Индивидуальная воспитательная работа с подчиненными

Индивидуальная воспитательная работа(далее – ИВР) это систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение подчиненного с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.

Главной цельюиндивидуальной воспитательной работы является создание условий, которые обеспечивают формирование всесторонне развитой личности и качественно подготовленного военнослужащего, способного эффективно решать свои профессиональные задачи в любой обстановке.

Содержаниеиндивидуальной воспитательной работы командира с подчиненными военнослужащими включает:

изучение деловых и морально-психологических качеств военнослужащих и выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию);

выбор и осуществление индивидуальных воспитательных воздействий;

обучение организации и методике индивидуальной воспитательной работы подчиненных командиров (начальников);

осуществление анализа результативности воспитания военнослужащих, формулирование выводов в целях наращивания воспитательного воздействия на личность военнослужащего в ходе его дальнейшей военной службы.

Все должностные лица воинских частей проводят ИВР, основываясь на принципе – каждый командир (начальник) учит и воспитывает, прежде всего, непосредственно подчиненных ему военнослужащих.

Структурно содержание ИВР включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправленного педагогического воздействия и оценки результатов работы за определенный период времени.

Первый этап (подготовительный) предопределяет действенность индивидуального подхода к военнослужащему и, в свою очередь, делится на этапы: диагностический, изучения личности, прогностический, выбора оптимальных путей достижения целей.

Содержание этапа включает: определение конкретных целей ИВР с данным военнослужащим и методов его изучения; прогнозирование перспектив развития личности и выбор наиболее целесообразных средств, форм и методов достижения поставленных целей.

Второй этап – практическая реализация намеченного плана ИВР с подчиненным. В ходе данного этапа командир, используя различные средства и методы педагогического взаимодействия с военнослужащим (воздействия на него), добивается активного участия его в самосовершенствовании качественного выполнения им служебных обязанностей, гармоничности его взаимоотношений в коллективе. На втором этапе происходит дальнейшее изучение индивидуальных особенностей подчиненного.

Главная цель третьего этапа– анализ результатов изучения и педагогического взаимодействия с военнослужащим. Одновременно этот этап является началом нового цикла ИВР. В этот период происходят оценка и коррекция воспитательной деятельности начальника.

Зачастую все три этапа не имеют строгого разграничения по времени. Изучение подчиненного происходит фактически в течение всего периода совместной с ним службы. Процесс собственно воспитания также непрерывен. При этом может возникать необходимость анализа и коррекции взаимодействия с военнослужащим.

В каждой воинской части разрабатывается система индивидуальной воспитательной работы, соответствующая специфике выполняемых задач по предназначению и включающая комплекс следующих мероприятий:

определение целей и задач ИВР (кто, с кем, когда и как организует данную работу);

подбор и четкое распределение исполнителей;

планирование индивидуальной работы и организация охвата постоянным индивидуальным влиянием всех военнослужащих;

изучение состояния индивидуальной воспитательной работы;

осуществление контроля и анализа полученных результатов.

Исходными руководящими положениями, отражающими закономерности ИВР и определяющими требования к ее содержанию, организации и методике проведения, являются принципы организации ИВР.

Принцип идейности и целеустремленности. По своей сути он предполагает решение педагогической задачи по формированию у военнослужащего определенной системы убеждений, обеспечивающих непреклонность и решительность его действий при выполнении своего служебного долга. Отход от реализации требования этого принципа приводит к снижению общего уровня успеваемости, качества служебной деятельности, степени организованности и порядка, морально-психологического состояния личного состава в целом.

Принцип воспитания в процессе учебной (служебной) деятельности. Основное его содержание отражает включенность ИВР в целостную систему функционирования подразделений (служб), служебных обязанностей командиров (начальников). В его основе лежит то, что главным источником развития личности является ее деятельность. Принцип требует от воспитателя обязательного учета индивидуальных особенностей воспитуемого при осуществлении на него воздействия без прерывания его основной учебной или служебной деятельности.

