ПОДРОСТКОВАЯ КУЛЬТУРА

Необходимо различать подростковое общество и подростковую культу­ру. Общество подростков — это структурная организация подгрупп в соци­альной системе подростков. Подростковая культура — это совокупность способов жизни подростков. Термин «подростковое общество» относится к взаимоотношениям подростков внутри их социальной системы; под «культурой» подразумеваются способы их мышления, поведения и образ жизни.

Общество подростков не является единой, всеобъемлющей, монолитной структурой, включающей в себя всех молодых людей. Известно множество подростковых обществ, различающихся по возрасту, полу, материальной обеспеченности, национальному составу участников.

Общества подростков можно разделить на формальные (в основном школьные) и неформальные (внешкольные) группы. Большинство школь­ных групп формируются учащимися одной параллели (курса), т.е. состоят из ровесников.

Многие сообщества существуют, как правило, очень недолго, всего не­сколько лет, нигде не зарегистрированы, у них нет устава и формальных органов власти, поэтому их именуют неформальными. Примером служат компании по месту жительства.

Другие зарегистрированы, созданы при участии взрослых людей ради вы­полнения какой-то важной общественной цели, имеют устав и вписаны в структуру каких-нибудь учреждений или организаций. Их называют фор-

9 Артемова О.Ю. Указ. соч. С. 34-36.

мольными обществами. Например, школьный класс или комсомольская организация, клубы болельщиков или спортивные клубы, спортивные сек­ции, театральные и предметные кружки. Большинство подростковых объе­динений имеют в основном местный характер.

К формальным подростковым обществам относятся в основном группы учащихся одного класса или школы. В таких обществах связи между свер­стниками определяются тем, посещают ли подростки школу (и если посе­щают — то какую). Закончив школу, они остаются патриотами местной школы или класса. Местный (школьный, классный) патриотизм особенно

сильно проявляется и развивается в межшкольных и межклассных сорев­нованиях (олимпиадах), на которых подростки активно «болеют» за своих. У двух школьных друзей может быть много общего — в том числе религия, профессия и образование отцов, инте­ресный для обоих досуг, школьные оцен­ки и прочее, но гораздо чаще их объеди­няет именно один и тот же класс.

Формальная структура школы, чле­ном которой является ученик, включает в себя администрацию школы, препо­давателей, учебные предметы, класс­ные комнаты, оценки и правила. Уча­щиеся заботятся о достижении интел­лектуальных целей, получении знаний, достижениях и о том, чтобы попасть в список лучших учеников. В этой систе­ме учащиеся старших классов стоят выше новичков, а хорошие ученики — выше «двоечников».

Хотя в системе неформальных или товарищеских отношений отличники могут пользоваться низким авторите­том. Их обзывают «батанами», «зануда­ми», «очкариками», «книжными червя­ми», зубрилами. Причина кроется в том, что в неформальные сообщества входят в основном хорошисты и троечники, которые не сделали карьеры в формальной структуре школы. Их не награждают грамотами и они не полу­чают признания учителей и администрации. Таким образом, в двух системах — формальной и неформальной — разные критерии оценки людей и разные люди пользуются признанием.

Подростковая культура. Некоторые взрослые считают, что у подростков существует своя собственная культура, а другие думают, что подростковая культура — отражение культуры взрослых. На самом деле правы и те и другие. Подростки создают культуру со своим собственным языком, модой и, что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от ценностей взрослых. Она пользуется одобрением среди ровесников, но не взрослых.

Субкультура подростков — совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих подростков. Согласно А. Тарасову, атрибуты молодежно-подростковой субкультуры — субъязык (жаргон), сис­тема опознавательных знаков («фенечки», одежда, прическа), понятная только «своим» музыка, исключительно «свои» танцы, непонятные «чужим» развле­чения, специфическая, оппозиционная «официальной взрослой культуре» философия (идеология), сверхценность «своих» групп (объединений), соб­ственная этика, не говоря уже о таких вещах, как обряды инициации10. Автор полагает, что предпочтение частью молодежи того или иного места для про­ведения досуга не может служить осно­ванием для изобретения субкультуры. Иначе получается, что те, кто ходит в театры, — это «субкультура» (видимо, «субкультура театралов»); на выстав­ки — тоже «субкультура» («вернисажники»). По расчетам А.Н. Тарасова, в нынешней России существует до 80 различных молодежных и юношеско-подростковых субкультур.