КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА И КОНЕЦ ОТТЕПЕЛИ
Окно, точнее выразиться, небольшая форточка, приоткрывшаяся в большой мир во время оттепели, то распахивалась, то вновь закрывалась. В 1959 г., когда победила Кубинская революция, и творческой интеллигенции дозволялось многое или почти все. Появилась мода на революционеров-романтиков, свергающих империалистические режимы. В молодежных ком-
ми парнями и девушками, и тогда можно будет воочию убедиться, что «стиляги» шахтерского городка никакой опасности для государства не представляют. Виктор был озадачен таким поворотом разговора и предложил встретиться с начальником горотделения УКГБ Землянухиным. Но на следующую встречу Денисов не пришел. Как выяснил Воронов, Евгений срочно рассчитался с работы, якобы в связи с семейными обстоятельствами, оставив в отделе кадров свою трудовую книжку, так как не отработал положенных трех лет после распределения из вуза. Через несколько лет Воронов уволился из органов КГБ и устроился учителем истории в школу. К тому времени стиляжничество само по себе прекратилось. Бывшие стиляги стали примерными тружениками и семейными людьми, с усмешкой вспоминали пестрые галстуки, носки и «роки» на рентгеновской пленке.
В 1964 г. Хрущев был снят с должности, и главой КПСС и государства стал Л.И. Брежнев. Постепенно оттепель стала заменяться «холодком», критиковался волюнтаризм Хрущева и его «глумление» над «вождем всех времен и народов» Иосифом Сталиным. Землянухин к тому времени ушел на пенсию, активно участвовал, как вете-
ран войны, в патриотическом и военном воспитании школьников и учащихся СПТУ В 1969 г. в город приехал стройный высокий майор пограничных войск — медик Евгений Денисов. Служил он на одной из погранзастав на Дальнем Востоке, показал себя достойным хирургом при оказании помощи раненым воинам в ходе советско-китайского конфликта на реке Уссури. С учетом того, что погранвойска тогда относились к Комитету госбезопасности СССР, Денисов пришел отмечать отпускное удостоверение в горотделение УКГБ, но ни Воронова, ни Землянухина там не встретил, а интересоваться ими не счел нужным. Попив водки и погуляв со своими бывшими знакомыми, он благополучно отчалил к своим родителям в Саратов. Вот вам и бывший стиляга, а затем патриот и хороший офицер-медик. Мягко выражаясь, не прав был ни Хрущев НС, ни идеологический отдел ЦК и нижестоящие структуры КПСС и ВЛКСМ, высосавшие из пальца потенциальных врагов устоев государства, так называемых «стиляг». Вроде бы простая и непритязательная история имеет глубокий смысл как для представителей контрразведывательных органов, так и обыкновенных россиян. Сокращено по источнику: Венедиктов А.Б. Рассказы старого чекиста (http://kemerovo.boom.ru).
паниях опять запели «Гренаду» и «Бригантину», молодые люди стали отращивать бороду и повесили на стену портреты своих кумиров: Фиделя Кастро и Эрнеста Хэмингуэя. Молодые прозаики осваивали телеграфный стиль Хэма. Герой стал мужественнее, проще, грубее.
В 1961 г. возводится Берлинская стена, а в 1962 г. разразился Карибский кризис. В 1963 г. в СССР началась «охота на ведьм» — гонение на формализм. Борьба с формализмом знала несколько волн — первая в 1930-е, вторая — в 1950-е, а третья в 1960-е гг. В 1950 г. в «Правде» была опубликована статья Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой критиковалось учение академика Николая Марра, относившего язык к «идеологической надстройке». После публикации статьи усилились гонения против «формалистов» в лингвистике. Знаковым событием новой волны стало знаменитое посещение Хрущевым выставки в Манеже в декабре 1962 г. И. Эренбург,
заступившийся тогда за авангардистов, подвергся разгрому в речи Л.Ф. Ильичева «Об ответственности художника перед народом» в марте 1963 г. Партия вплотную занялась искусством.
В среде неофициального искусства получили известность Э. Неизвестный, Ю. Соостер, Ю. Соболев, В. Янкилевский. За плечами Э. Неизвестного была война, Ю. Соостера — лагерь, Ю. Соболева — болезнь. Они пытались применить к живописи рационально-математические методы познания глубинной сущности явлений. Влияние их идей в художественной среде нарастало по мере популярности идей ядерной физики, генетики, кибернетики. Хрущевская «оттепель» подогревала абсолютную веру в науку.
