Послесловие к истории человечества 1 страница
Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? (Пс. 2)
Все, что нужно знать об истории, открыто Богом. Господь указал на фундаментальную неоднородност истории: она подобна полю, на котором одновременно произрастают пшеница и плевелы. Но над всем — Промысл Божий. Бог мыслит историю телеологично: от сияющего конца, эсхатона истории, Царства Божия, — к ее началу.
А в середине истории водружен Крест спасения для тех, кто любит Бога и жаждет с жить с Ним и в Нем вечно. Сам Бог воплотился, был распят и воскрес, чтобы и человек обожился и вошел в славу Божию. «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5), — говорит Господь перед вольным распятием. И эта слава грядущей крестной любви была прежде сотворения мира. Крест придал форму истории и всесовершенную законченность книге книг — Библии.
О Христе — все Писания и пророчества. И все пророчества Христа сбылись с точностью в мельчайших подробностяхх.
Христиане яснее всех видят будущее. Читать пророчества, говорит старец Паисий Святогорец, — как читать газеты: так все ясно. А кто слепые и невидящие? Плевелы не хотят допустить мысли о том, что они плевелы. И без устали строят очередные вавилонские башни. Нимрод, внук Хама, возглавил преступное человечество, объединившееся для строительства первой Вавилонской башни. Ради чего? По еврейскому чтению (его придерживались и христианские святые, например, Филарет Московский), — ради того, чтобы воспротивиться Божьему определению относительно хамского племени, подлежащего рассеянию по земле. Ради этой цели он изобрел магию, как средство общения с бесовским миром, а с ним и язычество. Вавилонская башня была орудием магии. Она не помогла: пошлое общество было разбросано властью Божией по земле…
Очередная и последняя вавилонская башня на земле — либералистическая Не завершено
х х х
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его,
чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители,
и всякий любящий и делающий неправду.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в
церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!
Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
(Откр. 22:13-17)
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь.
Ей, гряди, Господи Иисусе!
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
(Откр. 22:20-21)
Приложения
Списки правителей Израиля и Иудеи (1020--587 гг. до н.э.)
По: W. F. Albright, The Chronology of the Divided Monarchy of Israel,-- BASOR, N 100, 1945, c. 16--22.
Саул | 1020--965 | ||
Давид | 1004--965 | ||
Соломон | 965--928 | ||
Иудея (928--587) | Древний Израиль (922--724) | ||
Ровоам | 928--911 | Иеровоам I | 922--901 |
Авия | 911--908 | Наддав | 901--900 |
Аса | 908--873 | Baaca | 900--877 |
Иосафат | 873--849 | Эллах | 877--876 |
Иорам | 849--843 | Зимри | |
Охозия | 843--842 | Омри | 876--869 |
Гофолия | 842--836 | Ахав | 869--850 |
Иоас | 836--798 | Охозия | 850--849 |
Амасия | 798--769 | Иорам | 849--842 |
Озия | 785--742 | Ииуй | 842--815 |
Иофам | 742--735 | Иоахаз | 815--801 |
Ахаз | 735--715 | Иоас | 801--786 |
Езекия | 715--687 | Иеровоам II | 786--746 |
Манассия | 687--642 | Захария | 746--745 |
Амон | 642--640 | Шаллум | |
Иосия | 640--609 | Менахем | 745--738 |
Иоахаз | Пекахия | 738--737 | |
Иоаким | 609--598 | Факей | 737--732 |
Иехония | Осия | 732--724 | |
Седекия | 598--587 |
Державные Российские правители.
