Функциональная структура
управления— организация управления, когда каждый орган управления или исполнитель специализируются на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).
Функционирование— поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность, качественную определенность, сущностные характеристики системы.
Функция— 1) вид деятельности; обязанности; 2)внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (деятельность, обязанность, работа); 3) определенный вид управленческой деятельности, объективно необходимой- для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.
Характеристика— систематизированное изложение наиболее важных, отличительных свойств и качеств личности или коллектива.
Целеполагание— этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.
Цель— мысленное, идеальное предвосхищение результата деятель-
ности и путей его достижения с помощью определенных средств.
Цель менеджмента— желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы, которое должно быть достигнуто.
Цель управления— идеальное описание будущего желательного состояния объекта управления.
Ценность— понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидуумов определенных явлений действительности.
Ценность информации— критерий оценки значимости информации, полученной субъектом информации. Человеческий капитал— экономическая категория, выражающая отношения людей к вложениям в формирование способностей к труду и их фактическому использованию.
Шум информационный— информация, которая не имеет прямого отношения к процессам управления.
Эвристический труд— вид трудовой деятельности, предметом которой являются психологические механизмы решения различных задач и проблемных ситуаций.
Экономические методы управления— совокупность способов воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников действовать в направлении цели и добиваться решения поставленных перед ними задач.
Экономические способы мотивации— способы воздействия на людей, в основе которых — экономические отношения и интересы. Система этих способов опирается на финансы, прибыль, кредит, заработную плату и т.п.
Элемент— часть системы, которая рассматривается без дальнейшего членения, как единое целое.
Элементы структуры управления организацией— отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления.
Этап процесса управления— отрезок времени, характеризующий качественные изменения в процессе
управления, который состоит из четырех этапов; целеполагания; определения ситуации; распознавания проблемы; принятия и осуществления управленческого решения.
Этап разработки решения— завершающая часть процесса управления, в которой происходит определение вариантов действия, выбор лучшего варианта, формулировка задания, организационно-практическая работа по реализации этого задания.
Этапы управленческого контроля— определение параметров контроля (нормы, нормативы, стандарты); создание модели управления (потоки ресурсов и информации, места образования промежуточных и конечных результатов); измерение и оценка ситуации (целевые наблюдения, оперативные сообщения, статистическая, управленческая и бухгалтерская информация); корректировка процессов; модификация целей (пересмотр планов, перераспределение заданий и ресурсов, совершенствование технологий и методов управления, устранение причин отклонений).
Эффективность— соответствие результатов общественно полезной деятельности поставленным задачам. Эффективность антикризисного управления— степень достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.
Эффективность делового совещания— степень результативности выполнения принятых на совещании решений или рекомендаций.
Эффективность решения— результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. Различают экономическую, социальную, организационную, политическую и этическую эффективность управленческого решения.
Эффективность управления— результативность управления, характеризующаяся степенью использования ресурсов, предназначенных для достижения цели.
ТЕСТЫ
Проанализируйте ответы, сделайте выбор наилучших ответов, обоснуйте выбор, обсудите позиции.
1. Какая школа менеджмента является наиболее эффективной в современных условиях развития экономики? Почему?
Школы:
а) научного управления;
б) административного менеджмента;
в) человеческих отношений;
г) системного подхода;
д) ситуационного подхода.