ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС АУТЕНТИФИКАЦИИ И ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

В жизни человека есть несколько определяющих моментов, над которыми он задумывается особенно серьезно. Одним из них является выбор своего профессионального пути. Иногда такой выбор человек совершает не единожды, но каждый раз это процесс чрезвычайно мучителен, сопряжен со многими психологическими трудностями: с переоценкой собственных возможностей, с ломкой сложившихся отношений, с попыткой просчитать все “за” и “против”, ответить на смыслообразующие вопросы типа “зачем мне все это?” и уговорами самого себя и окружающих в целесообразности этого рискованного шага и т.п. Может быть поэтому психологи и врачи относятся к выбору человеком профессии (или ее смене) как к сильнейшему дистрессу.

Известный грузинский философ М.К.Мамардашвили утверждал, что самое красивое зрелище в человеке - когда он идет на пределе того, на что вообще способен человек. И поскольку предел неизвестен заранее, то нужно себя ставить на карту и идти. Поставить на карту - значит рискнуть, сделать шаг в неведомое. Препятствуют человеку при этом три основные порока - лень, страх и надежда. Они сковывают его, парализуют “волю к гениальности” и в итоге не позволяют ему быть самим собой и не позволяют быть дерзновенным. Такой человек, к сожалению, проживает чужую жизнь. Она может быть спокойной, богатой и социально вполне успешной. Но такую жизнь нельзя назвать самоосуществлением, самореализацией и творчеством.

Жизнь невозможна без усилий человека, и эти усилия должны быть направлены прежде всего на два главные и взаимосвязанные процесса - поиск себя, своей аутентичности и далее, или вместе с этим, поиск своего “места под солцем”, индивидуального стиля жизни и деятельности. Первичны, конечно, самоосознание и самоидентификация. Но по мере развития человека вышеуказанные процессы начинают протекать параллельно. Он познает свое “Я”, его достоинства и ограничения, пытается, исходя из них, сориентироваться в выборе карьеры, а выбор этот, в свою очередь, ведет человека к границам “Я” и за его пределы. Любое творчество, и профессиональное в том числе, по своей сути трансцендентно. Оно раздвигает границы не только самопонимания и самоузнавания, но изменяет и наше мировосприятие.

Главным критерием правильно избранного жизненного и профессионального пути является радость, радость не беззаботная и беспричинная, а радость, возникающая в результате преодоления - прежде всего преодоления своей лени, своего страха, ограниченности и невежества. Именно такая радость дает человеку необыкновенное ощущение беспредельной свободы, веры в собственные силы, рождает в нем желание любить, творить, быть дерзновенным. Почему человек, хотя бы единожды испытав это состояние, так ценит его?

Границы, пределы каждого человека задаются не только природными задатками, наследственностью, но и многими социально-культурными институтами. Пределы эти, как мы отметили выше, неизвестны заранее, но, подразумевается, что они все же есть. Наше будущее, в том числе и профессиональное, во многом формируется нашим прошлым: воспитанием в семье и существующими в ней отношениями, воспитателями и учителями, приятелями и кумирами - всеми, кто вольно или невольно был с нами в нашем детстве и отрочестве и воздействовал на становление и развитие нашего “Я”. Данные, собранные петербургскими исследователями по проблеме карьерных ориентаций на различных выборках российских испытуемых, подтверждают это. В целом респондентов характеризует ярко выраженная ориентация на карьеру, позволяющую человеку почувствовать свою автономию (независимость), когда существует потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Второй по выбору явилась ориентация на интеграцию стилей жизни, когда человек не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь, чем конкретную работу, карьеру или организацию. Почти каждый восьмой респондент выбрал карьерную ориентацию “служение”, для которой свойственна “работа с людьми”, “служение человечеству”, “помощь людям”, “желание сделать мир лучше” и т.д. Примерно такой же процент испытуемых избрали для себя в качестве основной ценности карьеры стабильность и предсказуемость: стабильное место работы, стабильная зарплата, стабильное местожительство. Лишь на пятом месте оказалась такая ориентация как “профессиональная компетентность”. Каждый девятый выбрал карьерные ориентации “менеджмент”, “предпринимательство” и “вызов”.

При внимательном рассмотрении и социально-психологическом анализе полученных данных нетрудно сделать выводы о том, в какой социокультурной атмосфере находился и находится тот или иной респондент, ибо каждый из них через выбор карьерной ориентации проявляет не только себя и свои “границы и пределы”, но и определяет направление “прорыва”.

