Один день из жизни редактора
8:15. Чувство неизбежности выталкивает меня из постели в сторону ванной и кухни. Тыкание кнопок чайника и микроволновки проходит на автомате, просыпаясь, обнаруживаю во рту зубную щетку. Ага, значит, я в ванной. 8:59. До выхода из дома — минута, гонки по квартире (злобное «мяу» кошки, на которую попытался сесть не проснувшийся муж: счастливый человек — он просыпается только на работе). 9:10. Опять опаздываю!!!
9:25. Метро, дежурная книжка. Уже полгода решаем, покупать машину или нет. Плюсы — возможность избежать ежедневного общения с сотнями соотечественников, минусы — здоровой ходьбы останется только 20 метров от входа в бизнес-центр до офиса и обратно, добавятся лишние полчаса пути (учитывая пробки), предастся полному забвению художественная литература (читать успеваю только в метро). 11:00. Слышится тигриный рык из-за стола дизайнера, он — единственный человек, который всегда четко следит за датами на календаре и каждое утро мне напоминает: «До выхода номера осталось X дней!». Сегодня до выхода номера осталось два дня. Статья опоздавшего журналиста не пойдет.
11:05. Журналист, готовый создать шедевр за день, найден. В принципе, они все пишут за один день, просто для моральной подготовки им нужно за месяц узнать о том, что за один день (более вероятно — в последнюю ночь) они напишут статью.
11:10. Звонок из пресс-службы крупной фабрики, о генеральном директоре которой мы готовим материал. Очередная просьба внести правки. 12:00. Звонит телефон, некий фотограф сообщает мне, что он готов показать мне свое портфо-лио. ОК, договариваемся о встрече. 12:30. Новая почта, предложение написать о молодом генеральном директоре некой петербургской компании.
13:00. Звонит пресс-секретарь фабрики и в течение 40 минут рассказывает мне об истории фабрики, экономических трудностях и политике государства. Когда мне удается вставить вопросительное слово по поводу переделанного текста, он спохватывается и говорит, что они еще раз подумали и остановились на первом варианте. Без комментариев!
14:00. Звонят с фабрики: «Мы тут еще подумали — уберите два первых абзаца из статьи, они нам не нравятся». Убираем. Статья сокращается на треть. Непечатные выражения из-за стола дизайнера.
яппи многие представители американской интеллигенции относятся либо подозрительно, либо негативно.
Таким образом, нельзя сказать, что Америка восхищается яппи. Время для безграничной эйфории прошло. Стиль и образ жизни яппи подвергаются серьезной критике и пересмотру. Молодое поколение преуспевающих людей рядовые американцы, особенно старшего поколения, обвиняют в том, что они заразили и других денежной лихорадкой, желанием преуспеть на работе любой ценой, даже ценой своего здоровья и благополучия близких людей. Городской трудоголик, положивший все и вся на жертвенный алтарь ради работы, старается вести здоровый образ жизни, но ему это не удается и вряд ли когда-либо удастся. Указывают, что яппи тщедушны, нервозны, отдавая себя работе, они быстро расцветают, но и быстро отцветают. И в демографическом, и в социальном смыслах у них короткий век. Некоторые аналитики идут дальше, утверждая, что коротким надо считать век всего поколения яппи. Биржевой крах октября 1987 г., вызванный непростительными ошибками яппи, они считают началом их конца. Многие тогда остались без работы. В Justin Herman Plaza — финансовом центре Сан-Франциско был дан благотворительный концерт «Спасем яппи» (Save the Yuppie), а народ пустил очередную шутку насчет того, что разница между пижоном и биржевым маклером из числа яппи заключается в том, что пижон все еще держит свой депозит на новый Мерседес, а у яппи уже ничего нет. Вскоре после этого слово «яппи» стало в Америке уничижительным словом48.
