Характерные черты человеческих групп

Наиболее заметным отличием организации группы людей от организации групп у других видов животных является то, что каждая особь животного проживает всю жизнь преимущественно в одной группе, а случаи перехода в другую группу для животных возможны, но не типичны.

Человек меняет группы на протяжении всей жизни, причем по несколько раз в день:семья, работа, клуб по интересам, рыбалка с друзьями, общение на форуме. Соответственно ранги одного и того же человека внутри различных групп могут заметно отличаться: подкаблучник жены, помыкаемый к тому же собственными детьми, может быть властным начальником, держащим в ежовых рукавицах подчиненных на работе и вполне обходительным партнером на танцах, и т.п.

Для сравнения напомню, что у наших ближайших родственников, человекообразных обезьян, миграция из группы в группу крайне затруднена.

Стая шимпанзе может принять самку из чужой группы, но чужого самца группа не примет никогда, он будет избит. Самцы шимпанзе собираясь небольшими группами контролируют границы своего участка и атакуют любого чужого самца, завершением атаки может быть либо бегство чужака, либо его смерть. У горилл в чужую группу может быть принят молодой самец, которому в дальнейшем предстоит еще заслужить какой-то промежуточный ранг.

Отношения у животных выражаются в форме агрессии или заботы по отношению к другим членам группы. По сравнению с человеком другие животные проявляют свое отношение довольно однозначно.

Конечно, наивный наблюдатель может не разгадать сигналов другого вида и соприкосновение ртами двух рыб может быть расценено, как сентиментальное проявление любви, поцелуй, а на самом деле это проявление агрессии двух самцов, заканчивающееся смертью одного из соперников, если рыб не разнять. Такое прямое проявление агрессии нередко оказывается вредным для выживания вида в целом, поэтому необузданные агрессоры вымирают, а в поведении популяций закрепляются замещающие физическую агрессию формы поведения, ритуальные сражения.

В современном человеческом обществе прямая агрессия также считается неэффективной и обуздана различными условностями. Даже война, являясь наиболее жестокой формой человеческой агрессии, ведется в соответствии с определенными правилами. В повседневной жизни агрессия подавляется в основном культурными и моральными традициями, примитивное агрессивное поведение считается хамским и ведет к понижению ранга члена общества. Агрессия во многом трансформировалась и приобрела черты, которые не могут быть опознаны с первого взгляда.

Например, в мужских группах ранговые сражения происходят в основном в форме подшучивания друг над другом. Мужские шутки бывают подчас весьма жестокими, но обидевшийся на них рискует понижением своего ранга в группе.

Агрессия также может проявляться и в невербальных формах, например, в одежде, эксплуатирующей имидж силовика − военного, мафиози, спортсмена. Занятия спортом позволяют перенаправить человеческую агрессию в общественно приемлемую форму, в которой все ранговые сражения выражены кристально четко.

Признание высокого ранга и формы подчинения выражаются у современных людей в основном в форме лести, преподнесения подарков, вербальном груминге (дружественной беседе), а более тактично в форме взаимного обмена любезностями.

Противоположная агрессии опека,забота в человеческих группах также заметно отличается от однозначно выражаемых форм опеки у других видов животных.

Альфа группы других животных имеет, как правило первоочередное право на пищу, на ресурс в широком смысле. Чем сложнее добыть эту пищу, тем больше это право приближается к монопольному: найденная даже другим членом стаи пища уступается альфе, а тот сначала кушает сам и затем делит остатки пищи между остальными членами группы в соответствии с рангами в иерархии либо позволяет субдоминантам вступить в борьбу за обладание пищей.

Родительская забота у других видов выглядит не столь примитивно, а порой весьма изыскано. Детеныши животных находятся как бы вне ранговой борьбы, за ними нередко заботятся не только родители, но и другие члены группы, агрессия на детенышей не распространяется.

Все эти черты, по-видимому, можно было наблюдать и у Homo sapiens на заре становления вида, но даже у примитивных культур формы опеки сильно изменились и замаскировались под воздействием традиций и морали.

Но и в наиболее цивилизованных обществах существуют правила поведения за столом, в более цивилизованной форме представляющие собой правила распределения пищи, которые при этом бы не провоцировали бы присутствующих на проявления агрессии. В одних культурах это выражается в том, что жена доедает блюдо после мужа, в других мужчина пробует первым вино, чтобы угодить женщине.

В отношении детей также существует опека и даже протекционизм. Хотя и здесь видны родовые пятна агрессивных животных, обхождение с ребенком высокорангового человека является подчеркнуто учтивым.

У многих приматов молодой самец может продвинуться по иерархии за счет благосклонности взрослых самок, воспитывающих детенышей. Такие самки преимущественно обладают высоким рангом в группе. Продвижение низкорангового молодого самца происходит в том случае, если он берется опекать детеныша, пускай и неумело. Подобное поведение можно видеть, хоть и в трансформированном виде, и у людей: молодой человек помогающий ребенку улучшает свой имидж в глазах женщин, причем очень существенно. Напротив, пренебрежение к детям, в данном случае чужим, считается грубейшей формой оскорбления и приводит к серьезному проигрышу рангового сражения.

Даже в таких агрессивных группах, как тюрьма, отношение к совершившим насилие в отношение детей, крайне неуважительное.

Конечно, многие коллизии и парадоксы человеческих групп в отношении детей также невозможно понять без учета религиозных и моральных традиций той или иной группы. У большинства видов животных потерявшийся детеныш не будет принят в чужую группу.

В некоторых человеческих культурах практиковались похищения людей и воспитание чужаков. В частности, янычары, ставшие для многих синонимом османства, на самом деле не являются турками, это дети, привезенные из других стран и воспитанные в военных традициях турецкого общества времен Османской империи.

В результате янычары проявляли больше патриотизма, чем этнические турки. В христианской традиции распространено воспитание сирот, которые в последствии становились апологетами церкви. Не всегда в монастырях воспитывались сироты, нередко это были дети, выкупленные монахами у «плохих» родителей. Подобная форма воспитания известна и для СССР, например, суворовские и нахимовские училища, сформированные изначально для воспитания сирот войны.