В формализме, «безыдейности и политической слепоте» обвиняют творчество выдающегося литературоведа Михаила Бахтина и прославленную пианистку Марию Юдину. В 1960 г. последовало изгнание Юдиной из Гне-синского института за распространение модернизма и религиозных взглядов. Да и как было не выгнать? На своих концертах она выходила на бис с огромным крестом и читала стихи из «Доктора Живаго» — в то время, когда имя Пастернака было всеми заклеймено.
Присуждение Нобелевской премии Б. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго» оборачивается в 1958 г. общественным судилищем над поэтом. В 1962—64 гг. публичное осуждение публикации «Одного дня Ивана Денисовича» и обвинение молодого ленинградского поэта И. Бродского в тунеядстве. Через некоторое время оба они получат Нобелевскую премию. Оба они будут обречены на изгнание, на которое хотела обречь партийная общественность и «презренного отщепенца» Б. Пастернака.
Руками подвижников литературного подполья с конца 1950-х гг., переписанные от руки или машинописные, извлекались из «подполья» стихи М. Цветаевой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Хлебникова, М. Волошина и других, создавая первый «самиздат». В Ленинграде он связан с такими фигурами, как И. Бродский, Е. Рейн, Д. Бобышев, А. Найман, Л. Аронзон и Р. Мандельштам. В Москве возникает первый самиздатовский сборник «Синтаксис», составитель которого А. Гинзбург в конце 1960-х будет одним из родоначальников правозащитного движения. В сборник вошли стихи С. Красовиц-кого, Г Айги, С. Чудакова, В. Хромова, С. и О. Прокофьевых. Они так и не будут приняты официальной культурой. Если Е. Евтушенко, А. Вознесенский и
Б. Ахмадулина достаточно быстро опубликуют поэтические сборники, то имена авторов «Синтаксиса» украсят один из нашумевших газетных фельетонов — «Бездельники карабкаются на Парнас», состряпанный по образцу погромщиков космополитизма. В этом фельетоне промелькнет и имя молодого композитора А. Волконского, одним из первых применившего в своей симфонии законы атональной музыки после Д. Шостаковича и С. Прокофьева48.
Многое перестало печататься, экранизироваться и экспонироваться, многое запретила цензура и многое легло на полки, многие перебрались в «литературное подполье». Политические диспуты перебрались на кухню, романтика перекочевала в пространство досуга: дым костра, горы, байдарки, любовь. Подвигом стало повседневное честное исполнение обязанностей: подвиг — не стать преступником, хорошо учиться, стать образованным, культурным человеком49.
В социологии наиболее одаренные силы перекочевали в критику буржуазной теории и социологию культуры, через которые можно было еще как-то знакомиться с новинками и рассказывать о них читателю. В эмпирических исследованиях не рекомендовалось обнажать реальные проблемы, говорить о бедности или бюрократизме, поскольку материалы ложились в основу очередного партийного съезда либо постановления.
Ситуация обострилась в 1964 г. после снятия Н.С. Хрущева. Он все еще числился «западником» и где-то мог сочувствовать шестидесятникам. С этого момента обвинения в формализме могли звучать как приговор к 10 годам
Врезка
Г. Маневич Другое искусства
Читали запоем вновь открытого Достоевского, в самиздатовских переводах — Ф. Кафку и А. Камю, Т. Манна и Г Бёлля, М. Пруста и Л. Селина, К. Гам-суна и Э. Хемингуэя, Вл. Соловьева и 3. Фрейда, Ф. Ницше и Н. Бердяева, А. Платонова и М. Зощенко, В. Розанова и А. Ремизова. Так возникали союзы посвященных. Люди находили друг друга в библиотечных «курилках» Ленинки и Исторички, где в конце 50-х можно было читать книги, позднее попавшие в «спецхран». Знакомства происходили в залах Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где была открыта постоянная экспозиция французского постимпрессионизма и фовизма. Здесь достаточно определенно вырисовывались оппонирующие друг другу последователи Ван 1ога и Сезанна. Авангардисты 1960-х были слушателями Баха и Вивальди, [енделя и Телемана, многие встречались без предварительной договоренности на первых концертах клавесинной музыки, которые организовывал композитор А. Волконский в помещении концертного зала института им. Гне-синых, или на поэтических вечерах и мини-выставках, устроенных литературоведом Н.И. Харджие-
вым, современником В. Хлебникова и К. Малевича, и поэтом нового поколения постсимволизма Г Айги. Здесь впервые в камерном зале Музея В. Маяковского, по случаю того или иного юбилея, можно было увидеть работы К. Малевича, М. Матюшина, Е. lypo, В. Хлебникова, В. Маяковского, Н. юнчаровой, М. Ларионова, В. Чекрыгина. Культурная жизнь московской подпольной элиты носила сугубо домашний, говоря языком начала
века, «салонный» характер, если комнаты часто довольно просторных арбатских коммуналок возможно именовать подобным образом. Эпитет «салонный» здесь звучит как антитеза «официальной». Ее представители как бы не рассчитывали быть увиденными или услышанными в массовых аудиториях, разве что в студенческих клубах или общежитиях. Поэты читали стихи в кругу своих друзей или единомышленников, а выставки художников просто устра-
См.: Маневич Г. Художник и время, или Московское «подполье» 60-х //Другое искусство. Москва 1956-76. М., 1991. 49 Айзерман Л. Всегда ли в жизни есть место подвигу // Юность. 1967. № 8.
