Финансовый анализ предприятия: цели, методы и значение

 

По мнению специалистов, наметились два основных подхода к сущностному определению финансового анализа:

– финансовый анализ трактуется широко как «аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера». Подразумевается, что охватываются все разделы аналитической работы, связанные с управлением финансами;

– сфера финансового анализа сужается до анализа бухгалтерской отчетности. Так, финансовый анализ представляется как совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую перспективу.[1]

Таким образом, финансовый анализ можно представить системой способов исследования хозяйственных процессов и финансовых результатах деятельности предприятия, которые складываются под влиянием объективных и субъективных факторов по данным бухгалтерской и иной статистической отчетности.

Финансовый анализ может применяться как самим предприятием, так и иными хозяйствующими субъектами при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии третьим лицам. Он проводится при:

– оценке стоимости предприятия. Анализ финансового состояния позволяет определить адекватную цену сделки и параметры ее изменения в сторону увеличения или снижения;

– реструктуризации организационной структуры. При образовании новых структурных подразделений может возникнуть необходимость оценивать различные показатели их деятельности, с целью принятия решения об эффективности их работы;

– выведении предприятия на фондовую биржу (листинг акций). По требованиям отечественных и иностранных бирж предприятие обязано рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности.

Текущая деятельность предприятия обуславливает использование финансового анализа для:

– оценки его финансового состояния;

– установления ограничений при формировании финансовых планов и бюджетов;

– оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности.

Таким образом, можно сказать, что цель финансового анализа – это объективная оценка финансового состояния предприятия и основных показателей его деятельности: платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, а также выявление внутренних резервов укрепления финансового положения.

Цель финансового анализа определяет следующие задачи, которые заключаются в:

– обосновании оперативных и стратегических планов и программ укрепления и развития финансового положения организации;

– оптимизации затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ;

– увеличении доходов и прибыли предприятия, а также снижении расходов и просроченных обязательств;

– определении путей повышения эффективности деятельности;

– выявлении направлений и средств для улучшения финансовой устойчивости организации и финансовой независимости во избежание банкротства;

– снижении степени воздействия рисков при осуществлении производственно-сбытовой деятельности;

– использовании результатов анализа для разработки программ развития предприятий и адекватных управленческих решений.[2]

Параметры, которые можно оценить при помощи финансового анализа, следующие:

– финансовое состояние предприятия и его подразделений, а также риски, которым может подвергаться деятельность предприятия;

– объем достаточных средств для осуществления текущей и инвестиционной деятельности, а также адекватность источников их финансирования;

– возможность сохранения и накопления капитала, а также обоснованность политики распределения и использования прибыли;

– эффективность инвестиционных решений и выбор наиболее приоритетных направлений развития предприятия.

Содержательность финансового анализа определяется тем, кто является пользователем данной информации (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Содержание финансового анализа для различных пользователей информации[3]

Категории пользователей финансово-аналитической информации Сфера экономических интересов пользователей финансово-аналитической информации
1 2
1. Собственники Выявление убытков и потерь. Оценка рациональности и эффективности произведенных затрат и достигнутых финансовых результатов. Определение перспектив дальнейшего развития предприятия.
2. Банки и кредиторы Оценка состава и структуры имущества (активов) предприятия. Оценка платежеспособности. Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Оценка расчетов по ранее полученным краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам.
3. Поставщики и покупатели Наличие и оценка ликвидности текущих активов. Наличие и соотношение просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей. Анализ и оценка структуры оборотных активов. Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости.
4. Налоговые органы Оценка достоверности данных о налогооблагаемой базе исчисления налогов и их перечислении их в бюджет.
5. Внебюджетные фонды Оценка достоверности информации о среднесписочной численности работающих предприятий и начисленном фонде оплаты труда.
6. Наемная рабочая сила Соблюдение трудового законодательства по оплате труда, предоставлению трудовых и социальных льгот за счет чистой прибыли предприятия.

Представленные в таблице направления финансового анализа позволяют каждому пользователю информации аккумулировать усилия при выборе инвесторов, кредитозаемщиков или партнеров на наиболее важных вопросах оценки результатов их деятельности во избежание просчетов, упущений и потерь из-за неэффективного использования финансовых ресурсов.

Логика проведения финансового анализа следующая:

1. Ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия в первом приближении (за последние 2-3 года).

2. Расчет показателей ликвидности, платежеспособности, деловой активности и финансовой устойчивости.

3. Сравнение полученных значений с нормативными или рекомендуемыми.

4. Оценка тенденции изменений показателей и факторов, которые привели к такому результату.

5. Разработка рекомендаций по улучшению ключевых показателей финансового состояния.

Наиболее распространенные методы финансового анализа:

– метод абсолютных и относительных величин;

– вертикальный анализ и горизонтальный анализ;

– трендовый анализ;

– метод сравнения;

– факторный анализ;

– анализ с помощью финансовых коэффициентов;

– метод экспертных оценок.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Имеют определенную единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Относительные показатели - отношение абсолютных (или других относительных) показателей - количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

Вертикальный анализ – финансовый отчет представляют в виде относительных показателей. Они позволяют оценить удельный вес отдельной статьи баланса в общем его итоге.

return false">ссылка скрыта

Горизонтальный анализ - абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Все это представляется в виде аналитической таблицы.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. На практике часто создают аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Трендовый анализ – один из способов финансового прогнозирования. Логика построения тренда такова:

1) строится график возможного развития основных показателей организации;

2) определяется среднегодовой темп прироста;

3) рассчитывается прогнозное значение показателя.

Метод сравнения – применяется в случаях:

1) сравнения фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить динамику и темпы изменения показателей, оценить и спрогнозировать тенденцию их развития и влияние на финансовое состояние организации;

2) сравнения фактических данных с прогнозируемыми (плановыми), что позволяет проконтролировать выполнение обязательств предприятия и не допустить штрафные санкции;

3) сопоставления альтернативных вариантов решений с целью выбора наиболее оптимального из них для обеспечения экономической и финансовой устойчивости организации.[4]

Факторный анализ - метод изучения и измерения влияния факторов на величину расчетных показателей, т.е. определение причинно-следственных связей и закономерностей.

Достоинства метода финансовых коэффициентов:

– простота и оперативность расчета;

– возможность выявить тенденции в изменении финансового состояния предприятия;

– оценка финансового состояния относительно других аналогичных предприятий.

Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны.[5]

Финансовое состояние – это такое состояние финансов предприятия, которое характеризуется показателями, отражающими процесс формирования и использования его финансовых ресурсов. Он содержит следующие блоки:

- общий (предварительный) анализ;

- анализ ликвидности баланса;

- анализ платежеспособности;

- анализ результатов деятельности.