Ранги в человеческой группе

Упомянутые выше объекты (иерархия, группа в целом) и характеристики (ранги членов группы) являются статическими. Сами по себе они не создают никаких взаимодействий в группе, но фактический ранг и ранговые притязания создают мотивацию к взаимодействиям членов группы. Эти взаимодействия всегда полагают целью повышение ранга или его подтверждение (никто не действует себе во вред), хотя сражение может быть проиграно.

Таким образом мы приходим к тому, что осознанно ли, не осознанно ли, но подавляющее большинство людей в любой группе воплощают одну и ту же цель – повышение собственного ранга в группе насколько это возможно. Здесь полезно различать как минимум три различных формы ранга, характеризующих каждого члена группы:

1) фактический, т.е. максимально адекватно отображающий вклад данного человека в группе (конечно, при допущении, что группа требует от каждого своего члена определенного вклада и адекватно его вознаграждает за это).

2) имиджевый, т.е. субъективная оценка отдельного члена в глазах остальных членов группы. Из опыта понятно, что имидж во многих случаях может разительно расходиться с фактическим рангом.

3) целевой, т.е. тот ранг, к которому стремится в данный момент член группы.

Как видим это не атрибуты одного ранга и не его составляющие, это три точки на иерархичсекой прямой, отражающие три разных аспекта, три взгляда на одного человека:

  1. что человек из себя действительно представляет,
  2. как мы его воспринимаем и
  3. чего он добивается.

Несоответствие этих трех рангов у одного члена группы порождает невероятное количество коллизий. Многие из них вполне очевидны исходя из нашего личного жизненного опыта, часть из них можно предсказать, используя подобную полезную модель. Можно легко видеть, что в большинстве случаев люди активно используют свой имидж для продвижения себя вверх по иерархии. Это продвижение может быть обеспечено за счет:

1) поддержки большого числа низкоранговых (демократия)

2) доказательства перед высокоранговыми соответствия имиджа фактическому рангу (карьеризм)

3) прямого конфликта с низкоранговыми членами группы (тирания)

4) закулисного манипулирования другими членами группы в своих интересах, как правило направленного на относительное понижение рангов других членов

5) уступка части накопленного личного ресурса (взятка или подкуп)

Фактический, имиджевый и целевой ранги одного человека выстраиваются именно в таком порядке и между ними имеется некая дистанция. Для сравнения уподобив это физике, три уровня рангов можно сравнивать с потенциальной энергией тела, покоящейся на трех разных энергетических уровнях, а усилия, необходимые для перемещения на более высокий уровень могут быть уподоблены работе.

Оставаясь в рамках этой же аналогии работа может быть выполнена как за счет действительно мощных усилий самого члена группы, так и чужими руками. Один из распространенных сценариев такого развития событий заключается в улучшении имиджа члена группы, рассчитанное на то, что таким образом он привлечет к себе большую часть членов, создаст с ними коалицию, а они его делегируют выше, рассчитывая на его покровительство в будущем.

По-видимому, не требуется больших доказательств как распространенности этого метода, так и огромного числа его конкретных реализаций. Политические и карьерные маневры являются живым примером ранговых игр у людей, а пресса и литература фиксирует невероятное количество примененных тактик и стратегий этих игр.

Вполне распространен и вариант, когда делегирующие члены на самом деле не принимают предлагаемый имидж кандидата, но все же соглашаются поддержать его. В таком случае кандидат должен расходовать часть личного ресурса на подкуп.

Игры, которые ведутся в отношении ресурса также обладают некоторыми очевидными правилами:

1) повышение ранга хоть и не всегда, но обычно связано с возможностью привлечения большего ресурса. Поэтому продвигаясь вверх по иерархии люди понимают необходимость потратить данный ресурс, чтобы заработать больший

2) имидж и ресурс до определенной меры связаны и при необходимых навыках вполне конвертируемы

3) среди людей можно выделить тех, кого больше привлекает продвижение по иерархии, и тех, для кого целью является скорее накопление ресурса. Это две тенденции, крайности которой также хорошо известны: от голого короля до скупого рыцаря

Собственно, дальнейшую детализацию правил ранговых игр в человеческих группах можно производить как угодно долго и как угодно долго можно приводить различные примеры. Но перечисленного количества свойств, объектов и процессов вполне достаточно для того, чтобы объяснить и предсказать поведение в подавляющем большинстве случаев.

Например, отвлеченный разговор во время перекура или в транспорте даже малознакомых сотрудников становится вполне объяснимым: таким образом взаимное выяснение намерений и возможностей среди членов группы, создание и поддержание коалиций. Важно и то, что это не изобретение человека, такой разговор можно уподобить груммингу, который приматы широк используют для укрепления коалиций внутри группы. Обычно коллектив не станет отпускать слишком соленые шутки в отношении нового члена группы, фактический ранг которого не до конца понятен, можно и нарваться. Но при помощи так называемых дружеских шуток, которые заменяют собой по сути физические столкновения, члены группы выстраивают между собой иерархии.