Существующие представления о содержании термина «управление человеческими ресурсами». Признаки управления человеческими ресурсами

Академия социального управления

 

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине: «Социология управления»

 

Тема 21. Управление человеческими ресурсами

 

Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.

 

Москва - 2011

 

Тема 21. Управление человеческими ресурсами

Вопросы темы:

1. Существующие представления о содержании термина «управление человеческими ресурсами».Признаки управления человеческими ресурсами

2. Стратегическая направленность управления человеческими ресурсами на развитие человека

3. Субъект и объект управления человеческими ресурсами в организации.

4. Политика, содержание и методы работы в сфере управления человеческими ресурсами

5. Направления социологической деятельности в сфере управления человеческими ресурсами

6. Технологии и методы управления человеческими ресурсами

 

В предыдущих темах мы уже рассматривали многие вопросы, связанные с управлением людьми и отношениями между ними. Необходимость выделения особой темы в нашем курсе «Управление человеческими ресурсами» обусловлено рядом обстоятельств:

1) признание большинством отечественных и зарубежных специалистов факта возрастания роли человеческого фактора и рассмотрение его в качестве одного из ведущих, определяющих эффективность и конкурентоспособность современной организации, рассмотрение человеческого компонента организации не только в качестве объекта управления, но как наиболее ценного и дефицитного ресурса, необходимого для успешного функционирования и развития организации;

2) уже состоявшееся введение, закрепление и легитимизация термина «Human Resource Management» (HRM) или примерно соответствующего ему термина «управление человеческими ресурсами» (УЧР) сначала в зарубежной, а затем и отечественной научной литературе;

3) повсеместно декларируемое признание авторитетами в системе управленческих наук необходимости выделения «управления человеческими ресурсами» в особую сферу управленческой деятельности;

3) неразделённость в учебной и научной литературе двух созвучных, но различных по смыслу терминов – «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами»;

4) в незавершённости формирования той сферы профессиональной управленческой деятельности, которая связана с деятельностью по активизации, развитию и рациональному использованию человеческих ресурсов в различных организациях;

5) осознание многими управленцами высшего звена необходимости профессионализации этой сферы.

 

Существующие представления о содержании термина «управление человеческими ресурсами». Признаки управления человеческими ресурсами

Сложность изучения данной темы начинается с того, чтотрактовка содержания термина «управление человеческими ресурсами» (УЧР) варьируется не только у отдельных исследователей, но и в разных регионах мира. Так, содержание термина «менеджмент в сфере УЧР» в литературе США существенно отличается от его трактовки в Западной Европе и Японии. В разных странах Европы оно тоже существенно различается (например, в Великобритании, ФРГ, Франции)[1]. При этом наблюдаются различия трактовок и у авторов внутри указанных стран.

Для значительного числа публикаций отечественных и некоторых зарубежных авторов такие термины, как «управление человеческими ресурсами», «управление персоналом», «кадровый менеджмент», «управление кадрами» вообще являются синонимами. Для ряда других авторов «традиционное управление кадрами или управление персоналом», «кадровый менеджмент и управление человеческими ресурсами» – не одно и то же. Ряд специалистов отличают «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», однако признают, что большинство традиционных направлений управления персоналом и функций служб персонала (подбор персонала, адаптация, аттестация работников, решение проблем конфликта, стимулирование, мотивация и др.) по-прежнему сохраняются в сфере управления человеческими ресурсами. Общим во всех подходах является понимание того, что речь идет об управлении людьми на новом (постиндустриальном) этапе развития общества.

Термин «управление людьми»включает в себя ряд взаимосвязанных концепций — управление кадрами (кадровая работа), управление персоналом, управ­ление человеческими ресурсами (УЧР), управление человеческим капиталом (УЧК). Введение термина «управление человеческими ресурсами» (УЧР) фиксирует появление нового направления управленческой деятельности в сфере работы с персоналом, и обозначает обычно высшую стадию развития системы управления персоналом в организации. Л.В. Карташова приводит следующую таблицу исторических этапов развития концепции управления человеческими ресурсами[2]:

 

 

В укрупнённом представлении развитие описывается в терминахпостепенного перехода от традиционных экстенсивных методов работы с кадрами(в стиле административного управления или работы отдела кадров)через инструментальную менеджерскую деятельность служб персонала – к новой кадровой политике, ориентированной на развитие человеческих ресурсов и решение задач управления персоналом на перспективу.Взаимосвязь между этапами в таком представлении мы рассматривали в предыдущей лекции. В плане исторического развития они представлены на рис. 1.

 

 

 

Рис.1. Взаимосвязь между различными аспектами управления людьми в историческом развитии

 

Управление кадрами – работа с персоналом в организации в стиле административного управления или традиционной работы отдела кадров.

Управление персоналом - занимается получением, организацией и мотивацией человеческих ресурсов, необ­ходимых для предприятия, учреждения, организации.