Человек рождается дважды: как биологическое и как духовное существо. Духовное восхождение к самому себе начинается с того момента, когда человек осознает свою индивидуальность и самобытность, когда он начинает освобождаться от несвойственных ему жизненных и поведенческих сценариев и схем, навязанных кем-то ранее, когда от опоры на кого-то или что-то человек переходит к опоре на себя. Один на один с миром, без посредников. И этот прорыв к своему сущностному “Я” человек не завершает всю свою жизнь, совершая его каждый раз заново.

Профессиональное образование в вузе на первом этапе своей сверхзадачей должно считать пособничество молодому человеку в деле самоопределения и аутентификации, пособничество в его духовных поисках собственного “Я”. Далее, в процессе профессионального обучения, следует привести будущего специалиста к такому интегративному знанию, которое позволило бы ему уже в студенческие годы ощутить состояние радости, состояние свободы и уверенности в своих силах, желание жить и работать творчески. Самоопределиться в профессии - значит определиться не только в своей аутентичности, в понимании своего естества, своей подлинности, но определиться и в своей трансцендентности - прорывеза границы “Я”, к смыслам собственной жизни и деятельности.

 

// Человек в мире духовной культуры: Тезисы межвузовской научно-практической конфе- ренции молодых ученых. - М.: Изд-во МГУК, 1999. - С. 92-94.

 

 

Аверьянов А.И.

 

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА И ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

 

Термин “идентичность” появился в философии Д.Локка и был определен им как осознание индивидом собственной личностной тождественности, простирающейся на любое прошлое действие или мысль. Спустя более чем два столетия в науке нет терминологической ясности и единства, несмотря на множество интересных и оригинальных подходов к проблеме идентичности. Отбросив различия в этих подходах и сконцентрировав свое внимание на наиболее важных “общих местах”, попытаемся ответить на вопрос что же такое идентичность. Идентичность - это некоторый результат познания человеком своего “Я”, точнее той сущностной инварианты, которая осознается им в различных фазах его существования и остается непрерывной и постоянной. Иначе говоря, человек в течение всей своей жизни меняется, с ним что-то происходит, но всегда у него сохраняется ощущение, чувство собственного “Я”. Вероятно, если бы мы говорили о структуре идентичности, мы бы говорили непременно о такой составляющей как “центральная идентичность”. Рассматривая современную социально-культурную ситуацию и констатируя при этом утрату человеком своей идентичности, исследователи говорят как раз об утере “центра”, о потере равновесия, о том, что сегодня человек находится на окраинах самого себя и, как следствие этого, он дезориентирован, подавлен и растерян.

Согласно модели Р.Фогельсона, идентичность включает в себя четыре компонента: 1) реальная идентичность - самоотчет индивида о себе, его самоописание “я сегодня”; 2) идеальная идентичность - позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть; 3) негативная, “вызывающая страх” идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть; 4) предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности. Очевидно, что понятие идентичности включает в себя два взаимосвязанных аспекта - социальный (ориентированный на социально-нормативную среду) и личностный (ориентированный на уникальность проявлений человека). Другими словами, для обретения своей идентичности человеку недостаточно только самого себя, ему всегда необходимо общество - те, кто эту идентичность признает. Особенно важным это оказывается для людей с еще несформировавшейся идентичностью.

По мнению ряда психологов, идентичность человека в основном формируется в подростковом возрасте и ранней юности. Это, правда, не гарантирует ему того, что в течение его последующей жизни не наступит кризиса идентичности, когда он вынужден будет пересмотреть и переконструировать заново всю систему представлений о самом себе и об окружающем мире. На наш взгляд, современная ситуация в государстве российском поставила вопрос об идентичности в ряд самых злободневных и важных. Не последнюю роль в его решении должны сыграть учебные заведения, поскольку основная цель любого образования - помочь человеку в полной мере реализовать свои возможности. Но зададимся вопросом: знает ли молодой человек свои потенции, знает ли он сам себя, определил ли он собственные желания, предпочтения и цели? Клинические исследования этой характеристики подтверждают некогда высказанную Э.Фроммом мысль о том, что среднестатистический человек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле, чего он хочет, что он думает, какова его точка зрения. Вполне очевидно, что само-реализация возможна лишь при некотором знании своего “Я”.

Идентичным самому себе человек становится только в акте выбора. Мы допускаем, что человек, выбирая высшее учебное заведение и специальность, которой он хочет овладеть, тем самым приближается к собственной идентичности. Если, конечно, этот выбор - не отчаянная попытка избежать службы в армии, или какая-то иная вынужденная мера (хотя, заметим, последнее - тоже акт выбора).

