Врачебно-педагогические наблюдения.

Врачебно-педагогические наблюдения – это исследования, проводимые совместно врачом и тренером с целью оценки влияния на организм занимающегося физических нагрузок, установления уровня адаптации к возрастающим тренировочным нагрузкам.

Задачи врачебно-педагогических наблюдений: изучение соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам; определение воздействия занятия или соревнования на организм; анализ уровня общей подготовленности и специальной тренированности; помощь преподавателю в правильном планировании занятий в процессе физического воспитания и спортивной тренировке. С целью выяснения этих воздействий принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект.

Срочный тренировочный эффект – изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения физической нагрузки и в ближайший период отдыха.

Отставленный эффект – изменения, отмеченные в поздних фазах восстановления (через день, или несколько дней).

Кумулятивный эффект – изменения в организме, происходящие на протяжении длительного периода тренировки, в результате суммирования срочных и отставленных эффектов общего числа отдельных тренировок.

Врачебно-педагогические наблюдения проводят во время этапных (каждые 2-3текущих месяца), текущих (ежедневно) и оперативных (в день тренировки утром и вечером) исследований.

В процессе врачебно-педагогических наблюдений используют следующие методические приемы:

1.Определение плотности занятия, путем хронометража действий занимающегося определяется общее время, потраченное на физические упражнения. Плотность – это отношение времени выполнения упражнений к общему времени занятия в %.

2.Определение физиологической кривой занятия путем регистрации пульса и АД в динамике тренировки и построение графика. Анализируя кривую можно оценить эффективность вводной, основной и заключительной части тренировки и степень восстанавливаемости исследуемых показателей.

3.Оценка степени утомления по внешним признакам – цвету кожных покровов, потоотделению и точности движений.