Управление человеческими ресурсами - стратегический и согласованный подход к управлению самыми ценными активами организации — работающими там людьми, которые вносят инди­видуальный и коллективный вклад в достижение ее целей.

Управление человеческим капиталом - подход к получению, анализу и форми­рованию данных, который дает представ­ление об управлении получением добав­ленной стоимости, создаваемой людьми, стратегических инвестициях и опера­ционных решениях, принимаемых на уровне руководства и менеджеров низшего звена.

 

В США ввод термина «Human Resource Management» (HRM) в научный оборот и в практику менеджмента применительно к работе деловой организации датируется началом 70-х гг. XX в.Использование термина «управление человеческими ресурсами» (УЧР) в России начинается лишь с конца 80-х гг. XX в. С исторической точки зрения логично отнести управление персоналом к индустриальной стадии развития общества, а управление человеческими ресурсами к периоду становления постиндустриального общества.Однако, исходя только из такого представления, при описании процессов, охватывающих управление сотрудниками современной организа­ции, термин «управление персоналом» начинает вытесняться термином «управ­ление человеческими ресурсами» (УЧР), что вряд ли является оправданным. Скорее это взаимосвязанные виды управленческой деятельности, имеющие и общие, и особенные черты. Сходство и различия между УЧР и управлением персоналом обобщены в табл. 1.

return false">ссылка скрыта

 

Таблица 1. Сходство и различия между УЧР и управлением персоналом

(Источник; Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2009, с. 49.)

 

Сходство:   Различие:  
1. Стратегии управления персоналом, подобно стратегиям УЧР, вытекают из стратегии бизнеса 2. Управление персоналом, так же как УЧР, при­знает, что менеджеры подразделений отвечают за руководство людьми. Подразделение службы персонала дает необходимые советы и оказы­вает техническую поддержку менеджерам, помогая выполнять тем свои обязанности 3. Ценности управления персоналом и по крайней мере «мягкого» варианта УЧР идентичны: мы говорим об «уважении к личности», необходи­мости уравновешивать потребности работника и организации, о развитии людей с целью дости­жения максимального уровня компетентности как для собственного удовлетворения, так и для содействия достижению организационных целей 4. Как управление персоналом, так и УЧР призна­ют, что одна из их основных функций — подби­рать людей в соответствии с постоянно меня­ющимися требованиями организации: ставить нужных людей на выполнение соответствующей им работы 5. Одни и те же методы отбора, анализа компе­тентности, управления показателями деятель­ности, обучения, развития руководителей и управления вознаграждениями используются как в УЧР, так и в управлении персоналом 6. Управление персоналом, так же как мягкий вариант УЧР, придает большое значение процессам коммуникации и участия во внут- ренней системе отношений работников   1. УЧР делает акцент на соответствии стратегии и интеграции     2.УЧР основывается на философии, ориентированной на бизнес и менеджмент     3. УЧР придает большое значение управлению культурой приверженности (взаимности)     4. УЧР делает больший акцент на линейных менеджерах, поскольку именно они внедряют в жизнь политику ЧР   5. УЧР — целостный подход, затрагивающий общие интересы организации: он признает интересы ее членов, но подчиняет их интересам предприятия     6. Предполагается, что специалисты по УЧР выступают в качестве деловых партнеров, а не администраторов по персоналу     7, УЧР рассматривает работников как ценный актив компании, а не источник расходов  

 

В наиболее общем видеуправление человеческими ресурсами (УЧР)обычно определяется как такоенаправление управленческой деятельности, в котором человеческий компонент (или персонал) деловой организации рассматривается как один из важнейших ресурсов ее успешного функционирования и развития, фактор ее эффективности и роста, средство достижения стратегических целей.Люди теперь рассматриваются как достояние компании, как важный и дефицитный ресурс, используемый ею в конкурентной борьбе, который надо размещать, мотивировать, развивать. Возможность же эффективного использования человеческого ресурса связывается с новой кадровой политикой, ориентированной на развитие человека, на удовлетворение потребностей и интересов работников, на социальное партнерство, на увязывание личных и организационных целей. В этом контексте УЧР рассматривается как деятельность, которая способствует развитию человека, наиболее эффективному использованию работников для реализации как общеорганизационных, так и их личных целей.

Разногласия между различными авторами проявляются при попытке точнее определить место и специфику этого направления деятельности по сравнению с другими родственными направлениями управленческой деятельности.

