Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы

Тема 9. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным

К лишению свободы (2 часа)

1. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы.

2. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы.

  1. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  2. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы.
  3. Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах.
  4. Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, утвержденный Приказом Минюста России от 9 августа 2011 г. (доклад).

Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы

Обеспечению режима отбывания наказания служит применение к осужденным мер поощрения и взыскания, которые стимулируют их положительное поведение, предостерегают их от нарушений установленного в ИУ порядка.

Как указывается в ст. 113 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения:

- благодарность;

- награждение подарком;

- денежная премия;

- разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;

- предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;

- разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;

- увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в ИК и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца[1];

- досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

- разрешение на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней – для осужденных, отбывающим наказание в колониях-поселениях;

- замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия определенной части срока наказания.

Для применения поощрений достаточно одного из этих оснований. Поощрение может быть применено и за какие-то иные социально полезные действия осужденного. Закон не определяет содержание оценочных понятий «хорошее», «добросовестное», «активное», их определение в каждом конкретном случае относится к компетенции правоприменителя (начальника). Именно начальник учреждения решает, следует ли применять норму и какую конкретную меру поощрения применить[2]. Необходимо отметить, что это может порождать субъективизм в применении мер поощрения. Осужденный не вправе требовать ни самого поощрения, ни выбирать его меру.

Ранее в ч. 3 ст. 113 УИК РФ закреплялось правило, в соответствии с которым к положительно характеризующимся осужденным могли применяться меры, предусмотренные ч. 2 ст. 78 УИК РФ (перевод из одного ИУ В другое) и ст. 87 УИК РФ (изменение условий отбывания наказания осужденными). В настоящее время эти нормы утратили силу. Действительно, в этих статьях содержатся поощрительные нормы, предусматривающие возможность улучшения положения осужденного как в пределах ИУ, так и путем перевода в другое учреждение с более мягким видом режима. В этих нормах реализуется принцип изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения (принцип дифференциации исполнения наказания). Но следует различать понятия «поощрительная норма (институт)» и «мера поощрения». Между персоналом ИУ осужденными устанавливаются отношения подчинения. Меры поощрения, как принято считать, не изменяют правового положения осужденного, они являются мерами дисциплинарного воздействия, их может применять (в полном объеме) только начальник ИУ. Перевод же из одних условий в другие производится по решению комиссии ИУ (ч. 3 ст. 87 УИК РФ), а перевод в ИУ другого вида – по решению суда (ч. 5 ст. 78 УИК РФ)[3].

Положения ч. 5 рассматриваемой статьи к настоящему времени также утратили силу. В ней указывалось, что в отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Однако просить о помиловании – конституционное право осужденного, именно осужденный, причем не только положительно характеризующийся, может обращаться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. Кроме того, помилование вообще не является поощрительным институтом, это институт государственного прощения.

Следует подчеркнуть, что не является мерой поощрения и поощрительный институт замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 4 ст. 113 УИК РФ). Замена наказания есть одно из оснований освобождения от отбывания наказания, а не мера дисциплинарного воздействия. Право ходатайствовать перед судом о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания принадлежит самому осужденному. Поэтому и ч. 4 комментируемой статьи целесообразно было бы исключить, как это было сделано в отношении УДО[4].