Правитель | Годы правления | ||
Рюрик | 862-879 | ||
Олег | 879-912 | ||
РЮРИКОВИЧИ: | |||
Игорь | 912-945 | ||
Ольга, жена Игоря | 945-957 | ||
Святослав Игоревич | 957-972 | ||
Ярополк Святославич | 972-980 | ||
Владимир Святой | 980-1015 | ||
Святополк Окаянный | 1015-1019 | ||
Ярослав Мудрый | 1019-1054 | ||
Изяслав Ярославич | 1054-1078 | ||
Всеволод Ярославич | 1078-1093 | ||
Святополк Изяславич | 1093-1113 | ||
Владимир Мономах | 1113-1125 | ||
Мстислав Великий | 1125-1132 | ||
Ярополк Владимирович | 1132-1139 | ||
Всеволод Олегович | 1139-1146 | ||
Игорь Ольговичы | 1146-1146 | ||
Изяслав Мстиславич | 1146-1154 | ||
Юрий Владимирович Долгорукий | 1154-1157 | ||
Раздоры из-за великокняжеского престола | 1157-1160 | ||
Мстислав Изяславич | 1160-1169 | ||
Андрей Боголюбский | 1169-1174 | ||
Михаил Юрьевич | 1174-1176 | ||
Всеволод III Юрьевич "Большое Гнездо" | 1176-1212 | ||
Константин Всеволодов | 1218-1238 | ||
Ярослав Всеволодович | 1238-1246 | ||
Святослав Всеволодович | 1246-1247 | ||
Михаил "Храбрый" | 1247-1248 | ||
Андрей II Ярославич | 1248-1252 | ||
Александр Невский | 1252-1263 | ||
Ярослав III Ярославич | 1263-1272 | ||
Василий Ярославич | 1272-1276 | ||
Дмитрий Александрович | 1276-1294 | ||
Андрей Александрович | 1294-1304 | ||
Михаил Тверской | 1305-1317 | ||
Юрий III Данилович | 1317-1322 | ||
Дмитрий Михайлович "Грозные Очи" | 1322-1325 | ||
Александр Тверской | 1326-1327 | ||
Иван I Калита | 1328-1341 | ||
Симеон Гордый | 1340-1353 | ||
Иоанн II Красный | 1353-1359 | ||
Димитрий Донской | 1359-1389 | ||
Василий I Димитриевич | 1389-1425 | ||
Василий, II "Темный" | 1425-1462 | ||
Иоанн III Васильевич | 1462-1505 | ||
Василий III Иоаннович | 1505-1533 | ||
Иоанн IV Грозный | 1533-1584 | ||
Федор Иоаннович | 1584-1598 | ||
Борис Годунов | 1598-1605 | ||
Лжедмитрий I | 1605-1606 | ||
Василий Шуйский | 1606-1610 | ||
Междуцарствие | 1610-1613 | ||
РОМАНОВЫ: | |||
Михаил Феодорович | 1613-1645 | ||
Алексей Михайлович | 1645-1676 | ||
Феодор Михайлович | 1676-1682 | ||
Петр I и Иоанн V Алексеевичи (вместе) | 1682-1689 | ||
Петр! | 1689-1725 | ||
Екатерина I | 1725-1727 | ||
Петр II Алексеевич | 1727-1730 | ||
Анна Иоанновна | 1730-1740 | ||
Иоанн VI Антонович | 1740-1741 | ||
Елизавета Петровна | 1741-1761 | ||
Петр III Феодорович | 1761-1762 | ||
Екатерина II | 1762-1796 | ||
Павел I Петрович | 1796-1801 | ||
Александр I Павлович | 1801-1825 | ||
Николай I Павлович | 1825-1855 | ||
Александр II | 1855-1881 | ||
Александр III | 1881-1894 | ||
Николай II, мученик | 1894-1917 | ||
[1] «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью…И назвал Бог твердь небом…И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так...»
[2] «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16-17). «…дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:11).
[3] День в древнееврейском языке понимался и как период, этап, эпоха. «У Господа один день, как
тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8).
[4] Современная геохронология, основание которой покоится на порочном круге (возраст пород определяется по возрасту окаменелостей, а их возраст — по возрасту пород — см. выше), достаточно произвольно определяет время Потопа. Предания земли значительно более согласованы друг с другом. Две англосаксонских хроники — Parker Chronicle (Corpus Christi MS 173), и Laud Chronicle (Bodleian MS Laud 636) — сходятся в том, что 33 год от Р.Х. был 5226 годом от Сотворения мира. При этом "От Адама до Потопа прошло 2242 зимы". Вульгата (латинский перевод Библии) приводит цифру 1656 лет для этого периода. Септуагинта определяет период между Творением и Потопом в 2256 лет. Вычисления англосаксов совпадают с бриттскими, дошедшими до нас благодаря Неннию: От Начала мира до Потопа, 2242 года. Скалигер (1540-1609) в книге De Emendatione Tempore (1583), основываясь на согласовании солнечного (28 лет), лунно-солнечного (19 лет) циклов и римского индиктиона (пятнадцатилетний цикл исчисления) определил первый день творения 1 января 4713 года до Р.Х. За 6 веков до Скалигера индейские жрецы Майя определили день Потопа 10 августа 3113 году до Р.Х. Вычитая 3113 из 4713, мы получим 1600 лет - период между Творением и Потопом, который замечательно соотносится с периодом в 1656 лет, определяемым по Писанию (по хронологии Вульгаты). (По Биллу Куперу)
