ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ К МОЛОДЕЖИ

Какими только ругательными словами не называли юные поколения всех времен и народов: бунтари, маргиналы, интеллектуалы, хиппи, панки, яппи. иксеры...Суть многочисленных наименований одна: перебесятся и успоко­ятся. Как ни странно, так оно обычно и выходит.

Молодежь ругали во все исторические эпохи. Как только появилась пись­менность у древних египтян, сразу же в числе чуть не первых памятников

человеческой мысли до нас дошли фрагменты, прежде всего наставления молодежи, где слышатся не только се­ тования, но и открытое недовольство молодежью: мол, не та она, что в прежние времена. И это говорилось 4-5 ты­сячелетий назад.

Если вы заглянете в древнеегипетские манускрипты, то с удивлением обнаружите, как 5 тыс. лет назад старики ворчали на молодежь.

Самый мудрый из древних греков — философ Сократ (470—399 гг. до н.э.) — весьма недружелюбно отзывался о молодежи: «Они (подростки) се­годня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к ав­торитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и по­стоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...»

Недоволен молодыми был и великий поэт древности Гесиод, живший в VIII в. до н.э.: «Я не питаю особых надежд по поводу будущего вашего наро­да, когда он так зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся ваша молодежь безрассудна сверх всякой меры... Когда я был мальчиком, нас учи­ли почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений».

Прошло 3 тыс. лет, но уже современная литература, созданная в XIX в., наполнена сетованиями о непослушной и распущенной молодежи. У. Бер-тон в 1863 г. писал: «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух...»19

В английской литературе, начиная со Средних веков и заканчивая совре­менным периодом, юность описывается как бурное время страстей и край­ностей.

Великий английский поэт Джефри Чосер (1340-1400) изображает юность легкомысленной, озабоченной любовью и глупыми развлечениями, одержи­мой похотью и чувственностью, но также живой и полной сил.

В творчестве великого драматурга В. Шекспира (1564-1616) юность так­же характеризовалась страстью и чувственностью и рассматривалась как время крайностей и избытка сил. Выдающийся английский поэт и полити­ческий деятель Джон Мильтон (1608-1674) воспринимал этот возраст бо­лее положительно: как период радости, веселья и развития интеллекта.

19 Цит по: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 21.

Уже писатель Чарльз Диккенс (1812—1870), создавший знаменитого «Оливера Твиста», описывал подростков как беспомощных несмышлены­шей, подвергающихся издевательствам со стороны взрослых, беспощадно эксплуатируемых жестоким и холодным миром индустриальной Англии для ее экономического процветания.

Молодежь ругали во все исторические эпохи

Каждое новое поколение ищет линии размежевания от предыдущего поколения, и параллельно с установлением границ между поколениями происходит процесс поиска идей консолидации, формирующих образ дан­ного поколения. Такое стремление поколений к обособлению и провозгла­шению собственных ценностей приводит к обострению конфликта «отцов и детей».

Историческое и общественное время, по мнению социолога Л .А. Гордо­на, меняется не от года к году, а от поколения к поколению. Они несут раз­ные ценности, взгляды, мотивы поведения. Жизнь в обществе была бы иной, если бы не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Но у живот­ных именно так и происходит: им неведомо понятие бабушек и дедушек.

У каждого поколения (возрастной группы) свои предпочтения, привыч­ки и вкусы, в том числе музыкальные. Старики любят и с удовольствием исполняют песни, которые вряд ли по вкусу молодым. У людей среднего возраста и молодежи свои музыкальные пристрастия.

Современная молодежь имеет совершенно другой уровень жизни, чем имело старшее поколение. Уровень жизни не может не отражаться на ми­ровоззрении людей: возникают другие желания и устремления, а, следова­тельно, нормы и ценности. Появился новый тип человека — образованный, активный, рассчитывающий только на себя (а не на государство), стремя­щийся стать богатым любой ценой. Такой «герой нашего времени» вызыва-

ет неприятие со стороны старшего поколения, чьим идеалом был человек тоже активный, но активность его была направлена на благо государства, небогатый, так как все должны были быть равны, скромный, не выделяю­щийся из общей массы и т.д. Непонимание приводит зачастую к открытому противостоянию и конфликтам.

Отношения между поколениями формируется на двух уровнях — в обще­стве и семье. В первом случае они могут разделяться не только возрастны­ми, но и социальными барьерами, консолидируясь каждое в своих органи­зациях, клубах, кругах общения, во втором случае все поколения сосуществу­ют на одном жизненном пространстве, связаны родственными узами и вынуждены находить общий язык и формы взаимодействия. Так, в одной се­мье деду может быть 80 лет, отцу — 60 лет, внуку — 35 лет, а правнуку — 10 лет, тогда как в другой семье поколения могут распределяться в других воз­растных диапазонах, скажем 55, 30 и 5 лет.

Судьба как бы издевается над нами — дает максимум физических сил, здоровья, желаний все на свете изменить, переделать, перекроить в тот пе­риод жизни, когда мы не ценим ни здоровья, ни сил, когда мы не знаем, как и что надо менять и перекраивать. Все мы, будучи молодыми, вперед не за­глядывали: веселились, прожигали жизнь, тратили годы на пустяки и заба­вы. Это сейчас мы убелены сединами и ворчим на молодежь. Сегодня мы не по годам мудры и стараемся, чтобы хотя бы наши дети не совершали тех ошибок, которые успели понаделать мы взрослые.

Но поверьте, начни жизнь сызнова, родись мы второй раз, и все заверте­лось бы как прежде. У жизни свои объективные законы. И никому нарушить их не дано. Что отмерено юности, то не дано старости. Старшее поколение ворчало на молодежь всегда.

Очень часто молодежь натыкается на недовольные взгляды старших. Тол­пятся ли подростки на лестничной клетке, распивают спиртное в подъезде

Врезка