Принцип опоры на индивидуальные особенности личности воспитуемого. Он представляет собой основную закономерность ИВР и требует от воспитателя знания и обязательного учета возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитуемого, его потребностей и запросов, семейного и материального положения, преобладающего эмоционального состояния и т.д.

Принцип соответствия ИВР задачам, стоящим перед подразделениями (службами), конкретными военнослужащими. Его реализация в воспитательной практике командира (начальника) обеспечивает соответствие воспитательных усилий офицера интересам учебы (служебной деятельности) подчиненных.

Принцип опоры на положительное в личности подчиненного. Обращаясь к положительным качествам личности воспитуемого, офицер развивает у него веру в свои силы, формирует положительное отношение к воспитателю и его действиям. Однако следует помнить, что опора на все хорошее в человеке возможна только при внимательном и всестороннем изучении его индивидуальных особенностей, способностей, интересов, характера.

Принцип соответствия целей воспитания и средств педагогического воздействия индивидуальным возможностям человека. В воспитательной работе важно видеть реальные рубежи формирования и развития личности. В ней необходимы хоть небольшие, но все же успехи. Реальный учет возможностей воспитуемого при организации работы с ним создает оптимистический фон, порождает веру в успех.

Принцип единства индивидуального и коллективного воздействия предполагает обязательное соответствие ИВР офицера с конкретным подчиненным коллективной оценке личностных качеств этого военнослужащего. Доказано, что сила коллективного мнения, коллективной оценки во много раз превосходит мнение одного человека. Следовательно, воспитатель должен добиваться согласованности индивидуального и коллективного воздействия.

Принцип единства, преемственности и согласованности педагогических воздействий на воспитуемого. Объект воспитания находится в центре внимания большого количества командиров (начальников), служебной обязанностью которых является воспитательная работа с ним. В связи с этим актуализируется необходимость согласованности их воспитательных усилий, соответствия особенностям личности, учета происходящих с ней изменений.

Все принципы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Исходя из алгоритма организации в ИВР используются два вида методов – диагностические и воспитательные.

Методы педагогической диагностики: наблюдение; диагностическая беседа; анализ результатов деятельности; эксперимент; анализ независимых характеристик; биографический метод; тестирование; социометрический опрос; опрос и др.

Воспитательные методы.В отечественной военной педагогике длительное время разрабатывались и применялись только методы, предусматривающие воздействие лишь на сознательную сферу воспитуемого. Но в последнее время в связи с интенсивным развитием практической психологии, появились также методы, основное воздействие которых на подчиненного осуществляется через его подсознательную сферу. Это позволяет объединить все методы индивидуального воспитательного взаимодействия в педагогическую систему, включающую две группы:

группу педагогических методов воспитания: убеждение, поощрение, пример, упражнение, критика, принуждение и др.

группу психологических методов: невербальное воздействие, эмоциональное воздействие, рациональное воздействие, волевое воздействие и др.

Воспитатель должен владеть всей методической системой, уметь применять ее элементы в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Но это не исключает того, что, в зависимости от степени владения искусством их практического применения, какой-то из методов является для самого воспитателя опорным (основным), оптимальным.

Метод убеждения -главный метод воспитания белорусских воинов. Убеждать – значит, опираясь на логические доводы, данные науки, достоверные факты жизни, практики, личный опыт воинов, добиваться того, чтобы требования военной присяги и воинских уставов превращались в глубокие личные убеждения воинов, становились мотивами их поведения, руководством к действию.

В зависимости от технологии реализации метода убеждения выделяются две группы средств: убеждение словом и убеждение делом.

Средствами убеждения словом выступают логические доводы, статистические данные, факты, примеры. Например, факт как часть действительности, объективно поданной воспитателем, обладает рядом свойств эффективного воспитательного воздействия: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. При оперировании фактами хороший результат дают такие приемы, как сравнение, сопоставление, аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Средствами убеждения делом являются конкретные поступки и действия сержанта, подчиненного и других военнослужащих, а также события, происходящие в воинском подразделении и за его пределами.

