ДЕТСКИЕ СКАЗКИ
Сказки — один из основных жанров фольклора. Она представляет эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев В. и Я. Гримм, русских — А.Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, Х.К. Андерсена, В. Га-уфа, А.С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.
Сказки могут быть волшебными и бытовыми (новеллистическими и анекдотическими), коллективными (без автора) и индивидуальными (авторскими). Характер персонажа находится в прямой зависимости от жанра сказки. В сказках о животных главные действующие лица — дикие и домашние животные; из диких животных — хитрая лиса, глупый волк, медведь-увалень, трусливый заяц; из домашних — кот, собака, петух.
Главный герой волшебных, бытовых и легендарных сказок, а также анекдотов — человек, всегда выражающий народный идеал: гуманизм, жажда социальной справедливости, нетерпимость к врагам, огромная сила воли в достижении поставленной цели. Он наделен неимоверной силой, храбростью и чудесными способностями, например, богатырь Покати-горошек или Иван-дурак.
По словам Е.М. Мелетинского, волшебная сказка — это самый демократический жанр устного словесного творчества. Герой или героиня волшебной сказки перемещаются из обыденного мира в волшебное царство. К концу истории они возвращаются к реальному миру и живут долгой и счастливой жизнью.
Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с пяти лет, ребенок идентифицирует себя преиму-
" Харре Р. Психология имени (http://dere.ru).
щественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Примерно с 5—6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого92.
Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» —
нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Например, часто в сказках главный герой оказывается на распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого — что выбрать из одежды, до жизненно важного — как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира. Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается93.
Обычно сказка не вызывает ужаса, как «страшилка» или патриотического подъема, как героический эпос. Это камерный жанр, в котором преобладает добродушный юмор. Сказка может высмеивать человеческие пороки (лень, глупость, болтливость, жадность, нерадивость, сутяжничество) и потому является нравоучительным повествованием. Однако сказочный юмор не злой и не разоблачительный, как в сатире.
92 Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1998.
93 Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) //
Пирамида-mAxima. 2002. № 2.
Американский антрополог Бетти указывает на то, что в японских народных сказках акцент делается на раскаянии и исправлении, в то время как в сказках западных — на наказании и зачастую смерти. Западные общества, похоже, значительно скорее, чем общества восточные, готовы поставить крест на человеке. В японском варианте «Красной Шапочки», например, злой волк падает на колени и слезно обещает исправиться. В западной версии волка попросту убивают94.
Значительная часть русских сказок, как и у других народов, возникла в феодальный период, а часть — в более ранний период, а потому за время своей жизни «скопила» в себе не только следы первобытной эпохи (мифологические представления, обряды и магические верования, например в существование «потустороннего мира»), но и более поздние наслоения от феодального и капиталистического периодов, связанные с сословными перегородками между людьми и их преодолением либо с приемами денежного (часто нечестного) обмена и пр. В сказках сохранились многочисленные предания-легенды о могучих людях-великанах и богатырях, что сближает некоторые из них с жанром героического эпоса.
Сказки есть у всех народов мира. В них много общего — похожие герои и сюжеты, одинаково счастливый и поучительный конец, сходная приключен-ческо-авантюрная линия повествования. Наиболее известными являются сказки о Золушке, которые в различных модификациях встречаются у многих народов мира. По пути к достижению богатства героиня получает помощь со стороны волшебников, завоевывает любовь принца и в конце истории уходит от
Врезка