Шарохина В.Л.
Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе:
Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.
В пособии содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов у детей младшей группы. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий. Большое внимание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных способностей детей. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. Адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и коррекционно-развивающих центров.
ПСИХОДИАГНОСТИКА[1]
(сентябрь)
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Малыш овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации и т. д.
Обязанностью детского психолога является выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам и т. д. Поэтому психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин, проблем, трудностей в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, по определению особенностей развития их интересов, способностей находится в центре внимания психолога перед реализацией программы развивающей работы. Диагностика во всех группах детского сада проводится в сентябре. В младшей группе диагностика начинается со шкалы умственного развития Бине-Симона.
Дети в 3 года должны:
>- показать свои глаза, нос, рот;
>- повторить предложение включающее до шести слов («Я очень люблю свою добрую маму»);
>- повторить по памяти два числа;
>- назвать предметы, изображенные на рисунках;
>- назвать свою фамилию.
В диагностический журнал, на страницу, отведенную для младшей группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий:
задание выполнено — «+»;
задание выполнено не полностью — «+?»;
задание не выполнено — «—».
Таблица 1
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Глаза | Нос | Рот | Предложение | Числа | Предметы | Фамилия | |||||
корова | лошадь | собака | мишка | белка | |||||||||
1. | Вика Б. | + | + | + | — | — | — | + | + | + | + | + | + |
2. | Настя П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. | Саша А. | + | + | + | +? | + | + | + | + | + | + | + | — |
4. | Алина Б. | + | + | + | +? | + | + | + | + | + | + | + | — |
5. | Сослан К. | + | + | + | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
6. | … |
Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Психолог может оценить уровень развития внимания и речи, используя наблюдения за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы. Кроме того, для исследования вниманиямалыша используется игра «Что изменилось?».
Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика (формочки) и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняют и предлагают ребенку определить, что изменилось.
Результаты этого и последующих заданий фиксируются в сводной таблице (табл. 2) с помощью условных обозначений.
Восприятие цветапроверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)
Примечание.Внимательное наблюдение за действиями ребенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.
Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают семь картинок с изображением знакомых предметов. Дается инструкция без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний», в ходе которой выявляется умение производить анализ, синтез, делать обобщения. Ребенку поочередно предлагают три таблицы, на которых изображены четыре геометрические фигуры: на первой таблице фигуры отличаются величиной, на второй — цветом, на третьей таблице фигуры отличаются величиной, необходимо выделить форму.
Другой вариант игры предполагает исключение по признаку родовой категории. Ребенку предлагают таблицу, на которой изображены предметы: кукла, пирамидка, мяч, сапоги. Дается инструкция: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый — лишний. Какой предмет лишний и почему?»
Примечание.Дополнительно выявляется восприятие величины, цвета, формы; уровень речевого развития (словарный запас, произношение, грамматическое оформление речи).
Таблица 2
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Внимание | Восприятие | Память | Мышление и речь |
Результаты диагностики обрабатываются, составляется протокол, локальный акт. Данные психологического обследования передаются руководителю детского образовательного учреждения.
Научный анализ проблем и опыта работы практических психологов показывает, что диагностика отдельно от развития или коррекции не существует. Д.Б. Эльконин отмечал, что необходима диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.
Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе начинаются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете психолога. Наполняемость группы — 6 детей. Они посещают 8 занятий. В ноябре коррекционно-развивающие занятия начинаются у следующей группы детей, таким образом, в январе у психолога занимается последняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т. е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешивается для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ребенок общается с детьми, справляется с заданиями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.