Основными условиями наиболее эффективной реализации метода убеждения являются: глубокая личная убежденность сержанта в истинности и справедливости излагаемых идей и требований; безупречная логика обоснования выдвигаемых идей и предъявляемых требований; ясность, доходчивость и наглядность в процессе убеждения; единство слова и дела воспитателя; сугубо индивидуальный подход к выбору средств убеждения; авторитетность воспитателя.

Важнейшим условием успешного убеждения является также умение сержанта расположить к себе подчиненных, завоевать их доверие, добиться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и такт.

Метод поощрения –это система средств и приемов морального и материального стимулирования воинов, проявивших высокий уровень сознательности, усердия, инициативы, настойчивости в выполнении воинского долга и добившихся высоких результатов в боевой подготовке, службе, общественной работе.

От руководителя в полной мере зависит эффективность поощрения как метода индивидуального воспитательного воздействия. Практика показывает, что для этого необходимо выполнять целый ряд педагогических условий:

во-первых, поощрение должно быть обоснованным и справедливым;

во-вторых, поощрение должно применяться преимущественно за ведущие виды военно-профессиональной деятельности. Это повышает его моральный вес и воспитательный эффект, воспитывает чувство ответственности воспитуемых за качество своего ратного труда;

в-третьих, весьма важна оперативность поощрения;

в-четвертых, по отношению к одному и тому воспитуемому целесообразно применять разнообразные поощрения;

в-пятых, весьма значима торжественность ритуала поощрения.

Метод примера -целеустремленное и систематическое воздействие воспитателей на воинов силой личного примера, а также всеми видами положительного примера как образца для подражания, стимула в соревновании и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни. Воспитательное влияние примера основывается на склонности людей к подражанию, на потребности изучать и заимствовать опыт других. Каждый командир должен помнить, что личный пример воспитателя является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Личный пример сержанта является его главным оружием, важнейшим условием выполнения своих обязанностей. Он усиливает или ослабляет действенность всех других методов воспитания. «Слово учит, а пример ведет», – гласит народная мудрость.

При реализации метода примера целесообразно использовать следующие средства:

примеры из жизни выдающихся отечественных государственных деятелей и военачальников;

примеры подвигов национальных героев;

примеры из истории отечественных и зарубежных войн, локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

примеры военно-профессиональной деятельности сослуживцев;

личный пример офицера и др.

Хотя пример как метод индивидуального воспитания и основывается на подражании, его психолого-педагогическое значение не сводиться только к стимулированию действий по образцу. Ведь он оказывает сильное влияние прежде всего на сознательную сферу и чувства воспитуемого. Но для этого необходимо соблюдение ряда условий:

обеспечение высокой личной примерности непосредственного воспитателя;

совпадение общественной значимости примера с его положительной оценкой со стороны воспитателя;

широкое использование примеров из жизни не только своего подразделения, но и других коллективов;

совпадение примера с личными интересами воспитуемого, которые во многом определяют направленность его личности;

яркость, заразительность и эмоциональность примера.

Метод упражнения. Развивать волю воина, воспитывать у него смелость, решительность, самообладание можно только при условии, если воспитательная работа сочетается с постоянными морально-волевыми упражнениями, связанными с преодолением трудностей воинской службы. Сущность метода упражнения в воспитании состоит в такой организации службы и всей жизни воинов, которая повседневно укрепляет их сознание, закаляет волю, развивает чувства, позволяет приобретать положительный социальный опыт, привычки правильного поведения.

Упражнение в воспитании осуществляется опосредствованно через решение повседневных жизненно необходимых задач, осознаваемых воинами. Чтобы выработать у воина смелость, настойчивость, инициативу, его надо систематически ставить в такие условия, в которых ему требовалось бы проявлять эти качества. Следует отметить, что метод упражнения в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что формирует не навыки и умения, а стиль поведения человека.