15:00. Святое время — обед! Без пищевой подпитки мозг выключается автоматически в течение трех часов. За обедом — ни слова о работе. Слушаю рассказ двух своих сослуживцев — молодых отцов — о воспитании детей. И с ужасом думаю, как же можно обзавестись собственными
детьми выпускающему редактору? Даже для того, чтобы родить, нужно как минимум два дня! 15:40. Корректор привозит правки. В очередной раз поражаюсь изменчивости русского языка, достаю справочники и словари, начинаю сверять правку. Результат — корректор всегда прав. 16:30. Вношу правки в макет, по ходу дела обнаруживаю не поставленную фотографию. И где она? Не пришла из фотобанка. Сегодня пятница,
короткий день, хорошо бы люди в фотобанке оказались трудоголиками! 17:00. Обожаю работать с профессионалами! Ребята из фотобанка все выслали и заверили, что они на работе до 19.00, готовы решить все наши проблемы.
18:25. Редакция пустеет. У нас впереди еще целый вечер. Можно горы свернуть. Увы, придется пожертвовать занятием по йоге. Стыдно, но внутри меня кто-то очень ленивый радостно захихикал. Физический труд — не моя сильная сторона. 19:00. Вот и начинается настоящий рабочий день! Шумная рекламная служба отбыла, журналисты думают, что меня уже нет, поэтому телефон тоже молчит. Раскладываю макет и погружаюсь в чтение.
21:00. Число вовремя перехваченных опечаток уже перевалило за десять. Каждый раз, сдавая номер в печать, чувствую, что держу в руках мину замедленного действия.
22:30. Пора домой. В глазах как будто цементовоз разгрузился, в голове — тот же цементовоз. Сокращено по источнику: Один день из жизни редактора // Яппи. Журнал молодых профессионалов (www.ype.ru).
48 Manning J. Yuppie Culture (http://eightiesclub.tripod.com).
В 1980-е гг. в США сформировалась литература для яппи — это романы, повести, рассказы и сценарии, описывающие образ и стиль жизни, моральные ценности, социальные проблемы и модели поведения молодых «профи». К их числу относят книги «Bright Lights, Big City» (1984) Джей Макинерни, «Less Than Zero» (1985) Бреет Эллис, «Diary of a Yuppie» (1986) Луиса Ауин-чиклосса, «The Bonfire of the Vanities» (1990) Тома Вульфа и др.
Таким видят яппи карикатуристы
«НОВЫЕ НОВЫЕ РУССКИЕ»
В России к яппи следует относить второе поколение «новых русских». С целью отличить его от первого поколения журналисты и ученые употребляют термин «новые новые русские». На смену бычьим шеям и крутым подбородкам, пробивших себе путь к материальному благосостоянию рэкетом и прочими видами преступной деятельности, пришли яппи, которые продвигаются благодаря высшему образованию (часто двум-трем университетам), высокой квалификации, законопослушности и примерному поведению, до-стижительной мотивации и огромной силе воли. Они тоже тяготеют к комфортной (но не вычурной, как у первого поколения) жизни и материальным удобствам, но предпочитают, чтобы надежная семья, высокооплачиваемая работа и дом в престижном месте появились у них не сразу, а постепенно, по мере осуществления их должностной карьеры — как заслуженное вознаграждение. Они не любят случайных связей, не кичатся богатством, умеренны в употреблении пищи, занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни. «Мерседесу», отличительному признаку «новых русских», значительная часть которых состояла из недоучившихся пэтэушников и дворовых мальчишек, яппи предпочитают элегантные «Аудио» (кроме них — «Шкода», «Опель», «Фольксваген» и т.п.) и строгий деловой костюм, подобранный по всем правилам хорошего вкуса.