заключения. В 1965 г. арестовали Ю. Даниэля и А. Синявского. Шестидесятников почти перестали печатать, активизировалась деятельность самиздата. Их стихи и проза передавались в машинописных экземплярах из рук в руки. В это время бардовская песня, не требующая особых приспособлений и больших эстрад, становится чуть ли не самым массовым видом творчества, распространяемым на магнитофонных катушках. Поэзия уходит с эстрады на кухню, в подворотню, на туристский привал. Там хэмингуэевский стиль сливается с блатным —возникает феномен В. Высоцкого50. Революционный пафос и романтика уступают место сатире и самоиронии. Начинается так называемая «внутренняя эмиграция» и самоцензура. Все чаще герои уходят в другие времена и в другое пространство, возрастает доля научно-фантастической литературы, популярными становятся исторические романы.
В 1968 г. новый генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев вводит советские танки в Прагу. Для шестидесятников это — трагедия. Они оказываются перед последней чертой. После нее можно либо сломаться и писать то, что нужно властям, либо не идти на компромисс и эмигрировать. Третий путь — остаться в стране и пытаться бороться за права человека. Так возникли три типа реакции на культурную травму (выражение П. Штомпки).
Культурная травма — шок от резкого изменения ценностно-нормативных и семантических систем (ролей, правил, символов, значений). Культурная травма считается наиболее опасной и труднопреодолимой.
ивались на квартирах, порою даже в комнатах раз- художник Н. Вечтомов; художники В. Немухин и его
мером не более десяти метров. Круг устроителей жена Лидия Мастеркова, а также поэты — И. Хо-
подобных выставок был достаточно узкий и пресле- лин, Г Сапгир, В. Некрасов. Последние считали
довал исключительно меценатские и просветитель- себя учениками Е.Л. Кропивницкого. Их искусст-
ские цели. Пионерами этой деятельности были поэт- во — оппозиция искусству социалистического ре-
переводчик В. Бугаевский, композитор А. Волкон- ализма. Ночной, заснеженный, экспрессивный мир
ский, пианист С. Рихтер, литературовед Л. Пинский. бараков, помоек и голодных котов О. Рабина, как
Среди бескорыстных любителей искусства появи- и лаконичные «танки» И. Холина, рожденные на
лась фигура первого профессионального коллекци- грани романтики и гротеска, создавали некий се-
онера Г Костаки — обладателя работ М. Шагала и риал социально-безнадежного выживания.
В. Кандинского, слава которых возвращалась с За- С одной стороны, Лианозово было центром ост-
пада на их родину. Грек, рожденный в России, состо- рой социальной критики действительности, с
явший на службе в канадском посольстве, оказал- другой — формально-авангардного мышления,
ся одним из первых собирателей и покупателей ра- Ничего страшнее и позорнее в ту пору не было,
бот нового искусства. Позднее появляются и другие, чем понятие «абстракционизм»,
более молодые собиратели: Е. Нутович, А. Глезер, Параллельно в салоне режиссера А. Румнева и
Л. Талочкин.Так возникла странная художественная искусствоведа И. Цирлина появляются работы ху-
жизнь, своей самодостаточностью и полнотой напо- дожников более младшего поколения — А. Звере-
минающая средневековое натуральное хозяйство. ва, М. Кулакова, Д. Плавинского, А. Харитонова.
Одной из самых ранних родственно-дружеских Они вдохнули в атмосферу художественной Мос-
объединений было Лианозово — подмосковная квы воздух парижских мансард. Дух Монпарнаса
станция по Савеловской железной дороге, где жил и Мулен Ружа впитали в себя арбатские подва-
в одноэтажном послевоенном бараке со своей лы и подворотни.
