого и маленького) окошек; плакат с изображением героев сказки «Курочка Ряба»; матрешки (по количеству детей); наборы из трех кубиков (для психолога и каждого ребенка); наборы из трех игрушек (для психолога и каждого ребенка).
²В кабинете психолога детей «встречает» Белочка (большая мягкая игрушка). Дети по очереди здороваются с игрушкой: «Здравствуй, Белочка, лесная красавица», — и говорят ей комплименты: «Какой у тебя красивый хвост (красивая шубка, красивые глазки, ушки и т. д.)», затем садятся за столы.
Психолог: | Дети (предполагаемые ответы): |
²— Ребята, к нам в гости сегодня придет сказка, хотите узнать какая? — Попробуйте догадаться сами. Герои этой сказки спрятались за окошками. | —Да, хотим. |
Психолог демонстрирует плакат с изображением геометрических фигур - окошек. | |
— Кто же там спрятался? | |
Показывает на квадраты. | |
— Как называются эти фигуры? — Сколько квадратов? — Они по размеру одинаковые? — Кто же мог спрятаться за этими квадратами-окошками? | — Квадраты. — Их два. — Один большой, другой - поменьше. |
«Открывает» большое квадратное окно | |
— Кто там? | — Там дед. |
«Открывает» маленькое квадратное окно. | |
— Кто здесь? — Какие добрые слова мы можем сказать о деде, о бабке? — Давайте посмотрим, кто мог спрятаться за этим большим кругом? | — Здесь бабка. — Добрые, заботливые, милые, ласковые, любят нас... |
«Открывает» большое круглое окно. | |
— Кто это? —А за маленьким кругом что? | — Курочка. |
«Открывает» маленькое круглое окно. | |
—Так какая сказка пришла к нам в гости? —Помните, какие слова сказала курочка Ряба деду и бабке? —А что мы скажем курочке Рябе? ² — Молодцы, дети, а сейчас встаньте и подойдите ко мне. Давайте образуем большой круг. Помните, кто прятался за большим кругом? —А теперь маленький круг. Что было за маленьким кругом? | — Яйцо. —Курочка Ряба. —«Не плачь дед, не плачь, бабка, я снесу вам яичко не золотое, а простое». —Спасибо, курочка Ряба, ты добрая. —«Курочка Ряба». — Яйцо, которое снесла курочка Ряба. |
Дети образуют круги 3—4раза. Психолог хвалит детей и раздает малышам матрешки. | |
— А теперь сядем за столы. | |
Дети садятся. | |
²— У каждого из вас на столе стоит матрешка. Разберите ее. | |
Дети разбирают матрешку. | |
—Что вы делаете? — А теперь соберите матрешку. | — Разбираем матрешку. |
Дети собирают игрушку. | |
— Что вы делаете? | — Собираем матрешку. |
² Психолог выполняет постройку из трех кубиков | |
— Как вы думаете, ребята, что я строю? —Сколько кубиков нужно взять, чтобы построить такой домик? — Возьмите кубики и постройте домик. | — Башенку..., домик..., ворота..., гараж... — Три кубика. |
Дети берут по три кубика со стола психолога и выполняют постройку по образцу. | |
—Молодцы, ребята, хорошие домики получились! Можем мы поселить в домик матрешку? —А почему? — Правильно. Кто же может поселиться в таком маленьком домике? | — Нет. —Матрешка большая, а домик маленький. —Мышка..., лягушка..., гномик... |
²Психолог собирает матрешек и раздает детям одинаковые наборы игрушек из киндер-сюрприза (например, гнома, машину, самолет), затем выставляет на своем столе ряд из трех игрушек. | |
—Какие игрушки стоят на моем столе? — Сколько игрушек стоит на столе? | —Машина, самолет, гном. — Три игрушки. |
Психолог просит детей запомнить и воспроизвести последовательность предложенного ряда. Дети выполняют задание. | |
² — Молодцы, дети (поощрение необходимо даже в том случае, если дети не справятся с заданием), а теперь мы с вами вспомним и расскажем Белочке, что мы делали на занятии. |
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, прощаются с психологом, прощаются с мягкой игрушкой.