Задача 2. Моногибридное скрещивание, неполное доминирование

При скрещивании белых андалузских кур с черными петухами были получены цыплята с серым оперением. При скрещивании серых кур между собой было получено потомство F2. 1) Какой генотип имеют серые куры? 2) Сколько классов генотипов и фенотипов формируется в F2? 3) Какие куры F2 дадут нерасщепляющееся потомство?

Наследование окраски оперения у андалузских кур показано на рис. 2. Ход рассуждений и определения закономерностей наследования признаков аналогичны задаче 2. Поскольку из условий задачи следует, что гетерозиготы имеют промежуточную окраску, генотип родительских форм соответствует формулам: аа и АА. Скрещивание белых и черных кур дает серое потомство F1 c генотипом Аа. Гетерозиготные куры образуют два типа гамет. В результате в F2 формируется 3 класса генотипов в соотношении 1АА : 2Аа : 1аа. В отличие от предыдущего случая фенотип гомозиготных форм отличается от фенотипа гетерозиготных особей и в потомстве появляются белые, серые и черные куры в соотношении 1 : 2 : 1. Следовательно, при неполном доминировании расщепление по генотипу соответствует расщеплению по фенотипу. На рисунке также показано, что в F3 белые и черные куры дают однотипных цыплят, а при скрещивании гетерозиготных кур наблюдается снова расщепление по фенотипу в соотношении 1 : 2 : 1.

Ответы: 1) серые куры имеют генотип Аа; 2) в F2 формируется 3 кламма генотипов и 3 класса фенотипов; 3) нерасщепляющееся потомствовдадут черные и белые куры.

 

На примере этих двух задач можно сделать выводы:

1. При скрещивании гомозиготных растений (или животных) и их гибридов между собой наследование признаков подчиняется законам Менделя.

2. Фенотип гибридов F1 указывает на направление и степень доминирования генов (признаков).

3. Выщепление форм с рецессивным признаком возможно только у потомства гетерозиготных форм, в то время как гомозиготы дают стабильное потомство

 

Рис. 11. Наследование окраски оперения у андалузских кур

по типу неполного доминирования

 

.Задача 3. Анализирующее скрещивание.

В анализирующем скрещивании растений гороха с пурпурными цветками было получено 18 растений с пурпурными и 18 растений с белыми цветками. 1) Какой генотип имеет анализируемое растение? 2) Сколько типов гамет образует это растение? 3) Какая часть растений, полученных в анализирующем скрещивании, даст нерасщепляющееся потомство?

В данной задаче необходимо определить генотип родительских форм благодаря знанию особенностей анализирующего скрещивания. Поскольку по определению анализирующее скрещивание – это гибридизация с гомозиготной рецессивной формой, то генотип отцовской формы – аа, что соответствует белоцветковому фенотипу. Для определения генотипа материнской пурпурноцветковой формы необходимо вспомнить, какие результаты дает анализирующее скрещивание с доминантной гомозиготной и гетерозиготной формой:

РАА х ♂ аа РАа х ♂ аа

F1 Аа F1 Аа аа

Как видно из схемы, если растение с доминантным фенотипом гомозиготное (АА), все гибриды имеют доминантный признак; а при скрещивании с гетерозиготной формой в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1 : 1.

По условиям задачи в результате анализирующего скрещивания в потомстве наблюдалось 18 пурпурноцветковых и 18 белоцветковых форм, что соответствует расщеплению 1 : 1 и указывает на гетерозиготность материнской формы. Далее ход задачи проиллюстрирован на рис. 3. Анализируемая форма образует два типа гамет. При слиянии гамет образуются гетерозиготные пурпурноцветковые и гомозиготные белоцветковые растения. Как было показано в предыдущих примерах, стабильное потомство дают только гомозиготные растения, а гетерозиготные демонстрируют расщепление в следующих поколениях. Следовательно, нерасщепляющееся потомство дадут только 18 растений с белыми цветками.

Рис. 12. Возвратное скрещивание гибрида F1 с рецессивной

родительской формой (анализирующее скрещивание)

 

Ответы: 1) анализируемое растение имеет генотип Аа; 2) анализируемое растение образует два типа гамет; 3) в результате анализирующего скрещивания 1/2 потомства, т.е. 18 растений, будут гомозиготными и дадут нерасщепляющееся потомство.

 

Задача 4. Дигибридное скрещивание.При скрещивании сорта томатов, имеющих красные круглые плоды с растениями, имеющими желтые грушевидные плоды, были получены красноплодные гибриды с круглыми плодами. В результате самоопыления было получено 80 гибридов F2. 1) Какая часть растений F1 была дигетерозиготной? 2) Сколько типов гамет образуют растения F1? 3) Сколько классов генотипов образуют гибриды F2? 4) Какое расщепление по фенотипу наблюдается в F2? 5) Сколько растений F2 будет иметь красные грушевидные плоды?

Для решения этой задачи необходимо определить генотипы родительских форм. Обозначим гены, определяющие признак цвета плодов буквой А, а формы плодов – буквой В. Направление и степень доминирования определим по фенотипу гибридов F1. Поскольку у гибридов первого поколения проявились признаки красной окраски и круглой формы, эти признаки и соответствующие им гены проявляют полное доминирование. Обозначим гены томатов следующим образом:

А – красная окраска плодов, а – желтая окраска плодов;

В – круглая форма, в – грушевидная форма.

Скрещиваемые растения диплоидны, поэтому определим генотип материнской формы с красными круглыми плодами как ААВВ, а отцовской с желтыми грушевидными плодами – аавв. В рассматриваемом примере признаки наследуются независимо и распределение генов связано с независимым расхождением двух пар гомологичных хромосом в профазе мейоза. Для лучшего понимания материала рекомендуется аллельные гены, локализованные в разных парах хромосом, подчеркивать разными линиями, символизирующими принадлежность к разным гомологичным парам (рис. 5). При образовании гамет в мейозе в каждую гамету случайным образом распределяется по одной хромосоме из каждой пары гомологичных хромосом и по одному аллельному гену соответственно. Гомозиготные родительские формы образуют по одному типу гамет. При их слиянии образуются растения, гетерозиготные по двум парам генов, – дигетерозиготы. Растения F1 одинаковы по каждой паре признаков, т.е. проявляется
I закон Менделя.

Дигетерозиготные растения F1 образуют 22 = 4 типа гамет, при этом сочетание хромосом и генов разных пар в гаметах случайное и равновероятное. Для определения генотипов и фенотипов гибридов F2 необходимо построить решетку Пеннета. Решетка состоит из 16 (42) ячеек, появление соответствующего им генотипа равновероятно. Подсчет показывает, что при дигибридном скрещивании образуется 9 (32) генотипов. По фенотипу потомство распределяется на 4 класса в соотношении:

  9 А-В- : 3 А-вв : 3 ааВ- : 1 аавв  
красные круглые красные грушевидные желтые круглые желтые грушевидные
                       

Растения с красными грушевидными плодами имеют генотип А-вв и составляют 3/16 потомства, т.е. 15 растений.

Ответы: 1) все растения F1 дигетерозиготны; 2) гибриды первого поколения образуют 4 типа гамет; 3) в F2 образуется 9 генотипов и 4 класса фенотипов в соотношении 9 : 3 : 3 : 1; 5) в F2 появятся 15 растений с красными грушевидными плодами.

Рис. 5. Наследование признаков цвета и формы плодов у томатов