семьей один из идейных вдохновителей, а позднее А. Зверев и Д. Плавинский поражали своими рабо-
лидер московского «подполья» Оскар Рабин. В тами не только московскую элиту, но и иностранных
группу входили: поэт и художник Е.Л. Кропивниц- ценителей — от Сикейроса и Марковича до Сартра,
кий и художник О.А. Потапова — родители жены Сокращено по источнику: Маневич ГХудожник и
Оскара Валентины; Л. Кропивницкий — художник, время, или Московское «подполье» 60-х // Другое
ее брат; Оскар Рабин и его старый приятель — искусство. Москва 1956-76. М., 1991.
50 Торунова Г.М. Мифология шестидесятников (http://netrover.narod.ru).
Часть шестидесятников превращается в диссидентов и оказывается в тюрьме, в «психушке», а потом — за границей; часть уходит в культурное подполье и осваивает эзопов язык; часть пытается найти общий язык с властью и платит дорогую цену — теряет самобытность и любовь поклонников. Многие отправляют на Запад свои произведения — для публикации, затем уезжают сами.
Культурная травма — шок от резкого изменения системы ценностей, норм, ролей, правил, символов
Не удивительно, что лучшие произведения писателей 1960-х, такие как «Верный Руслан» Г. Владимова, «Чонкин» В. Войновича, не говоря о романах А. Солженицына, романе В. Максимова «Семь дней творенья», «Колымских рассказах» В. Шаламова, как и лучшая мемуарная литература тех лет — книги Надежды Мандельштам и Евгении Гинзбург, оказались изданными за границей.
И для них нет альтернативы: печататься за рубежом, значит быть прочитанным небольшим кругом русскоязычной диаспоры и навсегда захл в одноэтажном послевоенном бараке со своей лы и подворотни.
семьей один из идейных вдохновителей, а позднее А. Зверев и Д. Плавинский поражали своими рабо-
лидер московского «подполья» Оскар Рабин. В тами не только московскую элиту, но и иностранных
группу входили: поэт и художник Е.Л. Кропивниц- ценителей — от Сикейроса и Марковича до Сартра,
кий и художник О.А. Потапова — родители жены Сокращено по источнику: Маневич ГХудожник и
Оскара Валентины; Л. Кропивницкий — художник, время, или Московское «подполье» 60-х // Другое
ее брат; Оскар Рабин и его старый приятель — искусство. Москва 1956-76. М., 1991.
50 Торунова Г.М. Мифология шестидесятников (http://netrover.narod.ru).
Часть шестидесятников превращается в диссидентов и оказывается в тюрьме, в «психушке», а потом — за границей; часть уходит в культурное подполье и осваивает эзопов язык; часть пытается найти общий язык с властью и платит дорогую цену — теряет самобытность и любовь поклонников. Многие отправляют на Запад свои произведения — для публикации, затем уезжают сами.
Культурная травма — шок от резкого изменения системы ценностей, норм, ролей, правил, символов
Не удивительно, что лучшие произведения писателей 1960-х, такие как «Верный Руслан» Г. Владимова, «Чонкин» В. Войновича, не говоря о романах А. Солженицына, романе В. Максимова «Семь дней творенья», «Колымских рассказах» В. Шаламова, как и лучшая мемуарная литература тех лет — книги Надежды Мандельштам и Евгении Гинзбург, оказались изданными за границей.
И для них нет альтернативы: печататься за рубежом, значит быть прочитанным небольшим кругом русскоязычной диаспоры и навсегда захлопнуть двери для возвращения в страну, где тебя жаждет услышать миллионная аудитория. Для некоторых эмиграция явилась вынужденной мерой, на которое пошло правительство, не желая ввязываться в политические скандалы и портить лицо перед западной общественностью. В. Буковский и А. Солженицын — яркие тому примеры.
К внутренней эмиграции можно отнести уход от активной общественной жизни, почти полный разрыв культурных связей с официальной средой и создание собственного социума, который совершили в 1960-е гг. советские хиппи.
Хрущевская «оттепель» длилась всего десятилетие, с перманентным подмораживанием всех сторон общественной жизни — от кровавой трагедии Венгрии 1956 г. до фарсового посещения Н.С. Хрущевым Манежа в 1962 г. Это была эпоха компромиссов и полуправды, послаблений и преследований, героизма и малодушия.
Эпоха реформ Хрущева и знаменитая оттепель (1953—1964) закончилась. На смену ей спешили период застоя (1965—1985) и перестройка (1985— 1991).