[5] Сказания о потопе, в устном и письменном виде, существуют у многих народов земли. По японским преданиям, первый правитель Японии поселился на островах после потопа, когда вода начала убывать. В рукописях древней Мексики сохранилось предание о том, что всемирный потоп уничтожил на земле расу великанов, неугодную Богу. (Библия также отмечает высокий рост людей, уничтоженных потопом за развращение: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им...» – Быт. 6:4). В «Священной книге» индейцев киче из Гватемалы о потопе и гибели людей пишется следующее: «Большая волна поднялась и настигла их…. За то, что они забыли своего Творца и не благодарили Его, они были умерщвлены и потоплены. Смола и деготь лились с неба… Земля погрузилась в мрак, днем и ночью шли сильные дожди… И люди в ужасе бросались с одного места на другое; они взбирались на дома, но дома разрушались и погребали их; они влезали на деревья, но деревья сбрасывали их со своих ветвей; они старались укрыться в пещерах, но пещеры закрывались; и таким образом все погибли». Сходные описания есть у индейцев Калифорнии (потоп и огненный дождь), у канадских индейцев (наводнение поглотило самые высокие горные вершины), у индейцев племени яганов, населяющих архипелаг Огненной Земли (горы на материке были залиты водой, луна упала в море). Во всех описаниях из Нового Света упоминаются землетрясения и извержения вулканов, сопровождавшие потоп. В древней китайской иероглифике (недавняя ее реформа по хитрости дьявола стерла в ней память о прошлых и будущих судьбах мира) понятия «передавать», «продолжать», «традиция», выражались через символ корабля (Ноя) и восьми душ в нем.
[6] Ученые исходили из загадочной фразы Библии, сообщающей о том, что во второй день творения Бог разделили воду на ту, которая выше неба (с современной точки зрения – в открытом космосе) и которая ниже его. Прохождение Земли сквозь хвост кометы способствовало конденсации космической воды. В виде дождя она полилась на землю. Отверзлись хляби небесные. Катаклизм сопровожался колебаниями земной коры. Огромные волны цунами опоясывали всю землю (по направлениям залеганию пластов отложений прослеживаются движения волн). В местах круговоротов образовались огромные кладбища из носимых по воде животных. Найдены окаменевшие стволы деревьев корнями вверх – свидетельство бушевавшей стихии. Оголившаяся от космической шубы земля изменила условия жизни.
[7] В результате выпадения на землю космической воды, сконденсированной на частицах хвоста кометы. Насколько быстро вымораживаются северные широты в звезные ночи (без шубы облаков), современный человек убеждается из собственного опыта.
[8] Одной из причин старения считается в науке накопление ошибок на молекулярном уровне, а оно определяется в первую очередь действием космических лучей. Древний же космический океан воды надежно защищал от него человека. Современный человек в силу плотского характера ума ограничивается нижайшими причинами. Мысль древних людей была объемнее. В совокупной причине всего сущего (энтелехии) Аристотель самое малое место уделял материальной причине, из четырех частных причин наиважнейшей почитая целевую причину, определяющую смысл. Она названа в Библии – это решение Божие в ответ на нежелание людей жить Богом: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Бытие 6:3).
[9] Башня Этеменанки — «Дом основания небес и земли» — имела 7 ярусов, каждый покрашенный в свой цвет и представлявший собой храм в честь того или иного бога (верхний — в честь Мардука). Жрецы занимались мистикой цифр, астрологией, знаками зодиака, составляли гороскопы и гемерологии, вызывали духов, колдовали, гадали, вызывали и снимали сглазы, производили заговоры. Жреческие школы готовили специалистов для всего языческого мира и так осуществляли над ним контроль.