Студенческие годы (18-23 года) являются сензитивным периодом для формирования личностной и профессиональной идентичности. В этом возрасте человек интегрирует в самом себе весь свой прошлый опыт, серьезно задумывается о смысле жизни, о своем предназначении, о выбранной профессии, о создании семьи, о месте жительства и работы и т.д. Все вопросы не из легких. Именно эти сложные выборы заставляют молодого человека обращаться к самому себе, к своим чувствам и ощущениям, много рефлексировать и рисковать. Причем чем одареннее человек, тем труднее и дольше для него протекает процесс идентификации.

Пристрастия являются отражением характера и личности. Желание получить художественное образование возникает, как правило, у людей с более тонкой психической организацией. Их отличает повышенная ранимость, чувствительность, впечатлительность, рефлексивность, обидчивость, некоторая амбициозность. Художник творит из себя и чаще для себя, хотя и нуждается всегда в одобрении и поддержке других людей. А.Маслоу утверждал, что эффективное обучение музыке, искусству, танцу или ритмике по самой сути гораздо ближе, чем преподавание так называемых “основных предметов”, к сущностному образованию, то есть к обучению, необходимой частью которого является познание человеком своей идентичности. Образование - это научение росту, научение тому, как устремляться вперед и вверх, отличать хорошее от плохого, желанное от нежеланного, достойное выбора от недостойного. Искусство, с точки зрения сущностного научения, сущностной педагогики и сущностного образования, настолько тесно сплетены с психологической и биологической сущностью человека, так близки его глубинному, биологическому “Я”, что пора перестать воспринимать эти учебные курсы как неуместную роскошь, как кружева и оборки на школьном платье, и

признать их основными предметами нового образования... Высшей формой выражения своеобразия личности является искусство. Любая научная теория, любое открытие, любое изобретение в большей мере детерминировано требованиями внешней ситуации, нежели уникальной природой ее автора. Не родись Менделеев, кто-нибудь другой обязательно составил бы периодическую таблицу химических элементов. Но полотна Сезанна могли выйти только из-под кисти Сезанна. Только художник незаменим. В творческом процессе человек раскрывает и реализует свою сущность, свою уникальность, тем самым приближаясь к познанию собственного “Я”, самоидентичности.

Наивно думать, что все студенты осознанно стремятся к самореализации, к личностному росту, к познанию своей идентичности. Это, как нам известно, - высшие потребности человека, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей нижних уровней. Последние, заметим, у многих наших студентов фрустрированы. Стоит ли в таком случае говорить о потребностях высших? Ответ однозначный: да. Стоит потому, что, однажды возникнув в сознании человека, эти более высокие потребности, а соответственно и более высокие ценности уже мало зависят от степени удовлетворения низших потребностей, т. е. обретают функциональную автономию. Задача преподавателей, администрации учебного заведения как раз и заключается в том, чтобы создать такую гуманитарную среду в вузе, так построить социальное взаимодействие и процесс обучения, чтобы в сознании студента хотя бы единожды возобладали высокие потребности, т.н. “пиковое, высшее переживание” успеха, открытия, радости, любви.

 

 

// Человек в информационном пространстве циви- лизации: культура, религия, образование. Тезисы докладов международной научной конференции. 19-21 сентября. - Краснодар-Новороссийск, 2000. - С.344-347.

 

Аверьянов А.И.

 

 

ТВОРЧЕСТВО КАК УЗНАВАНИЕ ДРУГОГО

 

 

Понятие креативности, в самом широком смысле этого слова, можно с полным правом использовать применительно ко всей жизни человека. Особенно актуально это звучит сегодня, когда темп жизни, темп движения истории настолько ускорился, а информационное пространство настолько уплотнилось, что человек в этом стремительном потоке времени и информации не успевает сориентироваться, перестает чувствовать себя комфортно и компетентно. Человек с его доверием к фактам, которые устаревают еще до того, как он с ними “сросся”, с его навыками и умениями, которые он приобрел ранее, оказывается за бортом жизни, если он не способен к креативному существованию.

Известный гуманистический психолог А.Маслоу утверждал, что современность требует иного типа человека, человека с иной картиной мира. Это должен быть человек, способный жить в постоянно изменяющемся, постоянно движущемся мире. Это должен быть человек, который не чувствовал бы себя потерянным в этом мире, которого изменения воодушевляли бы; человек, способный к импровизации, уверенный, мужественный, сильный, который мог бы с честью и радостью встретить неожиданную, новую для него ситуацию. По мнению А.Маслоу, общество, которое не сможет вырастить такого человека, обречено.

Вероятностный характер жизни подсказывает, что креативность может быть рассмотрена как способность человека не только к созданию чего-то нового, оригинального, но и прежде всего как способность к узнаванию Другого, принятию этого другого в свою жизнь и умение с ним взаимодействовать.