Успех применения метода упражнения в ИВР достигается тогда, когда будут обеспечены: сознательный подход воспитуемого к выполнению упражнений; опора на уставные нормы военно-профессиональной деятельности военнослужащего; постоянный контроль за деятельностью подчиненного и оперативная оценка его поступков; последовательность, систематичность и разнообразие упражнений.

Метод критики и самокритики. Сущность метода критики и самокритики в воспитании состоит в применении системы воспитательных воздействий на воинский коллектив и личность воина, выраженных в форме суждений, анализа, обобщения и объективной оценкиих деятельности, взглядов, направленных на устранение допускаемых ими ошибок, недостатков и негативных явлений, развитие высокого чувства ответственности за свое поведение, состояние воинской дисциплины, боевой готовности подразделения.

Средствами реализации педагогических возможностей метода критики в ИВР выступают:

безличная критика: «Я не буду называть фамилии, но должен …»;

стимулирующая критика: «К сожалению, не все получилось. Но не расстраивайтесь. У Вас еще будет возможность добиться большего»;

критика-упрек: «А я на Вас рассчитывал»;

критика-сожаление: «Признаться, я не ожидал от Вас этого»;

критика-опасение: «Теперь я не уверен, что Вы справитесь» и др.

Эффективность практического применения метода критики в ИВР зависит от выполнения ряда условий, в том числе: ответственности критикующего за ее содержание; объективности, принципиальности, убедительности и доброжелательности; недопустимости критиканства (критика ради критики); соответствия форм критики характеру критикуемых ошибок и недостатков; соблюдения чувства меры. Критика не должна унижать личностное достоинство воспитуемого и может распространяться лишь на его действия и поступки.

Метод принуждения применяется к отдельным солдатам, чьи поступки противоречат требованиям уставов и приказов командиров.

К числу наиболее целесообразных средств принуждения относятся: запрещение, категоричное требование (побуждение к действиям силой приказа), напоминание о служебных обязанностях, предупреждение о возможном привлечении к ответственности, осуждение на общем собрании, привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Применяя перечисленные средства принуждения в ИВР, руководитель должен выполнять ряд педагогических требований:

во-первых, принуждение реализуется лишь тогда, когда другие методы не дали желаемого результата;

во-вторых, принуждаемый должен понимать и осознавать справедливость принуждения;

в-третьих, офицер должен строго индивидуально подходить к выбору средства принуждения подчиненного;

в-четвертых, воспитуемые должны знать о неотвратимости реагирования воспитателя на их проступки и нарушения;

в-пятых, необходимо избегать поспешности в принятии решения о применении средств принуждения в ИВР.

Сержант обязан для выполнения требований дисциплины и порядка использовать все меры принуждения, не оставлять без воздействия ни одного проступка, строго взыскивать с нерадивых.

Таковы основные педагогические методы ИВР. Вместе с тем существуют и некоторые другие. К их числу относятся методы одобрения, доверия, заданий и поручений, индивидуальной помощи.

Вместе с тем эффективность ИВР на основе применения изложенных методов может усиливаться в результате применения методов другой группы – психологических.

Невербальное воздействие. В его основе лежат понятные воспитуемому жесты, движения, поза, мимика, взгляд и интонация голоса воспитателя.

Значение многих движений рук в определенной мере знакомо каждому. Так, поднятая вверх рука означает внимание; раскрытые ладони, обращенные в сторону собеседника – несогласие; вытянутый указательный палец направляет взгляд и т.д. Любой жест должен иметь строго определенный смысл. При этом необходимо избегать жестов, не подчеркивающих содержание речи (перебор пуговиц, подергивание галстука и др.).

Имеет значение и поза воспитателя. Его суетливость, частая смена положения тела, переступание с ноги на ногу свидетельствуют о неуверенности. Устойчивое же положение корпуса, когда ноги стоят прямо, уверенно, а руки в меру жестикулируют, наоборот – об уверенности в своих рассуждениях.