[10] «К… дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Немврод (в Библии — Нимрод), внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков. Толпа единодушно выразила желание последовать предложениям Немврода и стала считать повиновение Господу Богу позорным рабством. И вот они начали строить башню, не щадя рвения и усилий. Вследствие множества рабочих рук башня росла скорее, чем можно было бы раньше предполагать, причем ширина ее была столь велика, что вследствие этого вышина ее не так бросалась в глаза зрителям. Строилась она из жженого кирпича, залитого асфальтом, чтобы вода не могла проникнуть в нее. Видя такое их безумие, Господь Бог, хотя и решил не губить их совершенно, несмотря на то, что они могли бы быть благоразумнее вследствие примера гибели прежних людей от потопа, однако посеял между ними распрю, сделав их разноязычными и тем самым вызвав среди них непонимание друг друга. То место, где они построили башню, называется теперь Вавилоном вследствие произошедшего здесь смешения языков, вместо которых раньше был один всем доступный… Об этой башне и смешении языков упоминает также Сивилла (девы-пророчицы Божии среди этрусков и римлян, к которым с почтением относились христианские авторы первых веков — МВ), выражаясь следующим образом: «Когда все люди говорили еще на одном языке, некоторые из них начали строить страшной высоты башню, чтобы при помощи ее взойти на небо. Боги, однако, наслали ветры, сокрушили башню и при этом дали каждому (из строителей) особый язык. Отсюда и город стал называться Вавилоном»
[11] Его слова записаны на одной из глиняных табличек: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье».
[12] Птахотеп — визир (премьер-министр) фараона 5 династии. «Если каждый последующий род будет хранить слово сие, то они не канут в лету». «Любовь к делу, которое выполняют люди, возвышает их к богам». «…подлинное искусство не имеет границ, и не было еще мастера, который в искусстве своем достиг бы совершенства». «Да не гордится и не хвастает сердце твое своими знаниями. Всегда проси совета как у мудрого, так и у незнающего». «Научи превосходящего тому, что является полезным для него». «Труднее [умная] речь, чем любая работа».
[13] Текст на пирамиде. «Если ты стал велик, после того, как был мал, если ты стал богат, после того, как был беден, не скупись, ибо все богатства достигли тебя как дар Божий». «Не сей страха среди людей, ибо Господь воздаст тебе в той же мере».
[14] «Приемлется богом деяние праведника более, чем телец грешника»
[15] «В древности, в самом начале был великий хаос, бесформенный и темный. Пять элементов еще не начали вращаться, а солнце и луна — светить. Посреди же не существовало ни формы, ни звука. Ты, о Духовный Владыко, вступил во владычество и сначала отделил грубейшие части от чистейших. Ты создал небеса, Ты создал землю, Ты создал человека. Все сущее с его плодотворной силой обрело свое существование»
[16] Раскопки Паоло Маттиа и Джованни Петинато в Тел Мардих начались в 1964 году. В 1968 году обнаружена статуя царя Иббит-Лима. В надписи на статуе упоминалась богиня Иштар, "ярко сияющая в Эбле". С 1974 года было обнаружено более 17000 табличек эпохи царства Эбла, закончившего свое существование в 2250 году
[17] «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский велик, и грех их тяжек весьма» (Быт. 18: 20). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли» (Быт. 19: 24, 25).
[18] Кому мне открыться сегодня?
Зло наводнило землю.
Нет ему ни конца, ни края.
Мне смерть представляется ныне
Исцелением больного, исходом из плена страданий
Мне смерть представляется ныне
Торной дорогой,
Возвращением домой из похода.
Мне смерть представляется ныне
Небес проясненьем,
Постижением истины скрытой.
Мне смерть представляется ныне
Домом родным
После долгих лет заточенья
[19] «Подражай отцам своим и предкам своим... вот речи их закреплены в писаниях. Разверни их, читай их, подражай им в знаниях».
[20] «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1)
[21] «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время
зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши… И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал (один из них): Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей» (Бытие 18:1-5, 8-10)
[22] «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:56-58)
[23] Заключение сборника. «(Вот постановления права), утвержденные Хаммураби, мудрым царем, для водворения истинного благополучия п хорошего управления в стране.
