История имени

У славян процесс имянаречения символизировал переход из состояния детства во взрослую жизнь. Детское имя давалось ребенку родителями, и оно было призвано отогнать злых духов от него (таковы, например, имена Не­зван, Нежелан, Некрас) до того момента, как он станет взрослым и сможет сам защитить себя. В Древней Руси долгое время родители называли мла­денцев «от взора и естества», т.е. от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств, при которых дети появились на свет. Так начинали жизнь на

45 Оленев М.Б. Магия имен (http://melfo.hl.ru).

земле Беляй, Чернуха, Глазко, Лобик, Миляй, Ждан, Неждан, Любим, Не­люба, Нечай, Забава, Пискун и т.д.

Все изменилось после крещения Руси в 988 г. Христианство изменило спо­соб именования русичей. Имена стали выбирать из церковных источников, привезенных из Византии. В начале своего княжения Владимир принес в жертву языческим богам двух христиан — Ивана и Федора. С принятием хри­стианства имена Иван и Федор стали необычайно популярны. По мере утвер­ждения христианства складывалась церковная ономастика (от греч. опо-mastikys — относящийся к наименованию) — набор имен, даваемых при кре­щении. Это были имена апостолов, окружавших Христа, его учеников и

последователей, людей, принявших мучения за идеалы Христа. Они люби­мы и доныне — Петр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. С тех пор в православной церкви принято при крещении присваивать имена святых, прославленных в ней и внесенных в православный «Месяцеслов». Поэтому верующий празднует не день своего рождения, а день ангела, день святого, по имени которого назван.

В начале XVII в. в Московской епархии решили сделать пересмотр всех церковных книг, сличив греческие и церковнославянские тексты. Вместе с текстами подверглись реформе и канонические имена. Правда, изменения были незначительными, к примеру вместо старого Исакий предлагалось пи­сать новое Исаакий. С конца XVII в. началось увеличение числа календарных имен, продолжавшееся до конца XIX в. Расширение сказалось на качестве: новые имена нередко появлялись вследствие ошибок, недоразумения, опеча­ток и рукописных ошибок46. Так, в календари попали имена Пастор, Сенатор, Коллег, Демократ, Либерал, Тирон, Майор, Миллион, Океан, Фрукт, Мама и др. В некоторые календари вошли известные греческие и римские имена, не имеющие никакого отношения к православным святым: Плутарх, Ливии, Менелай. От мужских имен образовались женские формы — путем неправиль­ного осмысления или добавления к именам «женских» окончаний: -а, -ия. Так появились Иванна, Инна, Мина, Пинна, Римма и др. После пересмотра ка­лендаря в XIX в. исчезли имена, у которых не было своего святого. Было ос­тавлено чуть меньше 900 мужских и около 250 женских имен (табл. 24)47.

Таблица 24 Количественная динамика канонических имен

 

Vb. 181 мужское и 11 женских имен
XI—XIII вв. 328 мужских и 43 женских имен
XVII-XIX вв. 537 мужских и 105 женских имен
1891 г. 900 мужских и около 250 женских имен
1916 г. 863 мужских и 232 женских имен
1988 г. 885 мужских и 245 женских имен
2000-2003 г. Добавлены патриархи, новомученики и др. лица из истории Древней Руси и современной России

46 Иванов АЛ. Канонические имена (http://familia.hotbox.ru).

47 Там же.

Старые русские календари, будто в насмешку над феминистками, бога­ты на мужские имена, их там записано 900, а женских — всего лишь 250. Диспропорция числа мужских и женских имен изначально объяснялась тем, что Церковь канонизировала борцов за веру, а ими были преимущественно мужчины. Только мужскими были и первые монастыри. Увеличение числа женских имен в России произошло только после 1917 г., когда были сняты церковные ограничения на состав имен.

В хитро устроенном церковном календаре некоторые имена встречались очень часто. Например, Иван — 79 раз, Анна — 18, Мария — 12. Поэтому они довольно часто встречаются и сейчас. А вот имена Виктор и Виталий стали

популярны по другой причине. С древ­них времен они считались монашески­ми, в миру их было мало, и потому в XX в. они имели успех.

Разделение канонических имен на светские и церковные формы началось после церковной реформы XVII в., а продолжалось оно вплоть до Октябрьс­кой революции 1917 г. и календарной реформы 1918г., когда церковь была отделена от государства. Дополнитель­ным толчком к иностранным заимство­ваниям послужила проводимая при Петре I европеизация России. После 1917 г. появился новый календарь имен — революционный. К примеру, отрывной календарь Северо-Западного Промбюро на 1925 г. рекомендовал та­кие имена: 7 февраля. Родился писа­тель-утопист Томас Мор. Предлагают­ся имена — Томас и Мора. 23 сентября в память о состоявшейся в этот день в 1865 г. конференции I Интернационала девочек рекомендовали называть Ин­тернами. Были в этом календаре Луна-чары, Академы, Бланкины48. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» Шари­ков взял себе имя по новому календа­рю — Полиграф Полиграфович. Иностранные заимствования начались еще до Петра I. После христиани­зации потоком потекли к нам греческие и византийские имена, успевшие пройти канонизацию. Парадоксально, но до сих пор в церковном календа­ре очень мало славянских имен, сохранившихся от языческой Руси49. В итоге в каноне оказалось только 70 русских и славянских имен, да и то приведен­ных в греческой транскрипции. Другие русские и славянские богоугодные имена — Богумил, Богумир, Богуслав, Богухвал, Богуш, Божеслав, Божетех,

48 Басова Т. Имя твое — птица в руке // Вечерний клуб, 1996 (http://imena.org).

49 СуперанскаяА.В. Имена и раскол (Пересмотр русских имен в XVII веке) // Наука и жизнь. 1991. № 1.

Божибор, Божидар, Верослав, Молибог, Мстибог и другие — не вошли в церковный канон50.

Не повезло и англичанам. После норманнского завоевания древнеанг­лийские имена, употреблявшиеся на протяжении столетий, почти полнос­тью исчезают. В списке из 800 имен присяжных в графстве Кент в 1313— 1314 гг. было лишь пять носителей древнеанглийских имен51. Влияние нор­маннского завоевания на антропонимию проявилось также в ускорении тенденции перехода прозвищ в фамилии. Третьим следствием норманнского завоевания явилась концентрация именника: пять самых популярных имен составили уже свыше 60% всех отмеченных мужских личных имен.