Существует также определенная связь между мимическим выражением лица и эмоциональным состоянием. Знание этого и применение в ИВР позволяет воспитателю не только оценивать эмоциональное состояние воспитуемого, но и воздействовать на него своей уверенностью и убежденностью в своей правоте.

Взгляд воспитателя – это более сложный мимический комплекс, способный заменить не только слова, но и целые предложения. Нередко под взглядом отдельные люди теряют способность мыслить, двигаться, а иногда и впадают в гипнотическое состояние.

Интонация голоса воспитателя также является важным средством невербального воздействия. Повелительная интонация мобилизует, а динамичная четкая речь убеждает быстрее и сильнее, чем медленная и вялая.

Эмоциональное воздействие. Оно осуществляется с помощью средств и приемов, непосредственно вызывающих те или иные эмоции и чувства воспитуемого. К ним можно отнести подчеркивание собственного эмоционального состояния, что стимулирует появление аналогичного состояния у объекта воспитания. Когда руководитель применяет метод принуждения, то его эмоциональное состояние должно подчеркивать содержание действия.

Рациональное воздействие. В его основе находятся различные вербальные (словесно-логические) средства и приемы, имеющие цель сформировать конкретное эмоциональное состояние посредством воздействия на подсознательную сферу. Наиболее типичным средством для рационального воздействия является внушение. Однако следует учитывать, что его применение в воспитательной практике требует от воспитателя специальной подготовки и поэтому применяется крайне редко.

Волевое воздействиеосновывается на использовании различных средств и приемов, заставляющих выполнять требования субъекта воспитания. Установлено, что постоянное навязывание своего общения для достижения воспитательных целей почти всегда вызывает определенное противодействие со стороны воспитуемого. Применение же в этом случае волевого воздействия, представляющего собой совокупность всех ранее рассмотренных психологических методов, подчеркивающих непреклонность позиции воспитателя, устраняет этот недостаток, повышает эффективность ИВР.

Опытные руководители в каждом из методов используют воспитательные приемы, которые также позволяют повысить эффективность индивидуального воспитательного взаимодействия. Их арсенал достаточно широк.

Проявление сочувствия, внимания, доброты. Применение этого приема целесообразно тогда, когда воспитуемый оказался в трудной для него профессиональной или жизненной ситуации по причине совершенной непреднамеренной ошибки, просчета или же обстоятельств, не зависящих от личностных качеств. Прием действенен в том случае, если человек испытывает душевный дискомфорт, обиду, растерянность или потерял веру в собственные силы.

Просьба исполняет роль нравственного тренинга, делает взаимоотношения доверительными, усиливает взаимопонимание. При использовании этого приема важным является то, как высказана просьба, какое личное отношение в ней скрыто. Она предполагает добровольное оказание помощи и этим увеличивает степень свободы выбора воспитуемого, уверенность в собственных силах.

Проявление доверия в ИВР предполагает наделение определенными полномочиями воспитуемого, который по своим проявляющимся личностным качествам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним задачи. В основе этого приема лежит принцип опоры на положительное. Но прием «срабатывает» лишь тогда, когда между субъектом и объектом воспитания нет нравственного противостояния или социально-психологической несовместимости.

Прощение – неприменение наказания за вину подчиненного. Педагогический смысл прощения заключается в том, что воспитатель в определенной ситуации, исходя из ее анализа, не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок.

Психологическая поддержка предполагает создание руководителем таких условий воспитательного взаимодействия, при которых воспитуемый испытывает психологический комфорт, осознает адекватность оценок его поведения, результатов военно-профессиональной деятельности.

Такова педагогическая характеристика основных методов ИВР, а также реализуемых в ней приемов воспитания.

Рассмотрим наиболее эффективные традиционные формы индивидуального воздействия на личность.