Для выявления специфики УЧР выделяют самые разные основания.Приведем список наиболее часто упоминаемых отличий. В качестве таковых в литературе фигурируют следующие концептуальные признаки управления человеческими ресурсами (УЧР):

 

1) ориентация на опережающий характер деятельности, а не на решение текущих практических задач, решаемых организацией [Управление персоналом, 1997; Журавлев, Карташев, 2000; Управление персоналом, 1999];

2) интеграция сферы планирования человеческих ресурсов со стратегическими целями компании [Garavan, 1991; Handy, Barham, Panter, 1989; Управление персоналом, 1997]; Управление персоналом, 1999];

3) ориентация всех, кто работает в этой сфере, на решение кадровых задач с учетом состояния и динамики внешней среды организации и интеграция текущих потребностей организации с окружающей деловой средой; баланс потребностей интегрированной организации с окружающей средой [Garavan, 1991; KrulisRanda, 1990; Управление персоналом, 1997];

4) трансформация организационной стратегии в стратегию развития человеческого потенциала; интеграция традиционных кадровых функций в единую кадровую программу, увязанную со стратегией бизнеса [Meshoulam, Baird, 1987; Garavan, 1991; Handy, Barham, Panter, 1989];

5) включение в перечень задач УЧР задачи организационных изменений и задачу развития организации [Garavan, 1991; Storey, 1992; Журавлев, Карташев, 2000];

6) ориентация на решение задач, связанных с организационным проектированием и реконструкцией [Журавлев, Карташев, 2000];

7) ориентация на работу с персоналом в режиме горизонтального управления персоналом, децентрализация функций УП и сосредоточение их в линейных подразделениях [Управление персоналом, 1997; Журавлев, Карташев, 2000];

8) ориентация на формирование командных форм работы в организации [Хертог, ден Толлен, 2002; Управление персоналом, 1997];

9) ориентация наразвитие человеческих ресурсов, обычно отождествляемая с обучением [Handy, Barham, Panter, 1989; Тейлор, 2002; Хилб, 2002; Журавлев, Карташев, 2000];

10) профессионализация специалистов по УП и повышение роли специализированных профессиональных служб управления персоналом [Управление персоналом, 1997; Иванцевич, Лобанов, 1993; Травин, Дятлов, 1997];

11) инновационный характер деятельности менеджеров по управлению человеческими ресурсами [Травин, Дятлов, 1997; Журавлев, Карташев, 2000; Щербина, 2003];

12) стремление к наиболее полному использованию наличного потенциаладиверсифицированной рабочей силы [Garavan, 1991];

13) нацеленность кадровой политики на формирование и развитие сильной корпоративной культуры[Журавлев, Карташев, 2000; Хофштеде, 2002];

14) ориентация менеджера или консультанта по УЧР на помощь линейным управленцам [Garavan,1991; Управление персоналом , 1997];

15) изменение принципов взаимоотношений администрации с работниками и профсоюзами, активизация функций, связанных с налаживанием трудовых отношений в организации; формирование отношений партнерства с администрацией и организацией ее персонала с учетом интересов работников; конструирование отношений производственной демократии [Волгин, Митирько, Модин, 1995; Управление персоналом, 1997; Иванцевич Лобанов, 1993; Управление человеческими ресурсами, 2002; Страус, 2002; Кроуч, 2002; Хаммер, 2002; Эдвардс, 2002].

 

Такой перечень дает достаточно полное представление о специфике управления человеческими ресурсами, хотя значимость отдельных признаков в этом списке разная. Некоторые из приведенных признаков взаимно дополняют друг друга и могут быть агрегированы вокруг таких укрупненных факторов, как работа с динамичной внешней средой, стратегическая ориентация в работе с человеческими ресурсами, ориентация на развитие организации, сотрудничество и партнерство, изменение организационной структуры.

Существуют попытки выделить укрупненные критерии для различения традиционного управления персоналом и УЧР.Одна из достаточно популярных в Западной Европе интегрированных версий выделяет три укрупненных основания, позволяющих отличить УЧР от УП:

Функция управления персоналом здесь должна быть представлена на высшем уровне управления (совет директоров); 2) работники, представляющие эту сферу, должны быть вовлечены в разработку стратегии бизнеса; 3) все линейное руководство должно принимать участие в реализации программ УЧР.

Фактически это признаки, которые группируются вокруг ориентированности сферы УЧР на задачи стратегического развития человека и развития организации.

Некоторые отечественные авторы[Дятлов, Кибанов, Пихало, 1988] выделяют другие основания:

1) термин «управление человеческими ресурсами» обычносвязывается с работой с кадрами на социетальном (возможно, и региональном) уровне или в межорганизационном пространстве(за пределами организации), в то время как работа с кадрами внутри организации обычно именуется УП;

2) размер организации: работа с кадрами в небольших организациях, не имеющих соответствующего специализированного функционального подразделения, часто именуется управлением персоналом, в то время как работа в крупной организации, имеющей такое подразделение, именуется УЧР;

3) уровень включенности работников, занятых управлением персоналом, в работу по стратегическому развитию организации (работа, ориентированная на задачи стратегического развития организации, именуется УЧР, в то время как традиционная работа с персоналом именуется – УП).

Для многих специалистов экономического профиля отправной точкой для такого различения является то, что в основе концепции УЧР лежит признание экономической целесообразности капиталовложений и инвестиций в человеческий ресурс. На этой основе появились концепции управления человеческим капиталом.

Попытаемся обобщить и выделить наиболее существенные, с нашей точки зрения, аспекты управления человеческими ресурсами.