САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА
Самооценка — это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональные стремления и противоправное поведение (рис. 40).
В самооценке ребенка отражается родительская оценка его достоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких достижений, похвал и успехов.
Низкая самооценка. Обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков, она связана с расстройствами аппетита, способствует возникновению юношеской депрессии (подавленность). Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы.
Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности. Такие подростки говорят: «Критика страшно меня обижает», «Я не могу вынести, когда надо мной смеются или
обвиняют меня, если что-то не так». В результате они стесняются и ощущают неловкость в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться.
Они стараются быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство изоляции и одиночества. Один мужчина вспоминал: «Я был так застенчив, что в первый раз назначил свидание девушке, когда мне исполнился 21 год. Невозможно описать словами, какое мучительное и отчаянное одиночество я испытывал в те годы».
Рис. 40. Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже,
чем есть на самом деле
Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими. Они все время спрашивают у друзей совета, даже в интимных вопросах, двадцать раз подумают, прежде чем что-то сделают. А то, что они делают, об этом часто жалеют. От неуверенности в себе им кажется, что можно было поступить лучше.
Неуверенные и застенчивые люди позволяют другим принимать за себя решения. Из них вырастают маменькины сынки. Даже став взрослым человеком, такой сынок во всем советуется с мамочкой. Одна женщина мне по секрету сказала: «Я уже не могу терпеть своего мужа. Как только услышу или увижу его, так перед глазами встает моя свекровь — он ее полная копия».
Однако те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.
А другие, испытывая чувство собственной незначимости, притворяются, что у них все о'кей. Они изо всех сил стараются произвести благоприятное впечатление на людей. Возможно, это и хорошо. Кому приятно видеть постную физиономию? А этот все время улыбается.
Но притворство ведет к внутреннему напряжению. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.
Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Вот такой замкнутый круг получается. Одно поддерживает и стимулирует другое.
Когда ученые стали разбираться в причинах, выяснилось буквально следующее. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы не упасть в глазах других людей, поддержать высокую репута цию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают.
Неуверенные в себе отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Они думают, что их либо вовсе нет, либо их слишком мало. Им чудится, что «никак не могут этого сделать» или что они «недостаточно способны».
Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в первом классе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха.
По результатам одного исследования оказалось, что у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших подростков выше, чем у старших, влияние «значимых других» на самооценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние «значимых других» на самооценку девушек с возрастом усиливалось, а на самооценку юношей — ослабевало. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы16.
Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Главное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная.
На самооценку подростков влияет количество и характер стоящих перед ними проблем. По результатам одного исследования учеба оказалась проблемной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены проблемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения.
Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их, от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства.
Низкая самооценка подростка необязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу,
16 Райе Ф. Указ. соч. С. 239.
может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.
Сравнение индийских, американских, австралийских и ирландских подростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки17.
У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.
Одно исследование показало, что подростки, считающие, что они «слишком маленького роста» или «слишком много весят», имеют более негативное представление о себе и низкую самооценку18.
При обследовании 2 154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уровень его самооценки. К отрицательным жизненным событиям относились смерть близкого родственника, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, проблемы на работе и в общении, изменения в семье (такие как трудности в отношениях с новым членом семьи или развод)19.
Врезка