Воспитательная индивидуальная беседа. Индивидуальная беседа– откровенный разговор одного человека с другим. Смысл ее заключается в том, чтобы исходя из глубокого и всестороннего знания индивидуальных особенностей каждого военнослужащего обычными методами находить путь к его сердцу и разуму, благотворно действовать на его сознание, чувства, волю и поведение. Именно в ходе непринужденной беседы, разговора по душам чаще всего выявляются вопросы, с которыми воин не всегда считает возможным обращаться к командиру в официальной обстановке. В ходе беседы командиру легче доказать ошибочность того или иного мнения, добиться правильного понимания воином вопроса.

Глубоко заблуждаются те, кто считает, что проведение индивидуальной беседы – дело простое и не требует серьезной подготовки.

Содержание и объем подготовки к индивидуальной беседе зависят от многих обстоятельств, в том числе от темы и цели беседы, наличия времени, условий проведения беседы, индивидуальных особенностей военнослужащих.

Индивидуальная беседа может быть плановой и внеплановой.

К плановой беседе нужно тщательно готовиться. Необходимо:

определить тему и цель беседы;

изучить состояние дел по вопросам, затрагиваемым в беседе (изучить или восстановить в памяти данные о личности военнослужащего);

продумать содержание (план) беседы, определить основные вопросы, решить, как и с чего ее начать, как закончить;

спрогнозировать ход беседы, возможные вопросы военнослужащего, подготовиться к ответу на них;

определить время проведения беседы (беседа не должна проводиться в спешке, захватывать время приема пищи, отдыха военнослужащего, отрывать его от интересного занятия);

определить и подготовить место проведения беседы.

Методика проведения беседы может быть различной. В каждом конкретном случае необходимы учет конкретной обстановки и творческий подход. Вместе с тем целесообразно придерживаться некоторых общих рекомендаций, в частности:

обеспечить уединенность, сообщить, что беседа является конфиденциальной;

в начале беседы поинтересоваться состоянием здоровья собеседника, узнать о вестях из дома, выяснить психоэмоциональное состояние военнослужащего и т.п.;

стремиться создать непринужденную обстановку, располагающую к доверию и откровенности;

держать себя естественно, просто, не демонстрировать свое превосходство в знаниях, опыте, служебном положении и т.п.;

беседовать спокойно, доброжелательно, не стремиться постоянно поучать собеседника;

не допускать оскорблений, угроз, грубости и одновременно заигрывания, заискивания, «сползания» с принципиальных позиций;

не использовать книжные, «дежурные» фразы;

говорить только правду, не давать пустых обещаний;

стремиться убедить собеседника в своей точке зрения;

не перебивать собеседника, дать ему высказаться;

по возможности не использовать в ходе беседы записи.

После проведения беседы необходимо осмыслить ее результаты и сделать соответствующие выводы, намеченные меры воздействия отразить в педагогическом дневнике.

Условно беседу можно разделить на три основных этапа.

1-й этап – вступление. Главная задача – снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к человеку по важным для него вопросам он воздвигает перед собой защитный психологический барьер). Для снижения психологического барьера можно применить несколько способов:

назвать военнослужащего по имени и отчеству;

сказать несколько теплых слов в адрес подчиненного;

добиться от оппонента слова «да», т.е. позитивного ответа на какой-либо вопрос;

найти тему, позволяющую ненавязчиво продемонстрировать единство взглядов с данным подчиненным на какую-либо важную проблему;

спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знаете их или знакомы с ними);

выразить признательность собеседнику за то, что он согласился откровенно обсудить возникшую проблему;

признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

2-й этап – основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели по убеждению или переубеждению подчиненного, чтобы повлиять на его поведение или действия.

В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика) воздействие. Умелое применение командиром приемов вербального и невербального воздействия на подчиненного повышает вероятность достижения целей диалога.

