Направления социологической деятельности в сфере управления человеческими ресурсами
При социологическом подходе к управлению человеческими ресурсами в центре внимания практически всегда оказываются представления о социальном порядке и социальной организации и тесно связанные с ними понятия «социальный институт» и «институционализация» [Вебер, 1990; Гидденс, 1999; Парсонс, 2000; Луман, 1994; Современная социальная теория, 1995]. Именно рассмотрение человека или социальной общности в контексте институциональных требований принципиально отличает собственно социологический ракурс взгляда на социальный объект от взгляда психолога и экономиста.
Соотнесение задач, вытекающих из базовых подсистем социальной организации (формальная и неформальная организация) в сочетании с различными ракурсами социальной регуляции (межорганизационное пространство, внутриорганизационное пространство, индивид), позволяют выделить возможные направления социологической деятельности в деловой организации, не пересекающиеся с направлениями других служб.
Такими направлениями являются[10]:
1) сканирование рынка труда (анализ рынка труда);
2) кадровый маркетинг;
3) разработка кадровой стратегии;
4) организационное проектирование и реконструкция;
5) разработка методов подбора, расстановки и продвижения кадров;
6) формирование организационного ядра;
7) изучение методов оценки персонала;
8) формирование и изменение состава трудовых коллективов;
9) формирование управленческих команд и командных методов работы;
10) изучение методов стимулирования и мотивации работников;
11) профессиональная адаптация работников;
12) планирование и управление карьерой;
13) развитие персонала организации;
14) формирование корпоративной культуры;
15) реализация программ идентификации работника с организацией;
16) социальная адаптация работников;
17) создание условий для формирования социальной мобильности в организации;
18) поддержание оптимального уровня текучести кадров;
19) разрешение организационных и социальных конфликтов и снятие социальных напряжений;
20) создание системы эффективных деловых коммуникаций.
Отмеченные направления социологической деятельности позволяет идентифицировать прикладную деятельность социолога в организации с деятельностью менеджера в сфере управления человеческими ресурсами, точнее определить сферы деятельности в рамках этого направления менеджерской деятельности, четко различать средства и методы, используемые в управлении человеческими ресурсами и в работе по управлению персоналом.