Требования к знаниям и умениям

Семинарское занятие

Формы воспитательной работы

План

Сообщение 1. Формы воспитательной работы, их классификации.

Вопросы для дискуссии:

§ «… если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие». Согласны ли вы с данным определением воспитательного мероприятия.

§ Л.Н. Толстой утверждал: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру». Согласны ли вы с тем, что личный пример учителя является основным методом воспитания.

Сообщение 2. Формы коллективной творческой деятельности.

Вопросы для дискуссии:

§ Сформулируйте основные отличия КТД и воспитательного мероприятия. Укажите сходства и отличия КТД и воспитательного мероприятия.

Сообщение 3. Диалоговые формы воспитания.

Вопросы для дискуссии:

§ И.П. Иванов утверждал, что отношения воспитателей и воспитанников и их совместная деятельность являются главными средствами воспитания. Согласны ли вы с данным высказыванием?

Сообщение 4. Роль игры в воспитательном процессе.

Вопросы для дискуссии:

§ Как вы думаете, почему воспитание через игру наиболее эффективно в работе с детьми 6-7 лет?

§ С.А. Шмаков считает, что «заинтересованность (участие в игре) определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью». Раскройте смысл данного высказывания.

§ Как вы думаете, какие цели осуществляются ребенком в игре?

Самостоятельная работа

– Заполните сравнительную таблицу, характеризующую обычный разговор учителя и учеников и дискуссию.

 

Характеристики Обычный разговор Дискуссия
1. Кто больше говорит    
2. Типичное поведение    
3. Обмен фразами    
4. Вопрос    
5. Ответ    
6. Оценивание    

 

 

– Заполните таблицу.

 

Этапы КТД Организаторские задачи Действия и позиции организатора Приемы КТД
       

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под методом как педагогическим термином?

2. Какие классификации методов воспитания существуют в современной педагогике?

3. Чем отличаются формы коллективной творческой деятельности от других форм воспитательной работы?

4. Назовите требования к организации игры в воспитательном процессе.

5. Что необходимо учитывать при выборе формы воспитательной работы?

6. Заполните пропуски.

 

Приучение – это интенсивное выполняемое……….. упражнение
При использовании приучения должно быть ясное представление о... правиле
Содержание приучения выражается в коротком ….. цели воспитания

7. В какой группе перечислены методы стимулирования?

 

рассказ объяснение беседа личный пример поощрение наказание соревнование  
упражнение поощрение приучение требование поручение беседа принуждение воспитывающие ситуации контроль

8. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один правильный, по вашему мнению.

А) Наказание – метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
Б) Наказание – это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
В) Наказание – это способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

Требования к знаниям и умениям

По итогам изучения данной темы студент должен:

знать:

– сущность понятий «прием воспитания», «методы воспитания», «средства воспитания», «формы воспитания»;

– характеристику отдельных методов воспитания, их педагогические возможности;

– специфику применения различных методов и форм воспитания в различных социальных ситуациях развития;

уметь:

– анализировать и оценивать условия, влияющие на выбор методов, средств и форм воспитания;

– выделять и раскрывать педагогические возможности различных методов и форм обучения;

– анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных методов и форм воспитания.

Литература

1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. – М., 2000.

2. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000.

3. Гребнюк О.С. Общие основы педагогики / О.С. Гребнюк, М.И. Рожков. – М., 2003.

4. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2000.

5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М., 2002.

6. Рожков М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: «Владос-пресс», 2004.

7. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. –
Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002.

8. Воронов В.В. Технология воспитания. – М., 2000. – Гл. 6.

9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.