Говоря о том, что сама жизнь является процессом творческим, процессом непрерывного узнавания другого, следует особо остановиться на развитии первоосновы - нашего “Я”, находящегося в непрерывном поиске самого себя, всегда стремящегося и никогда не достигающего своей завершенности. Классик театра М.О.Кнебель утверждала, что прежде всего надо стать самим собой, и после этого - стать другим, в этом заключается парадоксальная теория изменения личного и творческого “я”.

Самоидентичность, по мнению ряда психологов, обретается человеком в возрасте 18-23 лет. Сущность ее заключается в том, что человек в эти годы интегрирует в самом себе все то, что он может назвать своим, ему принадлежащим и его характеризующим. Процесс этот бесспорно можно назвать креативным. Постижение собственного Я происходит в двух направлениях. С одной стороны, человек отвечает на экзистенциальные вопросы типа “Кто Я?”, “Какой Я?”, “Зачем Я?” и т.д. С другой стороны, человек пытается понять что есть “не-Я”. Человек, по мнению Г.С.Абрамовой, ищет и находит необходимый для осуществления жизни баланс между разнокачественными сторонами психической реальности, выражающимися разными модальностями: “Я - не-Я”, “Я хочу - Я не хочу”, “Я могу - Я не могу”, “Я думаю - Я не думаю”, “Я чувствую - Я не чувствую” и соответственно “Не-Я хочу - Не-Я не хочу”, “Не-Я могу - Не-Я не могу”, “Не-Я думаю - Не-Я не думаю”, “Не-Я чувствую - Не-Я не чувствую”. Наше “не-Я” - это то, что мы еще в себе не узнали, это тот другой, которого мы еще не осознаем, это наше невоплощенное “Я”. Например, человек говорит о себе: “Ничего не могу поделать”, “Мной словно кто-то управляет” и т.д. Такие люди собственное Я воспринимают только через не-Я.

Процесс преобразования не-Я в Я - процесс креативный, позволяющий расширить пространство Я. Для этого часто необходимы специальные Я-усилия. Наконец, когда сформировано инвариативное Я, когда человек может дифференцировать свое Я и не-Я, когда исчезает страх потерять себя, человек тогда оказывается способным к креативному существованию, сопряженному с трансцендентностью личности.

Взаимодействие модальностей Я и не-Я рождает особое состояние, где уже не существует прежних границ, где происходит слияние их воедино или такое взаимопроникновение, которое характеризуется как “прозрение”, “откровение”, а сам человек чувствует себя в этот момент счастливым и экстатичным. Согласимся с А.Маслоу, который утверждал, что в креативном состоянии человек теряет не только ощущение самого себя, но он теряет и ощущение пространства и времени, он становится наивным, аутентичным, свободным от самоконтроля и давлеющего знания, более цельным, спонтанным, бесстрашным, толерантным и радостным. В этот момент человек узнает другое, доселе ему неизвестное. Это может быть новое знание о самом себе, о человеке вообще, о жизни и смерти... Новое знание в этом случае - результат первичной креативности, когда человек постигает истину в мгновение высшего озарения. Таким образом расширяются границы Я, меняется субъективная картина мира человека.

Вторичная креативность, по Маслоу, связана с Я-усилиями, когда человек стремится придать творчеству какую-либо форму (картина, балет, спектакль, роман и пр.). Здесь мы должны уже говорить о таких качествах личности как трудолюбие, терпение, упорство и т.д. Известно, что от момента возникновения идеи до момента ее реализации дистанция огромного размера. Человек, начинающий прилагать Я-усилия, в начале творческого процесса воплощения первоначальной идеи часто не знает, каков будет результат. Высказывания многих выдающихся деятелей культуры и искусств, науки и техники убедительно подтверждают наше положение. В процессе творчества человек узнает нечто другое, что иногда его самого восхищает, удивляет или возмущает и повергает в уныние.

В свою очередь, результат Я-усилий - воплощенная форма - может нести в себе мощнейшее воздействие на саму личность художника, на его Я. Удачная постановка спектакля, талантливо нарисованная картина или написанный роман может значительно усилить Я человека, повысить его самооценку, придать веру в собственные силы и подвигнуть на новые свершения. Более того, творческий успех может серьезно воздействовать и на физическое здоровье человека.

Таким образом, креативность выступает необходимым качеством современного человека, позволяющим ему узнавать другое - нечто новое - о себе, о своих возможностях, способностях, соответственно узнавать лучше мир других людей, саму жизнь.

 

//Творчество как фактор формирования личности: Материалы второй международной научно-практической конференции. – Тамбов, 2001.-С.46-48.

 

А.И.Аверьянов