Я, Хаммураби – несравненный царь<…> Для того, чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне, <….> основания которого прочны, как небо и земля, для водворения права в стране, для решения (тяжб) в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил пред изображением меня, царя-законодателя. Я – царь могучий среди царей, мои слова превосходны, моя мудрость бесподобна. По повелению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет мое право в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдет мой памятник никого, кто бы удалил его. В храме Саггиль, который я люблю, вечно да поминается мое имя во благо. Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись (иа) памятнике. Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть (свободно) и (скажет): «По истине, Хаммурабн –владыка, который для своего народа как бы отец по плоти; он был покорен слову Мардука, своего владыки, и потому одержал для Мардука победу вверху н внизу, радовал сердце Мардука, своего владыки, доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо». Пусть он громко произнесет это и от всего своего сердца помолится за меня пред Мардуком, моим владыкою, (и) Зарпанитою, моею владычицею, (и) бог-хранитель, боги-покровители (и) боги, входящие в Э-Саггиль, да одобряют ежедневно его помышления и желания пред Мардуком, моим владыкою, и Зарпанитою, моею владычицею. Впредь навсегда царь, который будет в стране, да соблюдает слова законодательства, написанные на моем памятнике, да не изменяет он права страны, дарованные мною, решений, данных мною, да не удаляет он моего памятника. Если этот человек будет благоразумен и в состоянии править страною, то пусть он соблюдает слова, написанные мною на моем памятнике. Этот памятник укажет ему способ управления, право страны, дарованные мною, решения, данные мною. Пусть будет справедливо править, чтобы… судить их, давать им решения, истреблять в своей стране злодеев и преступников и создавать благоденствие своему народу. Я, Хаммураби—царь-законодатель, которому Шамаш даровал постановления права. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны, они – возвышенны, великолепны, величественны, они – пример для мудрого, чтобы достигнуть славы. Если этот человек будет соблюдать мои слова, написанные мною на моем памятнике, не отменит моего законодательства, не исказит моих слов, не изменит моих начертаний, то да удлинит ему Шамаш жезл, как мне, царю-законодателю, чтобы он правил правосудно» (Лувр)
[24] Несколько примеров: идеограмма «Дух» состоит из ключей «небеса+покрывать+вода+три рта или личности+производящий чудо» — идеограмма включает в себя представление о Троице. Формула для глагола «творить»: («пыль или прах+жизнь или движение+ рот или человек»= «говорить»)+ «ходить». («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в
лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою — Быт. 2:7) «Первый»= «жизнь+прах+человек». Понятие «возжелать» выражено сочетанием пиктограмм «женщина+два дерева» (Библия говорит о древе жизни и древе познания добра и зла в Раю). «Два дерева+ограда» дают идеограмму «тернии». «Лодка» = «сосуд+восемь+ртов (человек)» (в семействе Ноя было 8 человек). «Сохранять, продолжать»= «вода+8 человек». Понятие «пример» или «образец» выражено на письме сочетанием пиктограмм «дерево+агнец+вечный» («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» — Ин. 1:29; «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе] — Гал. 3:13). Понятие «судить» — через соединение пиктограмм «рот+слова+агнец», как и Господь говорит: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день — Ин. 12:48.
[25] «И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий» (Быт. 46:2-3)
[26] «И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона» (Быт. 47:7)
[27] С Нового царства музыкальные инструменты претерпевают изменения. Арфы становятся крупнее: объем резонатора удваивается, количество струн возрастает. Появляются и маленькие переносные арфы, средние - с подставкой, и большие, с резными позолоченными головками на веху или у основания стойки.
Цитра пришла в Египет из Азии. Кочевники-аму приходят в Менат-Хуфу и предстают перед управителем нома Орикса с цитрой в руках. Музыканты-азиаты иногда играли на больших цитрах с подставкой. Были и небольшие цитры, порой довольно изящные, всего с пятью струнами.
Двойная флейта тоже изменилась: скрепленные между собой параллельные камышины теперь соединялись под острым углом. Лютня представляла собой маленькую продолговатую коробку, плоскую с боков, с шестью или восемью отверстиями и длинной ручкой, украшенной перевязями, на которой натягивали четыре струны. Барабаны делали круглыми или квадратными, но ими пользовались главным образом во время народных и религиозных празднеств. То же самое относится и к другим инструментам - трещоткам и систрам. Трещотки, по-египетски "менат", состояли из двух одинаковых дощечек из слоновой кости или дерева; их подвешивали на обруч. Систр представлял собой голову Хатхор, которая была покровительницей пиров и музыки, на ручке. Вместо рогов на уборе у Хатхор были более длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них маленькими металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали длинный или короткий звон, хорошо поддерживающий ритм танца или голос певца. Трещотки напоминают наши кастаньеты. Те, кто сегодня аплодирует испанским танцовщицам, может легко представить, какой эффект получался у египтян от трещоток и систров. Кроме того, певицы часто аккомпанировали сами себе, отбивая такт ладонями. Танцы дополняли представление. Иногда в нем участвовала гимнастка. Изогнувшись назад, она рассыпавшимися волосами касалась пола.
[28] Согласно Геродоту (II, 145), Троя пала около 1280—1270 гг. до Р.Х.. Эратосфен датировал это событие 1193—1184 гг. до Р.Х (ap. Clem. Alex. Strom., I, 21, p. 402).
[29] 1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы