Шарохина В.Л.

Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе:

Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.

В пособии содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов у детей младшей группы. Даны подроб­ные конспекты коррекционно-развивающих занятий. Большое вни­мание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного от­ношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуни­кативных способностей детей. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. Адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и коррекционно-развивающих центров.

ПСИХОДИАГНОСТИКА[1]

(сентябрь)

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни чело­века, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развити­ем. Малыш овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развивают­ся виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных опера­ций: анализа, синтеза, обобщения, классификации и т. д.

Обязанностью детского психолога является выявление особенно­стей психического развития ребенка, сформированности психоло­гических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей воз­растным ориентирам и т. д. Поэтому психодиагностика как деятель­ность по выявлению психологических причин, проблем, трудностей в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, по определе­нию особенностей развития их интересов, способностей находится в центре внимания психолога перед реализацией программы разви­вающей работы. Диагностика во всех группах детского сада прово­дится в сентябре. В младшей группе диагностика начинается со шкалы умственного развития Бине-Симона.

Дети в 3 года должны:

>- показать свои глаза, нос, рот;

>- повторить предложение включающее до шести слов («Я очень люблю свою добрую маму»);

>- повторить по памяти два числа;

>- назвать предметы, изображенные на рисунках;

>- назвать свою фамилию.

В диагностический журнал, на страницу, отведенную для млад­шей группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быст­ро фиксировать результаты выполнения заданий:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено не полностью — «+?»;

задание не выполнено — «—».

Таблица 1

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка     Глаза Нос Рот Предложение Числа Предметы Фамилия
корова лошадь собака мишка белка
1. Вика Б. + + + + + + + + +
2. Настя П. + + + + + + + + + + + +
3. Саша А. + + + +? + + + + + + +
4. Алина Б. + + + +? + + + + + + +
5. Сослан К. + + +
6.                        

 

Затем проводится диагностика познавательных процессов: вни­мания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Психолог может оценить уровень развития внимания и речи, используя наблюдения за ребенком в ходе обследования, анализи­руя его деятельность и ответы на поставленные вопросы. Кроме того, для исследования вниманиямалыша используется игра «Что изменилось?».

Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика (формочки) и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняют и предлагают ребен­ку определить, что изменилось.

Результаты этого и последующих заданий фиксируются в свод­ной таблице (табл. 2) с помощью условных обозначений.

Восприятие цветапроверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предла­гают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

Примечание.Внимательное наблюдение за действиями ре­бенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают семь картинок с изображением знакомых предметов. Дается инструкция без установки на запо­минание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, ко­торые он запомнил.

Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний», в ходе которой выявляется умение произ­водить анализ, синтез, делать обобщения. Ребенку поочередно предлагают три таблицы, на которых изоб­ражены четыре геометрические фигуры: на первой таблице фигу­ры отличаются величиной, на второй — цветом, на третьей табли­це фигуры отличаются величиной, необходимо выделить форму.

Другой вариант игры предполагает исключение по признаку ро­довой категории. Ребенку предлагают таблицу, на которой изобра­жены предметы: кукла, пирамидка, мяч, сапоги. Дается инструк­ция: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый — лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Примечание.Дополнительно выявляется восприятие вели­чины, цвета, формы; уровень речевого развития (словарный за­пас, произношение, грамматическое оформление речи).

Таблица 2

№ п/п Фамилия, имя ребенка Внимание Восприятие Память Мышление и речь
           

 

Результаты диагностики обрабатываются, составляется прото­кол, локальный акт. Данные психологического обследования пе­редаются руководителю детского образовательного учреждения.

Научный анализ проблем и опыта работы практических психо­логов показывает, что диагностика отдельно от развития или кор­рекции не существует. Д.Б. Эльконин отмечал, что необходима диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за хо­дом их психического развития с целью коррекции обнаруживае­мых отклонений.

Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе начи­наются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете психолога. Наполняемость группы — 6 детей. Они посещают 8 за­нятий. В ноябре коррекционно-развивающие занятия начинают­ся у следующей группы детей, таким образом, в январе у психоло­га занимается последняя группа. В феврале возобновляются заня­тия с первой группой детей, т. е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешива­ется для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ребенок общается с детьми, справляется с зада­ниями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.