Дополнения к законам Менделя

Теоретическая часть

Контрольные вопросы:

1.Что такое ди- и полигибридный анализ?

2.Формы расщепления по генотипу и фенотипу в F2 при дигибридном скрещивании, при

тригибридном? Правило Г. Менделя определения количества и вариантов гамет.

Фенотипический радикал.

3.Третий закон Г. Менделя и его ограничения.

4.Статистический метод сравнения фактически полученного и теоретически ожидаемого

(критерий Карла Пирсона или критерий χ2). Понятие о нулевой гипотезе (гипотезе Н0).

5.Свойство χ2 области использования, правила использования.

Темы докладов/рефератов:

1. Аллельные и неаллельные взаимодействия генов.

2. Генетическое определение развития окраски шерсти у млекопитающих.

3. Исследование множественного аллелизма в природных популяциях белого клевера.

Образовательные технологии: Объяснительно-иллюстративные технологии, технология

полного усвоения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Подготовить доклад или реферат

3.Прочитать учебник:

Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,

2003. 480 с.

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

Практическая часть

 

Задача № 1

У редиса форма корнеплода наследуется по типу неполного доминирования и растения

имеют три типа корнеплода: длинный, овальный и круглый. Скрещивали растения с

длинными и круглыми корнеплодами. В F1 получили 72 растения (все с овальными

корнеплодами), в F2 – 260 растений. Определите: а) Сколько типов гамет может

образовать растение с овальным корнеплодом? б) Сколько типов гамет может образовать

растение, имеющее круглый корнеплод? в) Сколько растений F2 могут иметь овальную

форму корнеплода? г) Сколько разных фенотипов может быть у растения F2? д) Сколько

растений F2 могут иметь круглую форму корнеплода?

Задача №2

При скрещивании желтолистного растения львиного зева с зеленолистным гибридные

растения имеют золотистые листья. При самоопылении гибридов F1 выщепляется ¼

растений с зелеными, ¼ с желтыми и 2/4 с золотистыми листьями. При скрещивании

гибридов F1 с зеленолистными растениями получено 597 с золотистыми и 581 с зелеными

листьями. Объясните расщепления. Как наследуется признак? Определите генотипы

исходных растений. Что получится, если скрестить гибриды первого поколения с

желтолистным растеним?

Задача №3

При скрещивании растений львиного зева с красными пилорическими цветками с

растениями, имеющими желтые зигоморфные цветки, в первом поколении все растения

имели розовые зигоморфные цветки, а во втором: 39 с красными зигоморфными, 94 с

розовыми зигоморфными, 45 с желтыми зигоморфными, 15 с красными пилорическими,

28 с розовыми пилорическими, 13 с желтыми пилорическими. Как наследуются признаки?

Определите генотипы исходных растений. Какая часть растений F2 с красными

зигоморфными цветками будет гомозиготна по этим признакам?

 

Задача №1

При скрещивании между собой хохлатых уток утята выводятся только из ¾ яиц, а ¼

эмбрионов гибнет перед вылуплением. Среди вылупившихся утят примерно 2/3 хохлатых

и 1/3 нормальных. Каково будет потомство от скрещивания хохлатых уток с

нормальными?

Задача №2

У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии

ведет к гибели потомства. При скрещивании двух нормальных догов часть потомства

погибла. При скрещивании того же самого самца со второй самкой гибели потомков не

было. Однако при скрещивании потомков от этих двух скрещиваний опять наблюдалась

гибель щенков. Определите генотипы всех скрещиваемых особей.

Задача №3

У ячменя имеется ген, обуславливающий появление растений –альбиносов, которые

погибают в фазе всходов. Он является рецессивным по отношению к доминантному

аллелю, обуславливающему нормальное развитие хлорофилла. От скрещивания двух

гетерозиготных по данному гену растений ячменя получили 672 плодоносящих растения.

Определите: а) Сколько типов гамет может образовать гетерозиготное растение? б)

Сколько растений могли погибнуть в фазе всходов? в) Сколько плодоносящих растений

могут дать нерасщепляющееся потомство? г) При скрещивании гетерозиготного растения

с гомозиготным получили 124 растения. Сколько из них могут быть гетерозиготными? д)

Сколько растений при таком скрещивании могут иметь зеленую окраску листьев?

 

Задача № 1

Если мать имеет группу крови М, а отец N, то какие дети у них будут? (Гены M и N

кодоминантны)

Задача №2

Дедушка индивида со стороны матери имеет группу крови АВ, а все остальные его

бабушки и дедушки имеют группу крови О. Какова вероятность для данного индивида

иметь группу крови А, В, АВ и О?

Задача №3

У мышей длина хвоста определяется серией аллелей одного локуса А, а1, а2, а3.

Гомозиготные состояния доминантных аллелей вызывают гибель эмбрионов.

Гетерозиготы Аа1 имеют укороченный хвост, Аа2 –бесхвостые, а1а2, а1а3, а2а3 – нормальные. Определите вероятные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания

бесхвостых мышей с мышами, имеющими укороченный хвост.

Задача №4

Родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови можно ожидать у детей?

Задача №5

У мальчика I группа крови, а у его сестры –IV. Что можно сказать о группах крови их

родителей?

Задача №6

У кроликов гены нескольких типов окраски находятся в одних и тех же локусах и

являются видоизменениями доминантноого гена, дающего дикий (сплошной) тип окраски.

Ген дикой окраски (С) доминирует над всеми остальными окрасками. Ген шиншилловой

(сch) и гималайской (сh) доминирует над геном альбинизма (с), сch доминирует над сh.

Гетерозиготы от шиншилловой и гималайской окраски дают светло-серую окраску.

а) Селекционер скрещивал кроликов шиншилловой окраски и гималайской. Все первое

поколение было светло-серым. Полученные гибриды скрещивал между собой. При этом

было получено 99 крольчат светло-серых, 48 гималайских и 51 шиншилловых. Составьте

генотипы родителей и потомков первого и второго поколения.

вб Школьники в живом уголке скрестили кроликов дикой окраски с гималайскими и

получили 81 крольчонка. Из них 41 с окраской дикого типа, 19 гималайских и 21

альбинос. Определите генотипы родителей и крольчат.

 

Задача №1

Серповидно-клеточная анемия (изменение нормального гемоглобина А на гемоглобин S,

результате чего эритроциты принимают форму серпа) наследуется как неполностью

доминантный аутосомный признак. Заболевание у гомозигот приводит к смерти,

гетерозиготы жизнеспособны. Люди, имеющие гемоглобин S не болеют малярией.

1) Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии в семье, где один из

родителей гетерозиготен, а другой нормален в отношении этого признака.

2) Какова вероятность рождения детей, неустойчивых к малярии, в семье, где оба

родителя устойчивы к этому заболеванию?

Задача №4

У каракульских овец доминантный ген в гетерозиготном состоянии обуславливает серую

окраску меха, а в гомозиготном –летален. Рецессивный аллель этого гена обуславливает

черную окраску меха. Серые овцы были покрыты серыми же баранами. В результате

получили 72 ягненка. Определите: а) Сколько типов гамет может быть у серого барана? б)

Сколько живых ягнят могут иметь серую окраску меха? в) Сколько может быть получено

черных ягнят? г) Сколько будет живых гомозиготных ягнят? д) Сколько может быть

мертворожденных ягнят?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ рефератов.

Формы текущего контроля знаний по осваиваемым компетенциям: устный опрос, анализ

решения задач.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.