3-й этап – заключительный. Главная цель этого этапа – создание хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

Командиру нередко приходится проводить не запланированную ранее беседус подчиненным, которая может возникнуть в ходе повседневной жизни, когда воин сам обращается с тем или иным вопросом. Основная особенность такой беседы состоит в том, что у проводящего беседу нет времени на подготовку и размышления, необходимо сразу ответить на поставленные вопросы, исходя из конкретной обстановки, уметь тактично направить ход беседы в нужном направлении и добиться желаемого результата. Если командир не может ответить на поставленные вопросы, то необходимо пообещать разобраться с ними и в другой раз дать исчерпывающий ответ.

Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с учетом особенностей личности в целях формирования у нее определенных черт характера, воли, морально-психологических и боевых качеств, дисциплинированности.

Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений. Самостоятельные задания, связанные с необходимостью проявления смелости, решительности и т.п., целесообразно давать тем военнослужащим, которые допускают робость и часто бывают нерешительны. Выполнение заданий и поручений военнослужащими позволяет закреплять у них положительные качества, помогает исправлять недостатки.

Индивидуальная помощь. Она может выступать в виде советов, разъяснений, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время возникновения у подчиненного психологических трудностей общения в воинском коллективе, в процессе взаимодействия в ходе занятий по боевой подготовке, при решении отдельных личных проблем подчиненного и некоторых других вопросов.

Важным компонентом индивидуальной воспитательной работы командира является применение различных видов психолого-педагогической коррекции поведениявоеннослужащих. При коррекции на ранней стадии отклонений в поведении военнослужащего целесообразно использовать следующие методы коммуникативного регулирования:

Коммуникативная адаптация – предварительное информирование военнослужащего о ситуациях в коллективе, о людях, с которыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий определенного развития ситуации.

Коммуникативное включение – установление и расширение непосредственных контактов прибывшего в подразделение военнослужащего с членами коллектива. Особенно это важно для взаимоотношений военнослужащего с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие.

Коммуникативное отстранение – это вид коррекции, предназначенный для минимизации нежелательных контактов с подчиненным. Эффективный прием для этого метода – обязать чем-либо такого человека, скажем, поручить подготовить к показному занятию всю его служебную документацию.

Коммуникативная изоляция – избегание общения с данным военнослужащим, игнорирование его в целях демонстрации нежелания иметь дело с человеком, допустившим неблаговидные (аморальные) поступки.

Коммуникативная «мобилизация»– создание военнослужащему условий для мобилизации его коммуникативных ресурсов и выхода из проблемной ситуации.

Прямое воздействие – прямое, непосредственное предъявление требований, например: «В нашем подразделении не терпят проявления халатности в выполнении специальных работ».

Эффект «значимых других» – воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков.

Практическая эмпатия– «вхождение» в положение человека, понимание его трудностей, выражение сочувствия и готовности помочь.

Психологическое «поглаживание» – поддержание хорошего настроения, положительных эмоций, что снимает напряженность и тем самым снижает вероятность эмоциональных срывов.

При существенных отклонениях поведения военнослужащего могут быть использованы следующие виды внешней регуляции:

Коррекция статуса – разъяснение конкретному военнослужащему его служебного статуса, повышение или понижение его статуса.

Коррекция самооценки – мера, принимаемая при значительном пониженном или завышенном уровне самооценки, что вызывает неадекватную реакцию военнослужащего на происходящие в межличностных и коллективных взаимоотношениях события.

Коррекция уровня сформированности опыта саморегуляции поведения. Достигается созданием условий его повышения, оказанием помощи личности в формировании навыка разрешения противоречий неконфликтными способами, переносом опыта саморегуляции из одной сферы в другую.

Коррекция межличностных отношений. Представляет собой индивидуальную работу с военнослужащими-оппонентами в предконфликтных (конфликтных) ситуациях по соблюдению ими педагогического такта в общении, оказание помощи в разрешении противоречия и т.п.

Коррекция свойств характера подчиненного. С одной стороны, требуют коррекции такие черты характера, как самодовольство, барство, снисходительность, хвастливость, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей, с другой – наоборот, такие свойства, как неуверенность в себе, склонность винить себя во всем.

