ДЕТСКИЕ СКАЗКИ

Сказки — один из основных жанров фольклора. Она представляет эпичес­кое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюр­ного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев В. и Я. Гримм, русских — А.Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, Х.К. Андерсена, В. Га-уфа, А.С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.

Сказки могут быть волшебными и бытовыми (новеллистическими и анек­дотическими), коллективными (без автора) и индивидуальными (авторски­ми). Характер персонажа находится в прямой зависимости от жанра сказ­ки. В сказках о животных главные действующие лица — дикие и домашние животные; из диких животных — хитрая лиса, глупый волк, медведь-ува­лень, трусливый заяц; из домашних — кот, собака, петух.

Главный герой волшебных, бытовых и легендарных сказок, а также анек­дотов — человек, всегда выражающий народный идеал: гуманизм, жажда со­циальной справедливости, нетерпимость к врагам, огромная сила воли в до­стижении поставленной цели. Он наделен неимоверной силой, храбростью и чудесными способностями, например, богатырь Покати-горошек или Иван-дурак.

По словам Е.М. Мелетинского, волшебная сказка — это самый демокра­тический жанр устного словесного творчества. Герой или героиня волшеб­ной сказки перемещаются из обыденного мира в волшебное царство. К кон­цу истории они возвращаются к реальному миру и живут долгой и счастли­вой жизнью.

Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифи­цируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их ма­неру поведения. Начиная с пяти лет, ребенок идентифицирует себя преиму-

" Харре Р. Психология имени (http://dere.ru).

щественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдата­ми и пр. Примерно с 5—6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого92.

Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» —

нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «ска­зочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечелове­ческими нормами поведения. Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашиф­рованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый че­ловек. Жизненный выбор, любовь, от­ветственность, взаимопомощь, пре­одоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Например, часто в сказках главный герой оказывается на распутье. Ему пред­лагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жиз­ни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого — что выбрать из одежды, до жизненно важного — как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, восприни­мая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира. Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все закан­чивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испы­тания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается93.

Обычно сказка не вызывает ужаса, как «страшилка» или патриотическо­го подъема, как героический эпос. Это камерный жанр, в котором преобла­дает добродушный юмор. Сказка может высмеивать человеческие пороки (лень, глупость, болтливость, жадность, нерадивость, сутяжничество) и по­тому является нравоучительным повествованием. Однако сказочный юмор не злой и не разоблачительный, как в сатире.

92 Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1998.

93 Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) //
Пирамида-mAxima. 2002. № 2.

Американский антрополог Бетти указывает на то, что в японских народ­ных сказках акцент делается на раскаянии и исправлении, в то время как в сказках западных — на наказании и зачастую смерти. Западные общества, похоже, значительно скорее, чем общества восточные, готовы поставить крест на человеке. В японском варианте «Красной Шапочки», например, злой волк падает на колени и слезно обещает исправиться. В западной вер­сии волка попросту убивают94.

Значительная часть русских сказок, как и у других народов, возникла в феодальный период, а часть — в более ранний период, а потому за время сво­ей жизни «скопила» в себе не только следы первобытной эпохи (мифо­логические представления, обряды и магические верования, например в существование «потустороннего мира»), но и более поздние наслоения от феодального и капиталистического периодов, связанные с сословными пе­регородками между людьми и их преодолением либо с приемами денежно­го (часто нечестного) обмена и пр. В сказках сохранились многочисленные предания-легенды о могучих людях-великанах и богатырях, что сближает некоторые из них с жанром героического эпоса.

Сказки есть у всех народов мира. В них много общего — похожие герои и сюжеты, одинаково счастливый и поучительный конец, сходная приключен-ческо-авантюрная линия повествования. Наиболее известными являются сказ­ки о Золушке, которые в различных модификациях встречаются у многих на­родов мира. По пути к достижению богатства героиня получает помощь со сто­роны волшебников, завоевывает любовь принца и в конце истории уходит от

Врезка