Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
- это педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.
Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
Задачи ППФП:
1. Пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и знаний в области физической культуры, способствующих освоению профессиональной деятельности.
2. Развивать профессионально значимые двигательные и психологические качества, обеспечивающие возрастающий уровень дееспособности.
3. Повысить степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям производственной деятельности, сохранять и укреплять здоровье.
4. Способствовать реализации общих задач, решающихся в процесс профессиональной подготовки кадров.
Для построения системы ППФП необходимо иметь информацию о:
1. Типичных трудовых операциях и конкретных действиях входящих в состав трудовой деятельности.
2. Типовых ошибках.
3. Рабочей позе и ее влиянии на физическое состояние организма.
4. Двигательной активности, физической нагрузке и ее направленности в ходе трудовой деятельности.
5. Характере психической и психофизиологической нагрузок.
6. Климатических, метеорологических и санитарно-гигиенических производственных условий.
7. Профессионально значимых физических качествах, двигательных умениях и навыках.
8. Профессионально значимых психических качествах и свойствах личности.
Таблица 1. Изменения в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием отрицательно действующих факторов (презентация)
Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.
Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.
Совершенствование физических качеств и сопряженных способностей, функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для той или иной профессии, обеспечивается прикладно-специализированной подготовкой, включающей средства и методы, адекватные особенностям избранной профессиональной деятельности (табл. 2, презентация).
Средства ППФП распределяются по группам в соответствии с их направленностью:
1. Развитие профессионально важных физических способностей;
2. Воспитание психических, волевых и других профессионально значимых свойств личности.
3. Формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;
4. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Применяются упражнения:
· профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.);
· базовых видов спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.);
· туризм;
· специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр.
Формы занятий по ППФП:
В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:
1. Академические учебные занятия (комплексные и специализированные).
Комплексные учебные занятия могут включать:
а) средства ОФП и профессионально-прикладной физической подготовки;
б) только средства ППФП из различных ее разделов.
Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств).
2. Занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования);
3. Спортивно-прикладные соревнования (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта),
4. Самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.
Дополнительно применяются специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных прикладных упражнений), туристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные (шлюпочные) походы и др.
Педагогический контроль в ППФП. Система нормативов и требований по ППФП в зависимости от специфики профессий может включать контрольные упражнения в виде двигательных заданий (упражнения в которых проявляются профессионально значимые способности), специальные функциональные пробы (способствуют выявлению степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды).
На основе данных педагогического контроля в необходимых случаях вносят соответствующие коррективы в содержание и методику ППФП.