Человек как человек (от 0 до 20 лет)

Первые 20 лет — детство, отрочество и юность — самые счастливые в человеческой жизни. Ребенку, которого кормит грудью мать и защищает от внешних угроз отец, незнакомо страдание, в возрасте до трех лет он ничего не боится и ни о чем думает. Возможно поэтому, как утверждают психоло­ги, человек не запоминает ничего из того, что происходило с ним в первые несколько лет. Опекаемый любящими родителями, маленький человечек как бы обитаем в эдемском саду. Точно так же Адам и Ева жили в раю до своего изгнания. Все заботы и беспокойство о его судьбе взваливают на свои пле­чи добрые родители.

Не убавляется родительских забот и в следующие три года, когда они за­нимаются нравственным воспитанием своего чада. В это время они пыта­ются сформировать у ребенка многие прекрасные достоинства: способ­ность любить, ответственно относиться к своим обязанностям, развивают творческое начало, поощряют стремления к познанию, поощряют уваже­ние к людям.

Поведение детей заметно меняется после достижения ими шестилетне­го возраста. Раньше ребенок, проводивший большую часть времени дома около мамы, во всем подражал взрослым: строил дома из кубиков или ра­зыгрывал социальные сценки со своими куклами и плюшевыми зверятами.

РД

Многие дети посещают ясли и детский садик, вырабатывая навыки социаль­ного общения.

Начиная с семи лет ребенок большую часть дня проводит в школе. Он начинает активно контактировать с внешним миром и другими людьми, а с родителями порой спорит или возражает им. Кончился период подражания, начинается время возражений.

Настоящие тревоги, стрессы и заботы возникают в подростковом возра­сте, а затем в юности. Бунт детей против родителей, борьба за независимость, формирование своего «Я», утверждение своей самостоятельности обозначает окончание «колониального времени» и начало «парада суверенитетов». Вместе с ним за полную независимость от взрослых борются еще тысячи таких же подростков, многие из которых становятся его верными друзьями либо партнерами по играм, шалостям и развлечениям.

Первые 20 лет детство, отрочество, юность — самые счастливые в человеческой жизни

На смену родителям как социальному эталону приходят эстрадные звез­ды и футбольные кумиры, которые влекут подростков за собой, превращая их в своих преданных фанатов. Группировки, тусовки, разборки, драки ста­новятся для многих основной формой проявления формирующейся муску-линности. Подростки заявляют о своей исключительности не научными открытиями и творческими прозрениями, а тем, что им легко доступно — модной одеждой, экстравагантной прической, вызывающим поведением.

Так человек поднимается еще на одну ступеньку своего жизненного цикла и покидает счастливый Эдем. Он многое уже познал, с чем-то лишь позна­комился, что-то увидел, попробовал, испытал, но весьма мало что осмыс­лил или до конца понял. Таким «незавершенным жизненным проектом» подросток ступает на порог взрослой жизни.

В 16—17 лет человек заканчивает обучение в средней школе, поступает в высшее учебное заведение, идет трудиться на производство либо его призы-

вают в армию. Не за горами отведенные ему сроки на «человеческое суще­ствование» — первые 20 лет жизни. Как он провел их? Он многое брал от жизни, не успев ничего дать ей взамен. Около трети среднестатистической продолжительности жизни (70 лет) уходит на учебу и подготовку к предсто­ящей жизни. Сама жизнь начнется позже — в следующий двадцатилетний отрезок жизни, отведенный человеку согласно притче.

Итак, в детстве и отрочестве человек живет за счет общества, ничего не производит, но многое потребляет. Зат­раченные на его воспитание и обучение средства он покрывает к 35—40 го­дам, становясь в этот период жизни главным производителем общества — он работает как лошадь.