Генерации российских яппи исторически предшествовали две социальные страты, которые по внешним признакам походили на них — «новые русские» начала 1990-х, о которых уже говорилось, и так называемые мальчики-мажоры 1980-х гг. — дети очень богатых родителей, которым те обеспечивали карман-
ные деньги, автомобиль, обучение в престижном вузе, шикарную квартиру и состоятельную невесту. «Новые русские» часто происходили из «криминальной низины» общества, а то и просто из уголовной среды. По жизни они пробивались сами и как умели, не брезговали ничем, в том числе убийством и рэкетом. Образования часто не имели либо оно было ниже средней нормы.
«Новые новые русские»49 вобрали в себя черты той и другой страты. В отличие от мажоров они живут не на папины, а на свои собственные средства — и средства немалые. В отличие от «новых русских» пробиваются вверх не кулаками и пистолетом, а интеллектом и знаниями.
Новые новые русские
По данным исследований, московским яппи от 25 до 35 лет. Классические столичные яппи — это выпускники МГИМО, экономического и юридического факультетов МГУ, Финансовой и Юридической академий и других престижных экономических вузов. Многие стажировались или учились за границей. Московские яппи — и этим они в первую очередь отличаются от своих родителей, романтичных, но неприспособленных к жизни шестидесятников — верят в себя и намерены двигаться вперед. Прежде всего они умеют искать и находить высокооплачиваемую работу — карьера в их шкале ценностей занимает первое место. Профессиональный ареал современных яппи — рекламный, биржевой, компьютерный, издательский или дизайнерский бизнес, маркетинг, журналистика, в первую очередь паблик рилейшнз. Во всем мире яппи — главным образом наемные работники среднего или высшего менеджерского звена, «обслуживающие» настоящих богачей — владельцев крупных фирм и корпораций.
Еще одна ценность яппи — семья. Представители нового поколения довольно консервативны: как правило, имеют постоянного партнера и настроены на серьезные отношения, хотя и не обязательно с матримониальной перспективой. Но главный приоритет новоиспеченных яппи — стиль жизни, вести который позволяет им зарплата. Яппи нацелены на постоянное потребление информации и новейших технологий, модных фильмов, спектаклей или книжек, качественной одежды и пищи, мебели в магазине Ikea50.
Почему-то вспоминается другой термин: Homo sapiens sapiens, в котором удвоение понадобилось для того, чтобы подчеркнуть высокий уровень интеллекта, значительно отличающий этот тип людей от человекообразных предков. Кольчик С. Как живут московские яппи // Аргументы и факты. 2000. № 34. С. 4.
Чтобы «вписываться» в категорию яппи, в Москве нужно зарабатывать как минимум 600 долл. Западные яппи получают от 80 до 130 тыс. долл. и выше. Жизнь московских «новых профессионалов», по наблюдениям С. Кольчик, характеризуется изысканным вкусом и стилем. В отличие от западных яппи они практически не делают накоплений. Джентльменский набор столичного яппи — мобильный телефон, приличный гардероб, в котором хотя бы один костюм и пара обуви должны быть известной марки, личный транспорт — не обязательно новый и дорогой, но непременно западный, а также отдельное жилье, пусть съемное: яппи стремятся чувствовать себя независимыми и стараются как можно скорее уехать от родителей.
Составляющей «кодекса чести» наших яппи является и досуг. Положено регулярно «выходить в свет» — посещать новые кинотеатры (среди московских яппи особенно популярны «Ролан», «Горизонт», «35 мм» и «Кодак-Киномир»), кофейни, суши-бары и ночные клубы. В принципе, яппи — люди интересующиеся, в том числе различной музыкой, но на публике принято признаваться в любви исключительно к джазу, а в более богемной тусовке — к блюзу и японской кухне. Распространенные развлечения помимо обсуждения перспектив зарплаты за кружкой пива или чашкой капуччи-но — боулинг и бильярд. Многие яппи, будучи трудоголиками, стараются регулярно посещать фитнес-клубы. Еще один способ расслабиться и внести остроту в рутинные рабочие будни — экстремальные виды спорта, от роликов до горных велосипедов51.
Врезка