Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ, последователь Р.Д. и яркий представитель европейского рационализма.
Родился в Испании, переехал жить в Голландию. В 24 года он был отвергнут еврейской общиной и проклят. Всю жизнь он страдал от болезни лёгких. Эта болезнь была вызвана пылью от оптического стекла, которое ему приходилось шлифовать из-за тяжёлого материального положения Церковь его постоянно преследовала. Умер он в бедности, лёжа на голой деревянной кровати в крошечной комнатке.
Основные его работы: 1.«Этика» 2.»Богословско-теоретический трактат».
Спиноза поместил в центр своих философских размышлений проблему субстанции, теорию познания и этику, вопрос соотношения свободы и необходимости. Его трактовка о субстанции резко отличалась от Декартовой.
- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
- природа и Бог едины – занимает позицию пантеизма;
- Бог внутри природы.
Сама же субстанция (Природа – Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств, основные из которых - мышление и протяжение, бесконечна в пространстве и времени, вечна, неподвижна.
Оба атрибута носят бесконечный характер, неотделимы от субстанции, что касается единичных, конкретных вещей, Спиноза называет их модусами и указывает на их конечный характер. Субстанция одна, модусов бесконечное множество.
Спиноза явился одним из первых философов, который попытался определить свободу в рамках необходимости. Ему принадлежит дефиниция (определение) свободы – свобода есть осознанная необходимость. Спиноза впервые осуществил попытку изложить философские проблемы геометрическим способом. Он делал это так – давал дефиницию, затем приводил аксиомы, после этого доказательства или утверждение, и в заключении приводил комментарии или доказательства. Спиноза: «Чтобы каждый из нас не делал, какой бы он не был – бессмертия у него не будет. Поэтому нечего нам размышлять о смерти. Истинный философ или человек больше думает о жизни».
Готфрид Лейбниц 1646-1716) нем. ученый-математик, юрист, -философ – считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.
Основные проблемы в его философии: проблемы субстанции и познания.
Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц счёл их несовершенными. В противовес их теориям Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положение его теории: весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а единую природу; данные субстанции называются монадами ( в перев. с греч. – «единое», «единица»); монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
«голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
высшая монада – Бог.
Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.
В гносеологии Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер; «истины факта» - знания, полученные эмпирическим путём (магнитное притяжение, температура кипения воды и. т. д.) данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер.
Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путём получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.
Контрольные вопросы
1. Из каких периодов состоит история античной философии?
2. Что такое проблема «АРХЕ» и как она возникла?
3. В чём проявляется космоцентризм античной философии?
4. Что понимали под термином «диалектика» философы Древней Греции?
5. В чём суть антропологии в античной философии?
6. Каким представляет идеальное государство Платон?
ЛИТЕРАТУРА
М. С. Западноевропейская философия 17 в. М.,1984. Радугин А.А. Философия. Курс лекций М., 2001.
Рассел Б. История западной философии. М.,1971.
Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М.,1964.
Хрестоматия по истории философии. В 3 ч.Ч.2 М.1997.
Контрольные вопросы
1. Дайте краткую характеристику философии Нового времени?
2. Какая идея лежит в основании эмпиризма?
3. С именем какого философа связана традиция европейского рационализма?
4. Какой метод исследования избрал Ф. Бэкон для достижения истины?
5. Какие помехи, по мнению Ф. Бэкона, существуют в процессе познания мира?
6. Что, по мнению Р. Декарта, является критерием истинности?
7. Какие правила рационального мышления Р. Декарт предлагает?
8. Какими атрибутами характеризует Б. Спиноза субстанцию?
9. Какие идеи составляют основу этики Б. Спинозы?
10. Можно ли оценивать философию Г. Лейбница как монистическую? Почему?
11. Как трактуется проблема познания в учении Дж. Беркли?
12. Как оценивается теория познания Д. Юма?
13. В чём выражается агностицизма Юма?