Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Генетика» относится к числу дисциплин профессионального цикла; ее программа рассчитана на студентов, прослушавших основные психологические курсы - общую психологию, дисциплины естественнонаучного и математического цикла. Для усвоения курса необходимо также иметь представление о современных концепциях естествознания и знать основные методы математической статистики.
Место в учебном плане – Цикл Б.3 Профессиональный цикл. ДВ 1.
Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплины, модули, практики).
Студент для успешного освоения дисциплины «Генетика» должен освоить основы психологии, общей биологии, физиологии человека, биологии клетки, эволюции, экологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. Т.о. «Генетика» − это дисциплина базирующаяся на знаниях и умениях приобретенных обучающимся на протяжении предшествующих лет обучения.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).
Студент должен иметь представление об основах психологии, о строении животных и человека, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания, зоопсихологии и сравнительной психологии..
Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.
Генетика − это дисциплина, подводящая итог начальной профессиональной подготовки психолога.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-2 - понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологи.
ОК-4 – использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
ПК-2 – отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций.
ПК-5 - выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
ПК-7 – прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических патологиях
ПК-8 – ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности.
ПК-14 – выбор магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.
На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: теоретический контекст генетики, ее основные понятия, ограничения генетических методов, правила организации исследований, основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию о генетических исследованиях.
Уметь: соотносить общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; при чтении литературы понимать смысл результатов генетического исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); отбирать и разрабатывать адекватные методы исследования природы индивидуальных различий.
Владеть: теоретико-методологической базой генетики; навыками работы с научной периодикой для поиска информации по интересующей теме; навыками применения генетических знаний в практической работе.