Анализ уровня динамики и структуры финансовых результатов по данным отчетности

В анализе используются следующие показатели прибыли:

Валовая прибыль ,Прибыль от продаж, Прибыль до налогообложения, Чистая прибыль, Нераспределенная прибыль .

Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. инвестирования в производство.


Анализ финансового состояния предприятия может проводиться тремя способами:
1. графическим - оценка финансового состояния предприятия проводится по балансограмме (графическому отображению показателей финансового состояния предприятия за анализируемый период времени) по результатам анализа состояния и изменения финансовых показателей; На основе анализа структуры и динамики структуры, соотношения долей различных показателей он позволяет оценить сложившееся финансовое состояние, включая оценку имущества, капитала, финансовых результатов, платежеспособности, кредитоспособности, вероятности банкротства и дать прогноз на перспективу.
2. табличным - оценка финансового состояния предприятия дается на основе анализа валюты баланса, активов, пассивов, запасов, финансовых результатов, платежеспособности и кредитоспособности - общий анализ финансового состояния предприятия. Результатом общего анализа является оценка финансового состояния предприятия, включающая итоги анализа. Основы финансового анализа табличным способом:
• анализ динамики валюты баланса;
• анализ структуры и динамики активов;
• анализ структуры и динамики пассивов;
• анализ структуры и динамики финансовых результатов;
• анализ структуры запасов предприятия.
При этом анализируется абсолютные значения показателей, их удельные веса, характеризующие структуру актива, пассива, запасов, финансовых результатов предприятия, изменения в абсолютных величинах, которые характеризуют прирост или уменьшение статей баланса, изменения в удельных весах, характеризующие динамику структуры актива, пассива баланса, запасов предприятия, темп прироста - относительный показатель, характеризующий динамику актива, пассива баланса, запасов и финансовых результатов, удельные веса изменений, характеризующие структуру изменений актива, пассива баланса, запасов и финансовых результатов предприятия за анализируемый период.
3. коэффициентным - оценка отдельных, наиболее значимых характеристик финансового состояния предприятия по результатам анализа относительных финансовых показателей.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
исследование изменений каждого показателя за текущий период (горизонтальный анализ);
исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:
Абсолютное отклонение:
ДПР = ПР! - ПР0,
где ДПР - изменение прибыли; ПР! - прибыль отчетного периода; ПР0 - прибыль базисного периода.
Темп роста:
Тр = ПР1 / ПР0 • 100 %.
Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %):
Уровень каждого показателя= 11Р,- / 1!г0 • 100 %. относительно выручки от реализации 0
Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.
Изменение структуры:
ДУ = УПР1 - УПР0,
где УПР1 - уровень отчетного периода; УПР0 - уровень базисного периода.

Изучение динамики финансовых результатов по составляющим ее элементам позволяет оценить:
конкурентные позиции (так, рост прибыли от продаж свидетельствует о повышении конкурентоспособности организации и ее продукции);
стратегию управления активами организации (так, снижение прибыли от продаж при одновременном увеличении операционных доходов может означать сокращение основного вида деятельности наряду с увеличением операций, связанных с передачей имущества в аренду);
«качество» хозяйственно-правовой работы в организации (например, увеличение внереализационных доходов сигнализирует о высоком качестве претензионной работы или о взыскании дебиторской задолженности, ранее признанной безнадежной).

 

23. Оценка напряженности плановых расчетов финансовых результатов.

Важным оценочным показателем качества разрабатываемых на предприятии планов служит уровень их напряженности . Данный показатель является универсальным и может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования. В общем виде коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном. В качестве подобного эталонного норматива или стандарта могут выступать научно обоснованные или оптимальные плановые показатели. Тогда коэффициент напряженности планов будет выражен соотношением установленных плановых и действующих нормативных показателей:

К н = А пл / А э,

где К н – коэффициент напряженности плана; А пл – планируемый или фактический показатель; А э – эталонный или нормативный показатель.

Приведенный способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей планов: производства продукции, потребности ресурсов, продажи товаров, получения доходов, распределения прибыли и т. д.

На стадии разработки плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, =1. При оценке напряженности выполнения планов обычно сравниваются фактические и эталонные показатели. Чем больше значение расчетного коэффициента, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей. Превышения планируемыми или фактическими показателями соответствующих нормативных или эталонных значений в нормальных условиях работы предприятия, как правило, не должно происходить. Подобный случай – это скорее всего признак некачественного составления плана или свидетельство невозможности его выполнения. При его возникновении следует, во-первых, скорректировать плановые показатели до равновесного значения с производственными возможностями предприятия или, во-вторых, расширить предложение до уровня рыночного спроса.

Сбалансированность многих показателей является необходимым условием качественной разработки первоначальных планов, например плана производства и плана продаж, плана численности персонала и плана материального вознаграждения, плана доходов и расходов и т. д.

При оценке качества составления и выполнения планов наибольшая сложность состоит в выборе объективных нормативных показателей, которые должны стать эталонами, стандартами или критериями равной напряженности планов.

Сравнивая соответствующие плановые или фактические показатели с нормативными, можно установить не только коэффициенты напряженности планов, но и степень риска плановой деятельности.

Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%, высокую – 20, чрезмерную – 40 и недопустимую – свыше 50%. Если фактические показатели коэффициентов напряженности или риска находятся в пределах так называемого нормального коридора, то это служит признаком соответствующего уровня качества планов.

24. Оценка выполнения планов динамики финансового результата по отдельным факторам.

Основные задачи анализа финансовых результатов, по общему мнению, состоят в оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли расходуемой на выплату дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателей рентабельности.

Решение этих задач достигается с помощью ряда аналитических действий. В их составе:

o оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг);

o рассмотрение состава внереализационных доходов, оставляемых за счет балансовой прибыли;

o определение влияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выполнение факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства;

o выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов;

o выявление резервов повышения рентабельности

Методика анализа производства и реализации продукции. Факторы изменения ее объема. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют инатуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл.

 

25. Направления детализации факторного анализа прибыли от реализации.

ФР = объем продаж– полная с\с

 

В анализе ФР от продаж имеет значение с каких методологических позиций рассчитываются эти ФР.

Позиции:

-хоз расчета( внутрипроизв-е распределение полученных ФР и Фин.ресурсов, между видами продукции с целью сохранения повышения эффективности деятельности этих подразделений)

- внутрихозяйственные особенности и финансовые интересы – коммерческий расчет – определение получаемых ФР и фин.ресурсов в целом по предприятию, величина и качество которых зависят от рыночного позиционировпния и сложившейся рыночной коньюктуры. В случае ком.расчета не принимаются во внимание порядок распределения ресурсов внутри предприятия, оценивается только внешний результат деятельности)

 

Факторы, влияющие на прибыль от продаж

1) объем продаж

2) структ.сдвиги

3) с\с

4) цены

Основная группа факторов имеет свою интерпретацию в зависимости от хоз.расчета или ком.расчета.