В ходе изучения подчиненных командир должен использовать всю совокупность методов изучения личности.Рассмотрим основные из них.

Метод наблюдения. Этот метод предполагает наличие четкой цели и детальную фиксацию результатов. При изучении индивидуальных особенностей военнослужащих, как правило, применяется выборочное наблюдение в целях познания определенных граней, сторон, свойств и качеств личности. Данные наблюдения фиксируются в педагогических дневниках, листах учета индивидуальных бесед. На практике особое значение имеет планомерное наблюдение за поведением военнослужащих. Конечно, один командир подразделения не решит эту задачу. В этом ему оказывают помощь подчиненные должностные лица, актив.

Чтобы наблюдение не было похоже на досмотр, а информация о наблюдении – на донос, важно соблюдать этикет. Информация должна быть честной, правдивой.

Метод изучения документов. Он предусматривает изучение документов, отражающих ход и результаты боевой подготовки, воспитательной работы. Это служебные карточки, характеристики, учетно-послужные карточки, личные дела, медицинские книжки, журналы учета боевой подготовки, протоколы общих собраний и др. Метод изучения документов дает возможность проанализировать за определенный период обучения и воспитания состояние боевой учебы, дисциплинированность, другие параметры воинских обязанностей, сравнить достигнутые показатели с итогами прошлой деятельности и на этой основе выявить тенденции и внести коррективы в индивидуальную воспитательную работу.

Метод диагностической беседы. Личное общение с подчиненными дает самые достоверные данные, оно одновременно преследует ознакомительную и воспитательную цели. При умелом проведении беседы можно выявить личные переживания подчиненного, его мнения о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах. Результаты беседы помогают составить «социальный диагноз» в интересах введения корректив в индивидуальную работу. Беседа является одной из целенаправленных форм изучения и воспитания военнослужащих и требует соблюдения определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки.

При проведении беседы воспитатель должен ясно представлять, что он хочет получить от этой беседы, какие вопросы и как должны быть решены, какое воздействие и как оказать на подчиненного. Действительные результаты не всегда могут совпадать с желаниями, однако в любом случае должна ставиться конкретная цель, вытекающая из предыдущей беседы и учета недостатков военнослужащего. Безусловно, в одной беседе человек не раскроется, поэтому необходимо заранее предусматривать цикл бесед.

Метод обобщения независимых характеристик. Суть его – в сборе возможно большей информации об изучаемом военнослужащем. Данные получают от начальников и старших командиров, от равных по служебному положению, от подчиненных. Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты и др.

Диагностический эксперимент. Он позволяет выявить возможности военнослужащего в восприятии психолого-педагогических воздействий. В начале и в конце эксперимента фиксируются измерения исследуемых показателей в области поведения и убеждений личности. Сравнение результатов начала и конца эксперимента позволяет сделать вывод об успехе (или неудаче) индивидуального влияния.

Социометрический метод.Этот метод позволяет получить интересующую информацию быстро и эффективно. Существуют различные способы использования данного метода. Цель его – выявить в коллективе статус военнослужащих, их потребность в общении, психологическую совместимость и другие данные, позволяющие спланировать индивидуальную воспитательную работу и целенаправленно ее осуществлять.

Метод взаимодействия с родственниками (а также с руководителями школ, предприятий, где учился и работал военнослужащий до службы). Данный метод посредством встреч и переписки позволяет командирам глубже узнать индивидуальные особенности подчиненного, его привычки, склонности и т.д.

Таким образом, воспитательная работа вВооруженных Силах Республики Беларусь является одним из приоритетных направлений идеологической работы и предусматриваетгражданско-патриотическое; государственно-правовое; воинское; духовно-нравственное; семейно-бытовое воспитание.

Реализация содержания воспитания предполагает комплекс закономерностей, принципов, методов, форм, приемов, средств воспитательных воздействий и взаимодействий, которым в совершенстве должен владеть командир любого звена.