Финансовый анализ предприятия: цели, методы и значение
По мнению специалистов, наметились два основных подхода к сущностному определению финансового анализа:
– финансовый анализ трактуется широко как «аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера». Подразумевается, что охватываются все разделы аналитической работы, связанные с управлением финансами;
– сфера финансового анализа сужается до анализа бухгалтерской отчетности. Так, финансовый анализ представляется как совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую перспективу.[1]
Таким образом, финансовый анализ можно представить системой способов исследования хозяйственных процессов и финансовых результатах деятельности предприятия, которые складываются под влиянием объективных и субъективных факторов по данным бухгалтерской и иной статистической отчетности.
Финансовый анализ может применяться как самим предприятием, так и иными хозяйствующими субъектами при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии третьим лицам. Он проводится при:
– оценке стоимости предприятия. Анализ финансового состояния позволяет определить адекватную цену сделки и параметры ее изменения в сторону увеличения или снижения;
– реструктуризации организационной структуры. При образовании новых структурных подразделений может возникнуть необходимость оценивать различные показатели их деятельности, с целью принятия решения об эффективности их работы;
– выведении предприятия на фондовую биржу (листинг акций). По требованиям отечественных и иностранных бирж предприятие обязано рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности.
Текущая деятельность предприятия обуславливает использование финансового анализа для:
– оценки его финансового состояния;
– установления ограничений при формировании финансовых планов и бюджетов;
– оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности.
Таким образом, можно сказать, что цель финансового анализа – это объективная оценка финансового состояния предприятия и основных показателей его деятельности: платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, а также выявление внутренних резервов укрепления финансового положения.
Цель финансового анализа определяет следующие задачи, которые заключаются в:
– обосновании оперативных и стратегических планов и программ укрепления и развития финансового положения организации;
– оптимизации затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ;
– увеличении доходов и прибыли предприятия, а также снижении расходов и просроченных обязательств;
– определении путей повышения эффективности деятельности;
– выявлении направлений и средств для улучшения финансовой устойчивости организации и финансовой независимости во избежание банкротства;
– снижении степени воздействия рисков при осуществлении производственно-сбытовой деятельности;
– использовании результатов анализа для разработки программ развития предприятий и адекватных управленческих решений.[2]
Параметры, которые можно оценить при помощи финансового анализа, следующие:
– финансовое состояние предприятия и его подразделений, а также риски, которым может подвергаться деятельность предприятия;
– объем достаточных средств для осуществления текущей и инвестиционной деятельности, а также адекватность источников их финансирования;
– возможность сохранения и накопления капитала, а также обоснованность политики распределения и использования прибыли;
– эффективность инвестиционных решений и выбор наиболее приоритетных направлений развития предприятия.
Содержательность финансового анализа определяется тем, кто является пользователем данной информации (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Содержание финансового анализа для различных пользователей информации[3]
Категории пользователей финансово-аналитической информации | Сфера экономических интересов пользователей финансово-аналитической информации |
1 | 2 |
1. Собственники | Выявление убытков и потерь. Оценка рациональности и эффективности произведенных затрат и достигнутых финансовых результатов. Определение перспектив дальнейшего развития предприятия. |
2. Банки и кредиторы | Оценка состава и структуры имущества (активов) предприятия. Оценка платежеспособности. Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Оценка расчетов по ранее полученным краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам. |
3. Поставщики и покупатели | Наличие и оценка ликвидности текущих активов. Наличие и соотношение просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей. Анализ и оценка структуры оборотных активов. Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости. |
4. Налоговые органы | Оценка достоверности данных о налогооблагаемой базе исчисления налогов и их перечислении их в бюджет. |
5. Внебюджетные фонды | Оценка достоверности информации о среднесписочной численности работающих предприятий и начисленном фонде оплаты труда. |
6. Наемная рабочая сила | Соблюдение трудового законодательства по оплате труда, предоставлению трудовых и социальных льгот за счет чистой прибыли предприятия. |
Представленные в таблице направления финансового анализа позволяют каждому пользователю информации аккумулировать усилия при выборе инвесторов, кредитозаемщиков или партнеров на наиболее важных вопросах оценки результатов их деятельности во избежание просчетов, упущений и потерь из-за неэффективного использования финансовых ресурсов.
Логика проведения финансового анализа следующая:
1. Ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия в первом приближении (за последние 2-3 года).
2. Расчет показателей ликвидности, платежеспособности, деловой активности и финансовой устойчивости.
3. Сравнение полученных значений с нормативными или рекомендуемыми.
4. Оценка тенденции изменений показателей и факторов, которые привели к такому результату.
5. Разработка рекомендаций по улучшению ключевых показателей финансового состояния.
Наиболее распространенные методы финансового анализа:
– метод абсолютных и относительных величин;
– вертикальный анализ и горизонтальный анализ;
– трендовый анализ;
– метод сравнения;
– факторный анализ;
– анализ с помощью финансовых коэффициентов;
– метод экспертных оценок.
Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Имеют определенную единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).
Относительные показатели - отношение абсолютных (или других относительных) показателей - количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.
Вертикальный анализ – финансовый отчет представляют в виде относительных показателей. Они позволяют оценить удельный вес отдельной статьи баланса в общем его итоге.
return false">ссылка скрытаГоризонтальный анализ - абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Все это представляется в виде аналитической таблицы.
Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. На практике часто создают аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ – один из способов финансового прогнозирования. Логика построения тренда такова:
1) строится график возможного развития основных показателей организации;
2) определяется среднегодовой темп прироста;
3) рассчитывается прогнозное значение показателя.
Метод сравнения – применяется в случаях:
1) сравнения фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить динамику и темпы изменения показателей, оценить и спрогнозировать тенденцию их развития и влияние на финансовое состояние организации;
2) сравнения фактических данных с прогнозируемыми (плановыми), что позволяет проконтролировать выполнение обязательств предприятия и не допустить штрафные санкции;
3) сопоставления альтернативных вариантов решений с целью выбора наиболее оптимального из них для обеспечения экономической и финансовой устойчивости организации.[4]
Факторный анализ - метод изучения и измерения влияния факторов на величину расчетных показателей, т.е. определение причинно-следственных связей и закономерностей.
Достоинства метода финансовых коэффициентов:
– простота и оперативность расчета;
– возможность выявить тенденции в изменении финансового состояния предприятия;
– оценка финансового состояния относительно других аналогичных предприятий.
Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны.[5]
Финансовое состояние – это такое состояние финансов предприятия, которое характеризуется показателями, отражающими процесс формирования и использования его финансовых ресурсов. Он содержит следующие блоки:
- общий (предварительный) анализ;
- анализ ликвидности баланса;
- анализ платежеспособности;
- анализ результатов деятельности.