Требования к знаниям и умениям
Семинарское занятие
Формы воспитательной работы
План
Сообщение 1. Формы воспитательной работы, их классификации.
Вопросы для дискуссии:
§ «… если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие». Согласны ли вы с данным определением воспитательного мероприятия.
§ Л.Н. Толстой утверждал: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру». Согласны ли вы с тем, что личный пример учителя является основным методом воспитания.
Сообщение 2. Формы коллективной творческой деятельности.
Вопросы для дискуссии:
§ Сформулируйте основные отличия КТД и воспитательного мероприятия. Укажите сходства и отличия КТД и воспитательного мероприятия.
Сообщение 3. Диалоговые формы воспитания.
Вопросы для дискуссии:
§ И.П. Иванов утверждал, что отношения воспитателей и воспитанников и их совместная деятельность являются главными средствами воспитания. Согласны ли вы с данным высказыванием?
Сообщение 4. Роль игры в воспитательном процессе.
Вопросы для дискуссии:
§ Как вы думаете, почему воспитание через игру наиболее эффективно в работе с детьми 6-7 лет?
§ С.А. Шмаков считает, что «заинтересованность (участие в игре) определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью». Раскройте смысл данного высказывания.
§ Как вы думаете, какие цели осуществляются ребенком в игре?
Самостоятельная работа
– Заполните сравнительную таблицу, характеризующую обычный разговор учителя и учеников и дискуссию.
Характеристики | Обычный разговор | Дискуссия |
1. Кто больше говорит | ||
2. Типичное поведение | ||
3. Обмен фразами | ||
4. Вопрос | ||
5. Ответ | ||
6. Оценивание |
– Заполните таблицу.
Этапы КТД | Организаторские задачи | Действия и позиции организатора | Приемы КТД |
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под методом как педагогическим термином?
2. Какие классификации методов воспитания существуют в современной педагогике?
3. Чем отличаются формы коллективной творческой деятельности от других форм воспитательной работы?
4. Назовите требования к организации игры в воспитательном процессе.
5. Что необходимо учитывать при выборе формы воспитательной работы?
6. Заполните пропуски.
Приучение – это интенсивное выполняемое……….. | упражнение |
При использовании приучения должно быть ясное представление о... | правиле |
Содержание приучения выражается в коротком ….. | цели воспитания |
7. В какой группе перечислены методы стимулирования?
рассказ объяснение беседа личный пример | поощрение наказание соревнование |
упражнение поощрение приучение требование поручение | беседа принуждение воспитывающие ситуации контроль |
8. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один правильный, по вашему мнению.
А) Наказание – метод воспитания, проявляющийся в форме требования. |
Б) Наказание – это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия. |
В) Наказание – это способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия. |
Требования к знаниям и умениям
По итогам изучения данной темы студент должен:
знать:
– сущность понятий «прием воспитания», «методы воспитания», «средства воспитания», «формы воспитания»;
– характеристику отдельных методов воспитания, их педагогические возможности;
– специфику применения различных методов и форм воспитания в различных социальных ситуациях развития;
уметь:
– анализировать и оценивать условия, влияющие на выбор методов, средств и форм воспитания;
– выделять и раскрывать педагогические возможности различных методов и форм обучения;
– анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных методов и форм воспитания.
Литература
1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. – М., 2000.
2. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000.
3. Гребнюк О.С. Общие основы педагогики / О.С. Гребнюк, М.И. Рожков. – М., 2003.
4. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2000.
5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М., 2002.
6. Рожков М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: «Владос-пресс», 2004.
7. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. –
Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002.
8. Воронов В.В. Технология воспитания. – М., 2000. – Гл. 6.
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.